Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.С. Спиряковой,
при участии представителя Администрации городского округа Щербинка: Ю.А. Берлюз, а также при участии представителей ООО "Нортон-Строй": А.Ю. Ломака, М.О. Тарасенко
рассмотрев жалобу ООО "Нортон-Строй" (далее - Заявитель) ООО "Нортон-Строй" (вх. N 36072/17 от 28.07.2017) на действия Администрации городского округа Щербинка (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по комплексному благоустройству прогулочной зоны дворовой территории по адресу: г. Москва, г. Щербинка, ул. Пушкинская, д.3 (Закупка N 0148300041817000067) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует положения аукционной документации, установленных в нарушение Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/38220/17 от 01.08.2017, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком в аукционной документации установлено требование о наличии у участника закупки опыта выполнения работ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N99, при этом, в аукционной документации не установлено требование о наличии у участников закупок свидетельства СРО.
В силу п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п.1 ч.1, ч.2 и 2.1 ст.31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4)необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
На заседании Комиссии Управления установлено, что предметом закупки является выполнение работ по комплексному благоустройству прогулочной зоны дворовой территории по адресу: г. Москва, г. Щербинка, ул. Пушкинская, д.3, НМЦК вышеуказанных аукционов превышает 10 млн рублей, а также выбран код ОКПД2 42.99.29.000 "Выполнение работ по комплексному благоустройству прогулочной зоны дворовой территории". Вместе с тем, в соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Заказчиком установлены требования к опыту работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Согласно ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ст.52 ГрК РФ. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Согласно ч.3 ст.52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации
В соответствии с ч.3.1 ст.52 ГрК РФ застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено ст.52 ГрК РФ, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда.
Таким образом, при проведении Заказчиком закупки по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объекта капитального строительства, в том числе объекта незавершенного строительства, участник такой закупки для соответствия требованиям законодательства должен членом СРО, и отсутствие в аукционной документации Заказчика указанного требования (к участнику закупки о членстве СРО) является неправомерным, что нарушает п.1. ч.1 ст.31, п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе.
2) В составе жалобы Заявителя указано, что Заказчиком не установлены требования о соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом", поскольку согласно п.5.1.3. проекта контракта Заказчиком установлено следующее: "Привлечь к исполнению своих обязательств по настоящему Контракту других лиц - субподрядчиков, обладающих специальными знаниями, навыками, квалификацией, специальным оборудованием и т. п., по видам (содержанию) работ, предусмотренных в Проектной документации", при этом проектная документация отсутствует в составе документов, размещенных в Единой информационной системе.
В силу ч.2 ст. 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
В соответствии с ст.110.2 Закона о контрактной системе Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам" предусмотрен перечень видов работ, в частности, земляные работы, устройство наружных электрических сетей и линий связи, работы по обустройству автомобильной дороги, благоустройство, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к выполнению.
Комиссией Управления установлено, что аукционной документацией Заказчика предусмотрены вышеуказанные работы, при этом, Заказчиком не установлено ограничение на привлечение субподрядных организаций для исполнения государственного контракта в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N570 и ст. 110.2 Закона о контрактной системе.
3) Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в п.5.1.3 проекта государственного контракта установлено следующее: "5.1.3. Привлечь к исполнению своих обязательств по настоящему контракту других лиц - субподрядчиков, обладающих специальными знаниями, навыками, квалификацией, специальным оборудованием и т. п., по видам (содержанию) работ, предусмотренных в Проектной документации", при этом, проектная документация отсутствует в составе документов, размещенных в Единой информационной системе.
В соответствии с п. 1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
На основании п. 1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Комиссией Управления установлено, что проектно-сметная документация не размещена Заказчиков в составе аукционной документации.
Отсутствие проектно-сметной документации в составе документации означает, что Заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, что лишает участника закупки возможности обоснованно сформировать свое предложение.
Представитель Заказчика затруднился пояснить и обосновать указание на необходимость выполнения работ в соответствие с проектно-сметной документацией, указанной в п.5.1.3 проекта государственного контракта.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
4) Согласно доводу жалобы в аукционной документации Заказчика установлены неправомерные требования к товарам, что может ввести участника закупки в заблуждение, а также не позволяет корректно сформировать первые части заявок на участие в электронном аукционе:
- п. "Раствор Тип 1": "В качестве вяжущих материалов в простом и сложном растворе применяется: Гипсовые вяжущие; известь строительная; портландцемент; шлакопортландцемент; цементы пуццолановые; цементы сульфатостойкие; цементы для строительных растворов; глина"; "По применению вяжущим раствор: Простой и сложный", что, по мнению Заявителя является неправомерным, так как, согласно Инструкции по представлению сведений в первой части заявки "В случае перечисления характеристик в графе "Требуемое значение" через знак "точка с запятой", союз "или" разделяющий товары (материалы) необходимо выбрать один из указанных типов, видов, марок и т.п. товаров (материалов)", при этом, согласно п.3.1.2 ГОСТ 28013-92 "Растворы строительные" по применяемым вяжущим растворы подразделяют на: - простые (на вяжущем одного вида); - сложные (на смешанных вяжущих). Таким образом, в ГОСТ 38013-92 для сложных раствором установлено требование к использованию в растворах вяжущих смешанного типа, то есть использование более одного вида вяжущего материала, при этом Заказчиком установил требование к содержанию не более одного вида вяжущего материала.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, ввиду чего Заказчиком установлены требования к товарам, в частности, к товару по п. "Раствор Тип 1" вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы в части нарушения Заказчиком п. 1 и п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
5) Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам, в частности, к товару по п. "Коробки клеммные", поскольку в аукционной документации отсутствуют значения минимальных и максимальных показателей для требуемого параметра "Количество водов М20, М25, М32".
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с вышеуказанным доводом жалобы, а также пояснил, что вышеуказанное требование установлено ввиду технической ошибки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы в части нарушения Заказчиком п. 1 и п.2 ч.1 ст.33, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
6) Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам, в частности, к товару по п. "Провод", поскольку все требуемые марки ПВ4; ПВ1; ПВ2; ПВ3 используемого при выполнении работ товара по п. "Провод" в соответствии с ГОСТ 6323-79 "Провода с поливинилхлоридной изоляцией для электрических установок. Технические условия" имеют 1 число жил, при этом, в аукционной документации Заказчиком установлено требование "Число жил 1".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, на основании чего Заказчиком установлены требования к товарам, в частности, к товару по п.22 "Провод" вышеуказанным образом.
Кроме того, Комиссией Управления установлено, что Заказчиком установлены излишне детализированные требования к товару п. "Провод", поскольку, для однозначной идентификации количества жил провода достаточно затребовать обозначение его марки и указание на ГОСТ.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы в части нарушения Заказчиком п. 1 и п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
7) Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам, в частности, к товару по п. "Болты с гайками и шайбами", поскольку в аукционной документации установлены буквенные обозначения, без расшифровки к какому показателю такие значения относятся:
- п. "Болты с гайками и шайбами": "b не менее 2.0 но не более 6.0 мм"; "s не менее 1.6 но не более 6.0 мм"; "k не менее 0.4 мм".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать, ввиду чего Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ товарам в аукционной документации вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам, используемым при выполнении работ установлены в нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Нортон-Строй" на действия Администрация городского округа Щербинка обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33, п.2 ст.42, п.2 ч.5 ст.66, ч.1 ст.31, ст.110.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии: Е. И. Ушкова
А.С. Спирякова
Исп. Спирякова А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 августа 2017 г. N 2-57-9122/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2017