Резолютивная часть решения оглашена "15" августа 2017 года.
В полном объеме решение изготовлено "18" августа 2017 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
члены комиссии:
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Великанова Е.Г.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
в присутствии представителей:
администрации Ивенского сельсовета Моршанского района Тамбовской области - <_>
Комитета государственного заказа - <_>
АО "Бурводстрой" - <_>
рассмотрев жалобу АО "Бурводстрой" (далее - Заявитель) на действия заказчика - администрации Ивенского сельсовета Моршанского района Тамбовской области при проведении электронного аукциона на выполнение подрядных работ по объекту ''Строительство водозаборной скважины и водонапорной башни в с. Питерское Моршанского района Тамбовской области'' (извещение N 0164200003017002232) и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
30.06.2017 года Комитет государственного заказа опубликовал на сайте Единой информационной системы в сфере закупок и на электронной торговой площадке АО "Единая электронная торговая площадка" http://roseltorg.ru извещение N0164200003017002232 о проведении электронного аукциона на выполнение подрядных работ по объекту ''Строительство водозаборной скважины и водонапорной башни в с. Питерское Моршанского района Тамбовской области'' (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 4459760,00 руб.
Заказчик - администрация Ивенского сельсовета Моршанского района Тамбовской области.
Дата и время окончания подачи заявок - 14.08.2017 в 09:00 часов.
АО "Бурводстрой", считая документацию об аукционе не соответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, обратилось с жалобой в антимонопольный орган (вх. от 11.08.2017 N4995).
Заказчик и Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласились, о чем представили письменные пояснения (вх. от 15.08.2017 N5073, вх. от 15.08.2017 N5070).
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев жалобу, возражения на нее и материалы электронного аукциона, а также проведя внеплановую проверку по рассматриваемой закупке, приходит к следующим выводам.
1. Заявитель АО "Бурводстрой" указывает, что Заказчик неправомерно установил в Техническом задании документации об Аукционе по позициям 9 "Доски из хвойных пород обрезные", 10 "Бруски из хвойных пород обрезные", 11 "Щебень из плотных горных пород для строительных работ", 14 "Раствор готовый кладочный цементный", 7 "Люк колодца" значения показателей, противоречащие ГОСТам на данные материалы.
Комиссия Тамбовского УФАС России признает рассматриваемый довод жалобы обоснованным в связи со следующим.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональные характеристики (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Обоснование необходимости использования других показателей и требований, чем установлено соответствующими ГОСТами, в рассматриваемой документации отсутствует.
Комиссией Тамбовского УФАС России установлено, что Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе по позициям 7 "Люк колодца", 9 "Доски из хвойных пород обрезные", 10 "Бруски из хвойных пород обрезные", 11 "Щебень из плотных горных пород для строительных работ", 14 "Раствор готовый кладочный цементный" установлены значения показателей, противоречащие ГОСТ, в связи с чем, участник закупки может предложить в составе первой части заявки показатели, соответствующие требованиям документации об Аукционе, которые в свою очередь будут противоречить требованиям ГОСТов, распространяющихся на данные товары.
Комиссия Тамбовского УФАС России соглашается с доводами и пояснениями жалобы в рассматриваемой части.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 ч.1 ст. 64 и п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Заявитель АО "Бурводстрой" указывает, что Заказчик неправомерно установил в Техническом задании документации об Аукционе по позиции 13 "Стеновые кольца колодца" требование о соответствии материалов рабочим чертежам серии 3.900.1-14 (выпуск 1) на данные материалы, поскольку указанные серии не являются обязательными.
Комиссия Тамбовского УФАС России не соглашается с рассматриваемым доводом Заявителя в силу следующего.
В Техническом задании по позиции 13 "Стеновые кольца колодца" установлено требование о соответствии стеновых колец требованиям ГОСТа 8020-2016 и рабочим чертежам Серии 3.900.1-14 (выпуск 1).
Пунктом 4.2.1 ГОСТа 8020-2016 установлено, что конструкции следует изготовлять в соответствии с требованиями настоящего стандарта и технологической документации, утвержденной в установленном порядке, и применять согласно указаниям рабочих чертежей конкретного трубопровода.
На рассмотрение жалобы представители Заказчика пояснили, а также представили подтверждающие документы, что в рабочем проекте по рассматриваемой закупке установлено требование о соответствии стеновых колец требованиям рабочим чертежам Серии 3.900.1-14 (выпуск 1).
