Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок
Е.И. Мироновой,
Ведущего специалиста - эксперта отдела проверок государственных закупок А.С. Спирякова,
в отсутствие представителей ГБУ г. Москвы "Жилищник района Западное Дегунино", ООО "КРЫМСКИЕ ИНЖЕНЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/37985/17 от 31.07.2017),
рассмотрев жалобу ООО "КРЫМСКИЕ ИНЖЕНЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" (далее - Заявитель) на действия ГБУ г. Москвы "Жилищник района Западное Дегунино" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку материалов и инструмента для сантехнических работ на территории района Западное Дегунино в 2017 году (Закупка N 0373200018817000789) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
В соответствии с письмом Московского УФАС России исх. NМГ/37985/17 от 31.07.2017, на заседание Комиссии Заказчик обязан представить документы и сведения предусмотренные ч. 5 ст. 106 Закона о контрактной системе, в частности: документацию об аукционе, изменения в документацию об аукционе, заявки на участие в аукционе, протоколы рассмотрения заявок на участие в аукционе, протоколы аукциона, аудио, видеозаписи и иные документы и сведения, составленные в ходе размещения заказа или аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке. В нарушение требований ч. 5 ст. 106 Закона о контрактной системе, а также в нарушение требования Московского УФАС России исх. NМГ/37985/17 от 31.07.2017, на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы (вхN.35821-ЭП/17 от 27.07.2017) по существу Заказчиком не представлены запрашиваемые документы и сведения.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам,а именно: п.13 "Трубы стальные водогазопроводные, неоцинкованные, тип 5": "Масса трубы 3.78 но
3.09 кг"; "Длина: от 4 до 12-м", при этом, согласно ГОСТ "Трубы стальные водогазопроводные" такие параметры соответствуют одному метру трубы, в то время, как указать массу требуется указать всего поставляемого товара.
Также Комиссией Управления рассмотрен довод жалобы Заявителя, согласно которому Заказчиком неправомерно установлены требования к поставляемым товарам, которые могут вводить участников закупки в заблуждение, а именно: п. 48 "Уголки стальные, тип 1": "Рабочее давление"; "Максимальная температура перемещаемой среды", п. 49 "Уголки стальные, тип 2": "Рабочее давление"; "Максимальная температура перемещаемой среды", п. 50 "Уголки стальные, тип 3": "Рабочее давление"; "Максимальная температура перемещаемой среды".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки, что в нарушение положений п. 1,2 ч. 1 и ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе может повлечь ограничение количества участников закупки.
2) На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам по п.1, п.9, п.10, п.11, п.12, п.13, п.14, п.15, п.16, п.17, п.18, п.19, п.20, п.21, п.22, п.23, п.24, п.51, п.52, п.53, п.54, п.55 которые, по мнению Заявителя, являются излишними требованиями, что может препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе.
Так, например, Заказчиком установлены требования к предоставлению в составе первых частях заявок конкретных значений предельного отклонения по толщине стенки, предельного отклонения для труб по наружному диаметру, кривизны труб на один метр длины для товара по п.9 "Трубы стальные водогазопроводные"; конкретных значений наружного диаметра, предельного отклонения для труб по наружному диаметру, длину трубы, точности изготовления, типа труб, длины резьбы до сгиба, условного прохода, выдерживаемого гидравлического давления, кривизны труб на один метр длины, массы одного метра трубы, типа резьбы, марки стали, числа ниток, толщины сплошного цинкового покрытия по всей поверхности, выдерживаемого испытания на раздачу, предельного отклонения по толщине стенки для товара по п.22 "Трубы стальные водогазопроводные, оцинкованные тип 6"; конкретных значений предельного отклонения по ширине полки, предельного отклонения по толщине полки, предельного отклонения по длине для товара по п.51 "Уголок прокатный равнополочный горячекатаный, тип 1"; конкретные значения площади поперечного сечения, массы 1 метра, точности прокатки, предельного отклонения по ширине полки, предельного отклонения по толщине полки, предельного отклонения по длине, марки стали, длины, марки стали для товара по п.55 "Уголок прокатный равнополочный горячекатаный, тип 2".
Конкретные значения по характеристикам вышеуказанных позиций не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Заказчиком на заседании Комиссии Управления не представлены документы и сведения, согласно которым показатели по вышеуказанным характеристикам представляется возможным указать участнику закупки без проведения испытаний конкретной партии товара.
Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеприведенные примеры подробного изложения в аукционной документации требований к характеристикам товаров, которые являются, в том числе показателями результатов технологических испытаний товаров, а также характеристиками компонентного состава товаров являются неправомерными, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления вышеуказанных сведений в составе первой части заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалоб и о нарушении Заказчиком п. 1 и п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
Комиссией Управления установлено, что в аукционной документации Заказчика установлены такие положения Инструкции по предоставлению сведений в составе первой части заявки (далее - Инструкция), как "Символ "_.", установленный между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений шире представленного, не включая крайние значения. Символы "_", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений уже представленного, не включая крайние значения", что может вводить участника закупки в заблуждение.
На заседании Комиссии Управления установлено, что заявке N6 отказано в допуске к участию в электронном аукционе N 0373200018817000789 на основании несоответствия представленных в заявке сведений, в частности, вышеуказанным положениям Инструкции, что повлекло к ограничению участников закупки, поскольку требования, установленны таким образом, что могут препятствовать корректному сформированию заявки в соответствии с требованиями аукционной документации.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация, в том числе инструкция, составлена в нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
На основании ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Комиссией Управления установлено, что согласно п.9.3 проекта государственного контракта "Денежные средства возвращаются Заказчиком Поставщику по истечении срока действия данного обеспечения в срок до "___" _______ 201_ г. Денежные средства возвращаются на банковский счет Поставщика, указанный в статье "Адреса и реквизиты сторон".
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что проект государственного контракта составлен Заказчиком в нарушение ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "КРЫМСКИЕ ИНЖЕНЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" на действия ГБУ г. Москвы "Жилищник района Западное Дегунино" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 и п.2 ч.1 ст.33, ч.2 ст. 33, п.2 ч.1 ст.64, ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя комиссии А.В. Гордуз
Члены комиссии: Е.И. Миронова
А.С. Спирякова
Исп. Спирякова А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 августа 2017 г. N 2-57-9052/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2017