Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела проверок государственных закупок С.С. Бугримовой,
Членов комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
К.А. Сомова,
при участии представителя ГБУ "Автомобильные дороги СЗАО":
Д.О. Селяметова,
в отсутствие представителей ООО "Недра Сибири", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/40164/17 от 10.08.2017),
рассмотрев жалобу ООО "Недра Сибири" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Автомобильные дороги СЗАО" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение дополнительных строительно-монтажных работ на парковых территориях СЗАО (Закупка N 0373200067117000316) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/40164/17 от 10.08.2017).
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
1. По мнению Заявителя, в аукционной документации установлен конкретный размер обеспечения исполнения контракта, что нарушает положения Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности, размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно ч.4 ст.96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании ч.1 ст.37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в ст.37 Закона о контрактной системе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с ст.37 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в проекте контракта установлено: "10.1. Принять к сведению, что подрядчик внес обеспечение исполнения контракта на сумму 8 337 730,17 (восемь миллионов триста тридцать семь тысяч семьсот тридцать) рублей, (семнадцать) копеек, что составляет 30% от начальной (максимальной) цены Контракта, в форме ___. Срок действия данного обеспечения - по "31" января 2018 года включительно. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно".
Кроме того, в п.26 "Заключение контракта по результатам электронного аукциона" Информационной карты аукционной документации указано: "заключение контракта осуществляется в порядке предусмотренной статьей 70 44-ФЗ".
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя отсутствовал, а также не представил доказательств, каким образом установление конкретного размера обеспечения исполнения контракта нарушает законные права и интересы Заявителя, а также пояснений, какую норму Закона о контрактной системе нарушил Заказчик.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы Заявителя.
2) По мнению Заявителя, в аукционной документации установлены излишние требования к товарам.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком в Технической части аукционной документации установлены требования к товарам, в частности: -п.Грунт почвенный, готовый к применению, для посадки деревьев и кустарников, устройства газонов и цветников (Плотность; Размер комков в диапазоне; Добавление многокомпонентных искусственных почвогрунтов заводского изготовления); -п.Кабель силовой тип 1 (Допустимый ток односекундного короткого замыкания; Относительное удлинение алюминиевой жилы); -п.Лампы дуговые натриевые (Время, необходимое для достижения на лампе напряжения не менее 50 В; Время зажигания); -п.Смеси бетонные (Осадка конуса; Жесткость); -п.Торф (Зольность; Массовая доля остатков пушицы) и другие.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлены избыточные требования к товарам, поскольку конкретные значения по установленным в аукционной документации характеристикам не представляется возможным определить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, так как конкретные значения вышеуказанных показателей возможно определить только по итогам проведения испытаний определенной партии товара после его производства, что препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика по товару "Кабель силовой тип 1" представил сведения от производителей товаров, согласно которым на этапе формирования заявки участникам закупки представляется возможным указать конкретное значение по параметру "Допустимый ток односекундного короткого замыкания", поскольку данные сведения находятся в свободном доступе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с доводом жалобы Заявителя в части установления излишних требований по товару "Смеси бетонные".
При этом представитель Заказчика затруднился пояснить необходимость использования указанных показателей по товарам пп."Грунт почвенный, готовый к применению, для посадки деревьев и кустарников, устройства газонов и цветников", "Кабель силовой тип 1", "Лампы дуговые натриевые", "Торф", а также не представили сведений, подтверждающих возможность указания конкретных сведений без проведения испытаний конкретной партии товара после производства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товарам установлены в нарушение пп.1,2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Недра Сибири" на действия ГБУ "Автомобильные дороги СЗАО" обоснованной в части установления излишних требования к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пп.1, 2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе Заказчику не выдавать, так как предписание выдано ранее в ходе рассмотрения жалобы ООО "Корадо" по делу о нарушении Законодательства об осуществлении закупок N 2-57-9574/77-17 от 15.08.2017.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии С.С. Бугримова
Члены комиссии: Р.Г. Осипов
К.А. Сомов
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 августа 2017 г. N 2-57-9645/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.08.2017