Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела проверок государственных закупок С.С. Бугримовой,
членов комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок А.С. Соломатина,
при участии представителей:
ФГОБУВО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации": Е.Ю. Родиной, О.Ю. Малышевой,
ООО "Синертэк": Э.В. Алексеева,
рассмотрев жалобу ООО "Синертэк" (далее-Заявитель) на действия ФГОБУВО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку комплекта оборудования для библиотек на базе радиочастотной идентификации RFID (Закупка N 0373100015717000363) (далее-Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России (N МГ/39254/17 от 07.08.2017) документы и сведения.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования в документации об электронном аукционе в нарушение положений Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. По мнению Заявителя, в аукционной документации установлены требования к составу заявки на участие в аукционе таким образом, что не позволяют участнику закупки определить перечень документов и информации, которую должна содержать заявка на участие в электронном аукционе.
Ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе установлен перечень информации, которую должна содержать первая часть заявки на участие в электронном аукционе.
Ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе установлен перечень документов и информации, которую должна содержать вторая часть заявки на участие в электронном аукционе.
В соответствии с ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных и ст.66 Закона о контрактной системе, не допускается.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что, согласно извещению, предметом закупки является поставка товара.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в п.10 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе. Инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе" Информационной карты аукционной документации установлены требования к составу первой и второй частей заявки на участие в аукционе.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить, каким образом участнику закупки не представляется возможным определить перечень документов и информации, которая должна содержать заявка на участие в электронном аукционе с учетом положений п.10 Информационной карты аукционной документации с учетом того, что предметом закупки является поставка товара.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы Заявителя.
2. По мнению Заявителя, в п.9.10 проекта контракта установлены требования в нарушение Закона о контрактной системе.
Согласно ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст.45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
При этом, в п.9.10 проекта контракта установлено, что "Поставщиком представлено обеспечение исполнения Договора в виде внесения денежных средств на расчетный счет Заказчика в размере __________ руб. (_________________ руб. 00 коп.)"
Таким образом, в проекте контракта заведомо определен способ обеспечения исполнения контракта, что является нарушением ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в жалобе указано, что в п.4.1 проекта контракта установлено положение с использованием понятия "договор", что не предусмотрено Законом о контрактной системе, а именно: "Поставщик обязан осуществить доставку, разгрузку, установку, ввод в эксплуатацию товара, а также обучить персонал Заказчика работе на оборудовании в течение пятнадцати рабочих дней со дня заключения Договора".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в рамках отношений, регулируемых Законом о контрактной системе, понятие "контракт" и "гражданско-правовой договор" являются тождественными.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить, каким образом указание в проекте контракта понятия "договор" нарушает законные права и интересы Заявителя, а также какую норму Закона о контрактной системе нарушил Заказчик.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы Заявителя.
3. По мнению Заявителя, в аукционной документации установлены требования к товарам, которые вводят участника закупки в заблуждение.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В жалобе указано, что в аукционной документации установлены требования, которые вводят участника закупки в заблуждение, а именно:
-в Техническом задании аукционной документации установлено: п.2.1 "Библиотечная RFID метка": "Условия хранения в диапазоне конкретных значений с нижним пределом не менее -5 и верхним пределом не более 35 и не менее 25 градусов Цельсия"; "Рабочая температура в диапазоне конкретных значений с нижним пределом не более -40 и верхним пределом более 85 градусов Цельсия", что, по мнению Заявителя, неправомерно, поскольку к товару установлены противоречивые требования (исключающие друг друга).
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представители Заказчика затруднились обосновать необходимость описания объекта закупки вышеуказанным образом.
-в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе установлено:
· "Показателями товара, не подлежащими изменению, являются значения характеристик товара, в отношении которых не установлены минимальные и (или) максимальные значения показателей товара (например, выключатель автоматический с номинальным током 16 А) либо которые обозначены определенными словами (например, защитное покрытие эластичное, сечение проводника медное) и (или) символами (например, класс горючести материала Г4), а также показатели, обозначенные в виде диапазона значений, в пределах которого способны реализовываться свойство и (или) функция товара (например, температура применения товара от -10 до +20 °С, следовательно, товар должен быть пригоден к эксплуатации при любой температуре из указанного диапазона). Символ "от" - означает, что участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель более указанного значения, не включая крайнее значение. Символ "до" - означает, что участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель менее указанного значения, не включая крайнее значение", что, по мнению Заявителя не позволяет участнику закупки определить, какими определенными словами или символами должны сопровождаться показатели товара, не подлежащие изменению;
· "Если заказчику требуется товар, свойство и (или) функция которого способны реализовываться не в одном, а в разных значениях в пределах определенного диапазона, как это установлено у производителей товара, ГОСТами и (или) другими нормативными документами, то в техническом задании показатели характеристик такого товара представляются диапазонным значением (интервалом, в пределах указанных значений) и сопровождаются словом "диапазон", "в диапазоне" или его производным. Это означает, что свойство и (или) функция товара должны быть способны реализовываться в каждом значении из приведенного диапазона. Если показатели характеристик товара представлены диапазонным значением, то участнику закупки требуется предоставить в заявке конкретные сведения по показателю в виде диапазонного значения, соответствующего техническому заданию документации о закупке. Иными словами, указание диапазона значений и будет являться предоставлением конкретного показателя характеристики товара", что, по мнению Заявителя вводит участника в заблуждение и не позволяет сформировать предложение, в частности по параметру "Рабочая температура", поскольку значение данного параметра является диапазонным.
