Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Г.А. Радочинского,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.С. Спиряковой,
при участии представителей:
ГБУ г. Москвы "Жилищник района Тропарево-Никулино": Садян С.Т., Туманова С.В.,
ООО "Фаворит": Цуева Э.С.,
рассмотрев жалобу ООО "Фаворит" (далее - Заявитель) на действия ГБУ г. Москвы "Жилищник района Тропарево-Никулино" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку расходных материалов для выполнения работ по капитальному ремонту в МКД по адресу: г. Москва, Мичуринский проспект, дом 54 корп.4 (Закупка N0373200014217000643) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/38529/17 от 02.08.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены избыточные требования к товарам, которые могут вводить в заблуждение участников закупки, а именно: п.1 "Песок строительный" - "Полный остаток на сите N063, Содержание пылевидных и глинистых частиц, Содержание глины в комках"; п.2 "Бетон" - "Минимальный предел прочности на сжатие, Жесткость, Расслаиваемость бетонной смеси"; п.3 "Смесь асфальтобетонная" - "Глубина проникания иглы при 25 °С, 0,1 мм, Условная вязкость по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60 °С, с, Пористость минеральной части асфальтобетонов"; п.10 "Гипсовая штукатурка" - "Предел прочности на растяжении при изгибе затвердевших смесей, Предел прочности на растяжении при сжатии затвердевших смесей"; п.11 "Раствор цементно-известковый" - "Подвижность по погружению конуса, Содержание золы-уноса, Массовая доля в портландцементе активных минеральных добавок, всего, Массовая доля в портландцементе доменных гранулированных и электротермофосфорных шлаков, Массовая доля в портландцементе добавок осадочного происхождения, кроме глиежа, Массовая доля в портландцементе глиежа"; п.12 "Краска" - "Укрывистость высушенной пленки, Стойкость пленки к статистическому воздействию воды, при температуре (20_2), Степень перетира"; п.13 "Кирпич" - "Отбитости углов глубиной, отбитости ребер и граней длиной более 15 мм, Черная сердцевина и контактные пятна на поверхности, Вспучивающиеся включения общей площадью не более 1,0% площади вертикальных граней изделия, Площадь постели, Коэффициент теплопроводности кладки в сухом состоянии, Водопоглощение"; п.14 "Цемент" - "Массовая доля ангидрида серной кислоты"; п.18 "Олифа" - "Цвет по йодометрической шкале, Прозрачность после отстаивания в течение 24 ч при (20_2) °С, Отстой (по объему), Массовая доля золы"; п.19 "Олифа комбинированная" - "Кислотное число, Массовая доля нелетучих веществ"; п.20 "Сетка полимерная" - "Допустимое значение перекоса ребер утка, Допустимые дефекты, Отсутствие нитей основы длиной, Сброс утка вдоль полотна, один случай на 10 см"; п.24 "Шпатлевка масляно-клеевая" - "Массовая доля нелетучих веществ"; п.28 "Штукатурка" - "Подвижность по погружению конуса, Водоудерживающая способность растворной смеси, Содержание золы-уноса"; п.29 "Шпатлевка водно-дисперсионная акриловая" - "Массовая доля нелетучих веществ"; п.30 "Штукатурка на цементной основе" - "Подвижность по погружению конуса, Водоудерживающая способность растворной смеси"; п.31 "Мастика битумная" - "Теплостойкость в течении 5 часов, Температура размягчения по методу "кольца и шара", Гибкость при температуре (18_2) °С на стержне диаметром, Содержание волокнистого наполнителя, Удельный вес наполнителя, Влажность наполнителя, Содержание наполнителя пылевидного, Температура вспышки"; п.35 "Трубы стальные водогазопроводные" - "Отклонением на всю длину".
По мнению Заявителя, вышеуказанные требования ограничивают количество участников закупки, поскольку являются избыточными требованиями, определяемыми после проведения испытаний товара. Так, например, по п.1 "Песок строительный" - "Полный остаток на сите N063, Содержание пылевидных и глинистых частиц, Содержание глины в комках", при этом, согласно ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия", значения требуемых показателей устанавливается с помощью методов испытаний согласно ГОСТ 8735-88 "Песок для строительных работ. Методы испытаний".
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товарам установлены в нарушение п.1, п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Также Заявитель в своей жалобе указывает на то, что требования к товарам, такие как: п.2 "Бетон" - "Марка подвижности"; п.11 "Раствор цементно-известковый" - "Марка по подвижности"; п.28 "Штукатурка" - "Марка по подвижности"; п.30 "Штукатурка на цементной основе" - "Марка по подвижности"; определяются путем проведения испытаний.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, что марка товара является основополагающей характеристикой товара, которая указана на упаковке товара, из чего следует, что марка не определяются по результатам испытаний.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих, что требования к показателям по маркам, указанным в жалобе к вышеуказанным товарам, являются избыточными и определяются в процессе испытания товара и не определяются производителями товаров. Также в составе жалобы отсутствуют документы и сведения, свидетельствующие о том, что вышеуказанные требования могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки, а также препятствует корректному формированию Заявки на участие в аукционе.
При этом, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к марке, перечисленные Заявителем в жалобе устанавливаются производителями товаров и на момент заполнения заявки на участие в аукционе у участников закупки нет необходимости иметь такие товары в наличии и проводить испытания над ними.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данные доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Фаворит" на действия ГБУ г. Москвы "Жилищник района Тропарево-Никулино" обоснованной в части установления в аукционной документации избыточных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя комиссии А.В. Гордуз
Члены комиссии Г.А. Радочинский
А.С. Спирякова
Исп.:К.А.Сомов(495)784-75-05(178)
1. ГБУ г. Москвы "Жилищник района Тропарево-Никулино"
119602, г. Москва, ул. Никулинская, д. 13
2. ГКУ "Дирекция ЖКХИБ ЗАО"
119602, г. Москва, ул. Академика Анохина, дом 6/корпус 5
3. ООО "Фаворит"
143397, г. Москва, поселение Первомайское, поселок Первомайское, ул. Центральная, дом 22, офис 13
4. ЗАО "Сбербанк-АСТ"
119435, г. Москва, ул. Большой Саввинский переулок, д. 12, стр. 9
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N2-57-9237/77-17 об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок
08.08.2017 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Г.А. Радочинского,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.С. Спиряковой,
на основании решения Комиссии от 08.08.2017 по делу N2-57-9237/77-17, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Фаворит" (далее - Заявитель) на действия ГБУ г. Москвы "Жилищник района Тропарево-Никулино" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку расходных материалов для выполнения работ по капитальному ремонту в МКД по адресу: г. Москва, Мичуринский проспект, дом 54 корп.4 (Закупка N0373200014217000643) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии отменить Протокол подведения итогов, Протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе (далее - Протоколы).
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протокол проведения Аукциона;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, Протокола проведения Аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику:
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 08.08.2017 по делу N2-57-9237/77-17 и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить в единой информационной системе информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена в соответствии с ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
5. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 08.08.2017 по делу N2-57-9237/77-17.
6. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 23.09.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: .
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание от 08.08.2017 по делу N2-57-9237/77-17 может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя комиссии А.В. Гордуз
Члены комиссии Г.А. Радочинский
А.С. Спирякова
Исп.:К.А.Сомов(495)784-75-05(178)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 8 августа 2017 г. N 2-57-9237/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2017