Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
членов комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
Ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок А.С. Спиряковой,
при участии представителей ФГБНУ НЦН: В.Л.Зинченко, Н.А. Антипиной,
в отсутствие представителей ООО "ТАНДЕМ", о времени и месте заседания уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России исх. N МГ/39828/17 от 09.08.2017,
рассмотрев жалобу ООО "ТАНДЕМ" (далее - Заявитель) на действия ФГБНУ НЦН (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на закупку продуктов питания (Закупка N 0373100078717000141) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N МГ/39828/17 от 09.08.2017.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует установление в технической части документации неправомерных требований к товарам, требуемым к поставке.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены избыточные требования к товарам, так например:
- В п. 1 "Апельсины свежие" установлено требование "Качество плодов должно соответствовать требованиям и нормам: содержание сахара должно не быть менее 13,0%";
- В п. 6 "Груши свежие" установлено треьбование "Размер плода по наибольшему поперечному диаметру, миллиметрах, должен не быть менее пятидесяти пяти, по массе плода, граммах, не менее ста десяти";
- В п. 8 "Кабачки свежие" установлены требования "Массовая доля плодов потертых, с царапинами и потемнениями от нажимов на поверхности плода, без повреждений мякоти не должна превышать более, в %, 5,0. Содержание плодов неправильной формы, без плодоножки не должно быть, в %, более 5,0. Размер плодов по длине без плодоножки, см, не должен быть более 26,0; масса плодов, г, не должна быть менее 50,0. Миниатюрные кабачки должны быть приблизительно одинаковыми по размеру. Допускаются плоды с отклонениями от установленных размеров не более чем на 10 %, в количестве не более 10 %. Массовая доля плодов неправильной формы, без плодоножки, %, не более 5. Содержание нитратов не должно превышать 400 мг/кг. Кабачки должны поставляться партиями. В каждой партии должна быть продукция одного ботанического и товарного сорта. Кабачки должны пройти калибровку по длине или по массе. В каждой партии кабачков допускается содержание продукции, не отвечающей требованиям качества либо размера для определенного сорта в пределах установленных норм, но не более 10 % от общего количества";
- В п. 7 "Сухофрукты (компотная смесь)" установлены требования "Масса 100 ягод, г, не менее 36. Массовая доля растворимых сухих веществ, %, не менее: 81. Массовая доля свободно отделяемых примесей растительного происхождения, %, не более 0,03. Массовая доля сернистого ангидрида, %, не более 0,01. Массовая доля ягод других видов сушеного винограда, %, не более: не допускается. Массовая доля тощих и недоразвитых ягод, %, не более: 0,5. Массовая доля механически поврежденных ягод, %, не более 5. Массовая доля ягод с плодоножками в готовом продукте, %, не более 4";
- В п. 48 "Сыр" установлено требование "Активная кислотность продукта, ед. рН должна быть не менее 5,15 и не более 5,7 включительно".
Вместе с тем, согласно Инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе (далее - Инструкция) в случае, если в графе "Технические характеристики товара" стоят слова "более", "менее", "не менее", "не более", или если диапазон значений показателя сопровождается словами "от", "до", "не менее", "не более", "менее", "более", "уже", "шире", "не уже", "не шире", "лучше", "хуже", "не лучше", "не хуже", "выше", "ниже", "не выше", "не ниже", "свыше", "превышать", "","", "максимальное значение", "минимальное значение", "min", "max", "как минимум", символом "-", "..." и т. п., то участнику закупки необходимо предоставить конкретное значение показателя товара.
По мнению Заявителя, вышеуказанные требования к характеристикам товаров являются излишне завышенными. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не содержатся в описании товара при их покупке. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Согласно ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе Лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представителями Заказчика не представлено документов и сведений, подтверждающих, что по вышеуказанным характеристикам товаров возможно предоставить конкретное значение без проведения испытаний конкретной партии товара. Кроме того, представители Заказчика согласились, что вышеуказанные характеристики не указываются производителями товаров.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что на участие в электронном аукционе подано 5 заявок.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ТАНДЕМ" на действия ФГБНУ НЦН обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя комиссии А.В. Гордуз
Члены комиссии: Е.И. Ушкова
А.С. Спирякова
Исп. Ушкова Е.И.
(495) 784-75-05 (доб. 126)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 августа 2017 г. N 2-57-9546/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2017