Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: ////;
Члены Комиссии: ////,
при участии председателя Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Аларская районная больница" (далее - заказчик) - ////,
в отсутствие представителя надлежащим образом уведомленного Общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "ВИАЛ" (далее - ООО "ТД "ВИАЛ", заявитель);
рассмотрев жалобу заявителя на положения документации об аукционе в электронной форме в порядке, предусмотренном ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России поступила жалоба ООО "ТД "ВИАЛ" на положения документации об аукционе в электронной форме "Поставка медицинских препаратов (цефоперазон+сульбактам)".
В соответствии с доводами жалобы заказчиком в документации об аукционе неправомерно установлены требования к дозировке лекарственного средства.
Заказчиком представлены возражения, согласно которым считает доводы жалобы необоснованными, указывая, что требования к товару сформированы исходя из потребностей заказчика, и не нарушают требований действующего законодательства.
Из материалов жалобы установлено, что заказчиком 04.08.2017 г. на Официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0334300041117000114 и документация об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку медицинских препаратов (цефоперазон+сульбактам) (далее - документация об аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 128 208 рублей 00 копеек.
Согласно п. 1 ч.1 ст.64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства (п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
Часть 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования к товару определены заказчиком в части III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об электронном аукционе, согласно которым заказчику требуется поставить лекарственное средство под международным непатентованным наименованием "Цефоперазон + Сульбактам" со следующими характеристиками: "Порошок для приготовления раствора для внутривенного и внутримышечного введения 2 г + 2 г, N1".
Заявитель утверждает, что препарат с указанной дозировке выпускается единственным производителем Сучжоу Данрайс Фармасьютикал Ко.Лтд, Китай (препарат Сульмаграф), в связи с чем обратился в Иркутское УФАС России с жалобой на положения документации об аукционе.
Заказчиком пояснено, что такая доза обусловлена его потребностями, позволяет достичь необходимого медицинского эффекта и обеспечивает эффективное расходование бюджетных средств, поскольку приводит к минимизации использования расходных материалов и утилизируемых излишков лекарственного препарата. Использование иных дозировок лекарственных препаратов приведет к увеличению инъекций до 8 уколов в день (при использовании дозировки исходного препарата во флаконе 0,5 г + 0,5 г) или 4 укола (при дозировке 1 г + 1 г), что не предусмотрено инструкциями производителей, и будет нецелесообразным, т.к. приводит к увеличению как прямых (фармакотерапия лекарственным препаратом 1 + 1, при необходимости 8 г/сут., в 1,5 - 2 раза дороже терапии 2 + 2 г), так и косвенных затрат (на расходные материалы и времени работы среднего медицинского персонала), а также неблагоприятным для здоровья пациентов стационара (одномоментная, двух- или трехкратная инъекция невозможна по принципам септики и асептики в медицине (возникает вероятность контаминации). То есть, пациенты могут быть подвергнуты определенному риску.
Исходя из положений ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностями и необходимы для выполнения соответствующих функций. Федеральным законом N 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
Так как предметом рассмотренных им электронных аукционов являлось право на заключение контракта на поставку товара, а не на изготовление предмета закупки, поэтому участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Кроме того, законодательством о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрена необходимость установления заказчиками таких требований к закупаемым товарам, которым бы удовлетворяла продукция всех существующих производителей данного товара.
Отсутствие у каких-либо лиц возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы не наделены полномочиями по определению и изменению потребностей заказчика.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ч. 8 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ контроль в отношении соблюдения требований к обоснованию и обоснованности закупок осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Согласно устным и письменным возражениям заказчика Цефоперазон+сульбактам в дозировке 2г+2г закупается для отделения реанимации и интенсивной терапии и блока интенсивной терапии. Дозировки препарата в меньших объемах необходимы для оказания медицинской помощи в стационаре больным с менее тяжелой клинической картиной, пожилым и детям, в связи с чем поставка Цефоперазон+сульбактам в дозировке 2г+2г была выделена заказчиком в отдельную закупку в целях недопущения ограничения количества участников закупки.
Так, Комиссией установлено, что ранее закупками NN 0334300041117000011, 0334300041117000033 заказчиком закупался препарат Цефоперазон+сульбактам в меньшей дозировке.
Доказательства того, что установленные заказчиком требования приводят к ограничению числа участников закупки, заявителем не представлены, Комиссией самостоятельно не добыты. Также заявителем не представлены документы, подтверждающие нарушение прав и законных интересов ООО ТД "ВИАЛ", а также невозможность заявителя поставить товар, предусмотренный документацией об аукционе.
Довод заявителя о том, что инструкция по применению лекарственного препарата Сульмаграф не содержит дозировку 2,0г+2,0г не нашел своего подтверждения, так как согласно размещенной в Государственном реестре лекарственных средств https://grls.rosminzdrav.ru инструкции по медицинскому применению препарата Сульмаграф предусмотрена дозировка раствора 2,0г+2,0г.
Таким образом, с учетом изложенного, Комиссия не усматривает в положениях документации об аукционе на поставку лекарственных средств нарушений требований Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО Торговый дом "ВИАЛ" необоснованной.
2. Направить копии решения сторонам по жалобе.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 21 августа 2017 г. N 818
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2017