Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителя заявителя ООО "СК "Стройинвест" (доверенность N 1-08 от 09.08.2017 г.),
в присутствии представителей от Заказчика Администрации Великолукского района (доверенность N 29 от 16.08.2017 г.), (доверенность N 28 от 16.08.2017 г.),
в присутствии директора ООО "СМУ-44"
рассмотрев жалобу ООО "СК "Стройинвест" на действия аукционной комиссии при рассмотрении заявок на участие в электронного аукционе на приобретение жилого помещения (квартиры) в целях реализации областной адресной программы переселения граждан из аварийного фонда в 2013-2017 годах (номер извещения: 0157300001617000035), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
28 июля 2017 года Заказчиком Администрацией Великолукского района Псковской области объявлен электронный аукцион на приобретение жилого помещения (квартиры) в целях реализации областной адресной программы переселения граждан из аварийного фонда в 2013-2017 годах (номер извещения: 0157300001617000035).
Извещение о проведении вышеуказанного аукциона размещено в Единой информационной системе в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 28 июля 2017 года в 09:40.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 458 324 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 07 августа 2017 года 09:00.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0157300001617000035-1 от 08 августа 2017 года, подано две заявки, заявке под N 2 (податель жалобы) отказано в допуске к участию в аукционе на основании п.2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.
10 августа 2017 года в 09:25 в адрес Псковского УФАС России поступила жалоба заявителя.
Рассмотрение жалобы, с учетом объявленного перерыва, состоялось 18 августа 2017 года в 11.00.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела, вх.508 з от 10.08.2017 г.)
1. Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям не предусмотренным Законом.
2. Описание объекта закупки, в части местоположения приобретаемого жилья, носит необъективный характер и ограничивает количество участников закупки.
Представители Заказчика не согласились с доводами жалобы и представили письменные объяснения исх. N 02-1018-2451 от 16.08.2017 года (в материалах дела).
Документация электронного аукциона полностью соответствует требованиям законодательства о контрактной системе. Заявка под N 2 отклонена в связи с несоответствием требованиям аукционной документации.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, а также в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается (часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе).
Техническим заданием аукционной документации 0157300001617000035 установлены требования к местонахождению приобретаемого жилого помещения, которое должно быть расположено в муниципальном образовании "Великолукский район" Псковской области.
Между тем, заявка участника под N 2 (податель жалобы) содержит предложение о поставке товара (квартиры), расположенной по адресу: Псковская область, г. Великие Луки. Указанное не соответствует требованиям аукционной документации, ввиду чего заявка под N 2 правомерно не была допущена до участия в электронном аукционе.
На основании изложенного, доводы жалобы в данной части являются необоснованными.
Требования заявителя о признании нарушений в действиях Администрации Великолукского района при формировании описания объекта закупки, не подлежат рассмотрению, ввиду пропуска заявителем установленного ч. 4 ст. 105 Законом о контрактной системе срока для обжалования положений документации.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, установлено следующее.
1. В соответствии с. п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0157300001617000035 предметом закупки является жилое помещение (квартира), приобретаемое заказчиком в целях реализации областной адресной программы переселения граждан из аварийного фонда в 2013-2017 годах.
В силу п 1.2 Технического задания аукционной документации основанием для проведения закупки является: реализация Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", Постановление Администрации Псковской области от 20.04.2017 года N 184 "О внесении изменений в областную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах", утвержденную постановлением Администрации области от 30 апреля 2013 г. N 190. Финансирование, осуществляется из бюджета муниципального образования "Великолукский район" на условиях софинансирования (средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства) (п.1.3 Технического задания).
В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2013 года, она утверждается на период до 1 сентября 2017 года.
30 апреля 2013 года Постановлением Администрации Псковской области N 190 утверждена областная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2017 годах".
Как следует из ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
В соответствии с ч. 1 ст. 89 Жилищного Кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Таким образом, закупка Заказчиком жилых помещений для граждан, подлежащих переселению из аварийного жилищного фонда, может осуществляться только в границах того же населенного пункта, где ранее они проживали.
Как следует из "Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014) под населенным пунктом понимается населенное место (поселение), первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, поселок, поселок городского типа, село).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями названного закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.
В соответствии с частью 1 статьи 2 названного выше закона муниципальный район представляет собой несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера, а городской округ является городским поселением, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Как следует из представленных Заказчиком свидетельств о государственной регистрации прав собственности, граждане, для которых в настоящее время приобретаются квартиры, ранее занимали жилые помещения, находящиеся по адресу: Псковская область, Великолукский район, Лычевская волость, поселок Дубрава-1.
Таким образом, установление в Техническом задании аукционной документации требования о предоставлении жилого помещения в границах муниципального образования "Великолукский район" Псковской области является неправомерным, так как нарушает требования Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ, а также нормы жилищного законодательства.
Между тем, учитывая, что победитель электронного аукциона ООО "СМУ-44" является собственником жилых помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: Псковская область, Великолукский район, с/п Лычевская волость", поселок Дубрава-1, которые он намерен поставить в рамках объявленной закупки, оснований для аннулирования результатов рассмотрения заявок участников электронного аукциона, не имеется.
2. В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), нормативный метод, тарифный метод, проектно-сметный метод, затратный метод.
В данном случае Заказчик произвел обоснование НМЦК исходя из требований Программы, утвержденной Постановлением Администрации Псковской области от 20.04.2017 г. года N 184 "О внесении изменений в областную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах" и установленных ею объемов финансирования.
Однако в ст. 22 Закона о контрактной системе определен исчерпывающий перечень методов определения и обоснования НМЦК, поэтому определение Н(М)ЦК исходя из объемов финансирования, выделенных на реализацию областной Программы является неправомерным.
В противном случае указанное может привести к тому, что фактическая рыночная стоимость приобретаемого жилого помещения может значительно отличаться от стоимости одного квадратного метра, установленного Программой.
Как следствие, формирование НМЦК, исходя из установленных объемов финансирования, а не посредством применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), противоречит положениям ст. 22 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В силу ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе предусмотрено, что приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком.
Извещением о проведении электронного аукциона N 0157300001617000035 установлено ограничение для участников закупки, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации.
Пунктом 4.1.4 проекта контракта предусмотрен порядок подписания акта приемки жилого помещения (акт приемки).
При этом, согласно пункту 3.6.1 проекта контракта оплата по контракту производится в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты регистрации права собственности Покупателя на жилое помещение в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области.
Таким образом, обязательства Заказчика по оплате контракта поставлены в зависимость от действий самого Заказчика (Покупателя), осуществляющего регистрацию прав на приобретаемые им жилые помещения, а не от подписания акта приемки и передачи покупателю документов, необходимых для государственной регистрации права.
Указанное является формальным соблюдением требований Закона, в части установления срока оплаты по контракту, и нарушает права подрядчика, как субъекта малого предпринимательства, на своевременную оплату.
Ввиду вышеизложенного, п. 3.6.1 проекта контракта противоречит вышеуказанным нормам Закона.
Установленные, в ходе рассмотрения жалобы нарушения, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, принимая во внимание, что выявленные правонарушения не сказались и не могли сказаться на результатах определения поставщика, учитывая срок действия Областной адресной Программы, оснований для выдачи предписания об аннулировании результатов закупки, Комиссия Псковского УФАС не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Псковского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Жалобу ООО "Строительная компания "Стройинвест" признать необоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика Администрации Великолукского района нарушения п.1.ч.1 ст. 33, ст. 22, ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать.
4.Материалы дела передать ответственному должностному лицу для возбуждения производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика утвердившего аукционную документацию.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 18 августа 2017 г. N 44-90/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2017