· "Участник закупки представляет в любой удобной форме сведения о товарах, которые должны быть представлены в первой части заявки в случаях, установленных в пункте 10.2 настоящего раздела. Участник закупки по каждому товару, требования к которому установлены в техническом задании, предоставляет следующие сведения: при описании показателей предлагаемых товаров участник закупки должен исчерпывающим образом указать все характеристики товара, по которым заказчиком в техническом задании документации об аукционе установлены минимальные и (или) максимальные значения или указаны значения, которые не могут изменяться. Не указание всех необходимых характеристик товара будет расцениваться Единой комиссией как несоответствие заявки требованиям документации и приведет к отказу в допуске к участию в аукционе", что, по мнению Заявителя вводит участника в заблуждение и не позволяет сформировать заявку на участие в аукционе, поскольку из вышеуказанного следует, что требования установлены исключительно к минимальным и (или) максимальным значениям показателей или к значениям, которые не могут изменяться, однако требования к товарам и инструкция содержат показатели, которые относятся к диапазонным и альтернативным значениям.
На заседании Комиссии Управления Заказчик согласился с доводом жалобы Заявителя в части установления неправомерных требований в инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что в действиях Заказчика присутствуют нарушения п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в жалобе указано, что следующие требования к товарам вводят участника закупки в заблуждение, а именно:
·"Поставка меток должна осуществляться в рулонах, не более 2000 меток в одном рулоне".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требование установлено в соответствии с порядком эксплуатации меток в учреждении, поскольку большее количество меток в рулоне может создать затруднения в работе сотрудников библиотеки с рулоном большего количества RFID-меток, а также данное требование не ограничивает количество участников закупки.
·"Настольный ридер малой дальности": "Рабочая температура должна быть не менее -25 и не более 70°C. Температура хранения: менее -25 и не более 80°C", что, по мнению Заявителя неправомерно, поскольку присутствуют противоречия, так как данный элемент системы должен быть совместим и взаимодействовать с Библиотечной RFID меткой, при этом температурные диапазоны работы данных товаров различны.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что каждый товар индивидуален по технологическим и функциональным свойствам, а установление требований по температурным показателям не является взаимозависимым для указанных товаров.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя не представил доказательств, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе в части вышеуказанных доводов жалобы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности вышеуказанных доводов жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Синертэк" на действия ФГОБУВО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации" обоснованной в части установления неправомерного требования в п.9.10 проекта контракта; неправомерного требования к товару "Библиотечная RFID метка"; неправомерных требований в инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.1 ст.64, ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде (Арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном Законодательством Российской Федерации порядке.
Председатель Комиссии С.С. Бугримова
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
А.С. Соломатин
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
1. ФГОБУВО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации"
125993, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 49
2. ООО "Синертэк"
194292, г. Санкт-Петербург, ул. Домостроительная, д. 4, лит. А, оф. 421
3. ЗАО "Сбербанк-АСТ"
119435, г. Москва, ул. Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-9392/77-17 об устранении нарушений
законодательства об осуществлении закупок
10.08.2017 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела проверок государственных закупок С.С. Бугримовой,
членов комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок А.С. Соломатина,
на основании решения Комиссии от 10.08.2017 по делу N 2-57-9392/77-17, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Синертэк" (далее-Заявитель) на действия ФГОБУВО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку комплекта оборудования для библиотек на базе радиочастотной идентификации RFID (Закупка N 0373100015717000363) (далее-Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии отменить Протокол подведения итогов, Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе (далее - Протоколы).
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протокол проведения Аукциона;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, Протокола проведения Аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику:
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 10.08.2017 по делу N 2-57-9392/77-17 и разместить соответствующую документацию на Официальном сайте;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить на Официальном сайте информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена в соответствии с ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
5. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 10.08.2017 по делу N 2-57-9392/77-17.
6. Заказчику в срок до 25.09.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8 (495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: predpisanie44fz@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с п.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии С.С. Бугримова
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
А.С. Соломатин
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 августа 2017 г. N 2-57-9392/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.08.2017