На основании изложенного, Комиссия признает рассматриваемый довод Заявителя необоснованной, так как требование Заказчика о соответствии стеновых колец колодца Серии 3.900.1-14 (выпуск 1) установлено в соответствии с проектно-сметной документацией и не ограничивает участие в закупке.
3. Заявитель АО "Бурводстрой" считает неправомерным установление требований к описанию участниками закупки в составе своих заявок конкретных показателей результатов испытаний и технологии производства, компонентный состав товаров, указывая на позиции 15 "Бетон тяжелый", 11 "Щебень из плотных горных пород".
Комиссия Тамбовского УФАС России соглашается с доводами заявителя и считает жалобу обоснованной.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Характеристики необходимых к применению при исполнении контракта товаров (материалов) установлены Заказчиком в Требованиях к товарам, используемым при выполнении работ ** (приложение N1 к аукционной документации) (далее - Техническое задание).
В Техническом задании документации об Аукционе, например, установлено:
- по позиции 11 "Щебень из плотных горных пород для строительных работ" - "Потеря массы при сжатии (раздавливании) в цилиндре, %*: до 25. Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, % по массе*: до 25. Содержание зерен слабых пород, % по массе*: не более 10",
- по позиции 15 "Бетон тяжелый" - "Содержание отдельных фракций крупного заполнителя в составе бетона*: [от 5 до 10 мм]: 15-40%, [св. 10 до 20 мм]: 20-75%, [св. 20 до 40 мм]: не более 65%, [св. 40 до 80 мм]: 0%, [св. 80 до 120 мм]: 0%. Мелкий заполнитель: песок должен соответствовать ГОСТ 8736-2014. Группа песка: мелкий, средний или крупный. Вяжущий материал для приготовления бетона: портландцемент, портландценент с минеральными добавками или шлакопортландцемент. Должен соответствовать ГОСТ 31108-2016, ГОСТ 30108-94. Тип цемента: ЦЕМ I, ЦЕМ II или ЦЕМ III подтипа А. По скорости твердения: нормальнотвердеющий или быстротвердеющий. Вещественный состав цемента: портландцементный клинкер, масс %*: 35-100, основные компоненты за исключением портландцементного клинкера, масс %*: не более 35, вспомогательные компоненты, масс %*: 0-5. Класс прочности цемента: 32,5Н, 32,5Б, 42,5Н, 42,5Б, 52,5Н или 52,5Б. Прочность на сжатие в возрасте 28 сут.*: не менее 32,5 МПа. Начало схватывания*: не ранее 45 мин. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов в цементе*: не более 370 Бк/кг",
и т.д.
Аналогичные избыточные требования установлены Заказчиком по ряду иных позиций Технического задания.
При этом, Заказчик не представил обоснований и доказательств, что такие требования обусловлены его потребностью. Представители Заказчика на рассмотрении жалобы также не представили пояснений и подтверждающих доказательств, чем обусловлено столь подробное и детализированное описание объекта закупки и требований к материалам.
Учитывая изложенное, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что Заказчик установил требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товара, используемого при оказании услуг, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о результатах испытаний и материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Кроме того, указание данных сведений в заявках затрудняет участие в закупке в силу того, что даже при наличии товара подобные сведения о компонентах, химическом составе товара, веществах, использованных при изготовлении товара, а также о результатах испытания изготовленной партии товара отсутствуют, так как производители товара не обязаны сообщать их покупателям.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащие требования к описанию объекта закупки нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 и часть 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Заявитель указал, что в инструкции содержится следующее неправомерное указание: "Характеристики, выделенные курсивом: по таким показателям необходимо указать конкретное значение в случае нормирования для данного материала. Если по данным показателям значения не нормируются ГОСТ, необходимо указывать в заявке "не нормируется".
Комиссия Тамбовского УФАС России соглашается с рассматриваемым доводом и считает, что требование об указании в заявке слов "не нормируется" является неправомерным, так как не предусмотрено законодательством о контрактной системе, а также не влияет на качество и свойства описываемых в заявке материалов.
Предписание об устранении выявленных нарушений выдано в рамках рассмотрения жалобы РЗ-293/17 от 18.08.2017.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "Бурводстрой" обоснованной в части доводов, поименованных в настоящем решении.
2. Признать Заказчика нарушившим пп.1, 2 ч.1 ст.33, пп. 1, 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии Н.Н. Колодина
Члены комиссии Е.Г. Великанова
Н.Е. Козлова
Исп.: Е.Г. Великанова тел: 8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 15 августа 2017 г. N РЗ-297/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.08.2017