Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе: Председатель Комиссии: <_>; Члены Комиссии: <_>; <_>, в отсутствие представителя Общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы (далее - заявитель); при участие представителя МУ "Администрация города Тулуна" (далее - заказчик) - <_>, рассмотрев жалобу заявителя на положения документации об электронном аукционе на капитальный ремонт водовода от ул. Виноградова до фильтровальной станции стекольного завода в г. Тулуне, извещение N 0134300021617000076 (далее - электронный аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 14 августа 2017 года поступила жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе.
По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями заказчика, не установившего в проекте контракта исчерпывающий список обязательств подрядчик.
Помимо этого, заявитель считает, что аукционная документация не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, поскольку в пунктах "70", "71", "72", "73" Технического задания аукционной документации содержится указание на товарный знак с сопровождением слов (или аналог).
Кроме того, заявитель указывает, что заказчиком в проекте контракта не установлено конкретное значение объема привлечения субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, что является нарушением части 6 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ.
Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что заказчик считает доводы жалобы необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказчиком 25 июля 2017 года в единой информационной системе в сфере закупок, размещены извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0134300021617000076, а также документация об электронном аукционе на положения документации об электронном аукционе на капитальный ремонт водовода от ул. Виноградова до фильтровальной станции стекольного завода в г. Тулуне (далее - документация об электронном аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 25 476 650 руб. 00 коп.
28.07.2017 г. в извещение о проведении электронного аукциона, документацию об электронном аукционе внесены изменения.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Федерального закона N44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Проект контракта, являющийся приложением к документации, содержит все обязательные условия, предусмотренные статьей 34 Федерального закона N44-ФЗ. При этом на основании статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ в ходе исполнения контракта изменение существенных условий контракта по общему правилу не допускается, следовательно, расширить круг обязанностей подрядчика невозможно.
Комиссией в ходе рассмотрения жалобы установлено, что проект контракта содержит ряд обязанностей, которые обязан исполнить подрядчик - пункт 6.4 проекта контракта.
В пункте 6.4.11 проекта контракта заказчиком установлено, что подрядчик обязан исполнять иные обязанности, предусмотренные действующим законодательством и условиями контракта. Наличие указанного подпункта в проекте контракта предусматривает обязанность подрядчика при выполнении работ соблюдать требования установленные законодательством.
Кроме того, Приказом Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области от 14 августа 2014 года N131-мп предусмотрены формы типовых контрактов, с указанием типовых условий контрактов, которые рекомендовано применять при составлении проектов муниципальных контрактов. Согласно пункту 5.4.13 типовой формы контракта "подрядчик обязан исполнять иные обязательства, предусмотренные законодательством Российской Федерации и условиями контракта".
Помимо этого, потенциальный участник имел возможность воспользоваться правом, предоставленным ему частью 3 статьи 65 Федерального закона N 44-ФЗ, направив на адрес электронной площадке запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. Однако данным правом заявитель не воспользовался.
Следовательно, довод заявителя в данной части является необоснованным.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закон N 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закон N 44-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закон N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закон N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из вышеуказанного следует, что в случае наличия в документации указания на товарные знаки предполагаемых к использованию товаров, поставка которых не является предметом контракта, заказчику необходимо указывать значения эквивалентности указанных товаров.
Требования к товарам (материалам), которые должны использоваться при выполнении работ, установлены заказчиком в "Техническое задание" документации об электронном аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что в пунктах "70", "71", "72", "73" Технического задания документации об электронном аукционе, не установлены значения эквивалентности при указании товарного знака, более того, указание на товарный знак во многих случаях сопровождается не используемой в Федеральном законе о контрактной системе терминологией - словами "или аналог", расшифровки, значения которого также не содержится в документации об электронном аукционе.
Следовательно, действия заказчика, указавшего в документации об электронном аукционе товарный знак без сопровождения слов "или эквивалент", не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закон N 44-ФЗ и нарушают положения пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закон N 44-ФЗ.
Таким образом, в данной части довод заявителя является обоснованным.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Довод заявителя о том, что объем привлечения СМП к исполнению контракта должен быть определен в конкретном размере не нашел своего подтверждения в силу следующего.
Согласно части 5 статьи 30 Федерального закон N 44-ФЗ заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закон N 44-ФЗ условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Федерального закон N 44-ФЗ, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
В п. 6.5 проекта контракта указано следующее: "Подрядчик обязан привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, в объёме не менее 30% цены контракта, указанной в п. 2.2. контракта. Копии контрактов (договоров) предоставить Заказчику в течение 3-х рабочих дней с момента их заключения".
Согласно части 1 статьи 59 Федерального закон N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 4 статьи 68 Федерального закон N 44-ФЗ электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном статьей 68 Федерального закон N 44-ФЗ.
На основании части 2 статьи 70 Федерального закон N 44-ФЗ в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Федерального закон N 44-ФЗ протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Из совокупного толкования вышеуказанных норм следует, что на момент составления документации об электронном аукционе, в которую, в том числе, входит проект контракта, заказчик не может знать цену контракта. Следовательно, заказчик не имеет возможности установить конкретный размер объема привлечения СМП к исполнению контракта.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Федерального закона N 44-ФЗ к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, заявитель не обеспечил явку своих представителей на заседание Комиссии Иркутского УФАС, в жалобе не представил доказательств, подтверждающих тот факт, что установленные заказчиком требования повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Кроме того, в ходе рассмотрения жалобы представитель заказчик пояснил, что на участие в электронном аукционе поступило 7 заявок, которые признаны соответствующими требованиям документации об электронном аукционе.
Кроме того, Комиссией установлено, что права ООО "Перспектива" не нарушены и не могут быть нарушены действиями заказчика, поскольку заявитель не может принимать участие в указанном электронном аукционе в связи с отсутствием у ООО "Перспектива" членства СРО.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим пункт 1 часть 1 статьи 64, пункт 1 часть 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
3. Предписание по результатам рассмотрения жалобы не выдавать.
4.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
6. Направить копию решения сторонам по жалобе.
7. Оператору электронной площадки отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
<_> |
Члены комиссии |
<_> |
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 21 августа 2017 г. N 812
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2017