резолютивная часть решения объявлена 21.08.2017 г.
в полном объеме решение изготовлено 24.08.2017 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствии Нальчикского филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Мастерская по ремонту средств связи и специальной техники Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области" ( далее - Заказчик) заявителя ООО "Спецэнергоком" (далее - Заявитель),
рассмотрев жалобу заявителя на действие заказчика при проведении запроса котировок N0504400000417000010 "поставка комплектующих для ремонта радиостанции "Гранит" всех модификаций", руководствуясь статьями 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба ООО "Спецэнергоком" на действия заказчика при проведении запроса котировок.
Согласно жалобе заявителя, заказчиком при описании объекта закупки допущены нарушения Закона о контрактной системе.
Заказчик представил письменные пояснения, согласно которым не является бюджетной организацией, находится на самофинансировании, и все денежные средства аккумулируемые на расчетных и лицевых счетах являются результатом хозяйственной деятельности. Закупки в рамках исполнения государственного оборонного заказа осуществляются за счет собственных средств, компенсируемых в дальнейшем заказчиком на основании счета, счета-фактуры, акт выполненных работ и акта сдачи работ.
Рассмотрев доводы заявителя, возражения заказчика и изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам:
08.08.2017 12:48 г. на официальном сайте РФ http://www.zakupki.gov.ru заказчиком было размещено извещение о проведении запроса котировок N0504400000417000010 "поставка комплектующих для ремонта радиостанции "Гранит" всех модификаций". Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 168 000,00 рублей.
Извещением о проведении запроса котировок предусмотрено: Дата и время начала подачи котировочных заявок - 09.08.2017 10:00 ч.; Дата и время окончания подачи котировочных заявок - 18.08.2017 10:00 ч.; Дата и время вскрытия конвертов с заявками (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок - 18.08.2017 10:00 ч.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки должна содержать краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для регулирование положений статьи 14 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято постановление от 14.01.2017 г. N9 "Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства".
Данное постановление направленно на защиту основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей.
В связи с тем, что запрос котировок проводится для реализации обязательств принятых в рамках Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" действия заказчика в части указания страны происхождения товара не противоречит положениям Закона о контрарной системе, а наоборот направлены на поддержание российских товаропроизводителей и развития национальной экономики т.е. является исключением из установленных запретов и ограничений.
В ходе внеплановой проверки комиссией УФАС по КБР установлено.
В извещении о проведении запроса котировок заказчиком указываются условия признания победителя запроса котировок и иного участника запроса котировок уклонившимся от заключения контракта не соответствующие действующему законодательству.
Федеральным законом от 13.07.2015 N227-ФЗ в часть 11 статьи 78 Закона о контрактной системе внесены изменения, согласно которым, в случае, если победитель запроса котировок не представил заказчику подписанный контракт и выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок, надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица) в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.
Федеральным законом от 28.12.2016 N489-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", вступившим в законную силу 09.01.2017 года, дополнена статья 31 Закона о контрактной системе пунктами 7, 7.1, в частности, отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации; 7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данные требования носят императивный характер и заказчики обязаны устанавливать соответствующие требования к участкам закупки при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), но вместе с тем, в извещении о проведении запроса котировок на право заключения государственного контракта "поставка комплектующих для ремонта радиостанции "Гранит" всех модификаций" заказчиком не были указаны вышеназванные требования Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень информации и документов который должны содержаться в котировочной заявке в частности: наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы; согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара; предложение о цене контракта; документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе, или копии таких документов; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок; декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе; документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товара, работы или услуги условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, либо заверенные копии данных документов.
В соответствии с частью 4 статьи 73 Закона о контрактной системе требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе информации и документов, не допускается.
В нарушений указанной нормы заказчиком в пункте 5.6.1 извещения о проведении запроса котировок установленны требование к содержанию и составу заявки подаваемой юридическим лицом или простым товариществом на участие в запросе котировок не предусмотренные Законом о контрактной системе: копии учредительных документов с приложением всех имеющихся изменений; для простого товарищества, также, договор простого товарищества; выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки, полученную не ранее чем за 20 дней до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок; сведения об участии в судебных разбирательствах по Форме 3; справку об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, выданную соответствующими подразделениями Федеральной налоговой службы не ранее чем за 60 дней до дня размещения на сайте извещения о проведении запроса котировок; бухгалтерский баланс и отчеты о прибылях и убытках за последний отчетный год и истекшие месяцы текущего года (копии); документы, подтверждающие право участника размещения заказа на поставку товара, производителем которого он не является, и предоставление фирменных гарантий производителя товара (копии); документы, подтверждающие соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в конкурсе (оригиналы); решение об одобрении совершения крупной сделки, в случае, если требование о необходимости наличия такого решения установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица.
Заказчиком в пункте 5.6.2 извещения о проведении запроса котировок установлены требование к содержанию и составу заявки подаваемой индивидуальным предпринимателем на участие в запросе котировок не предусмотренные Законом о контрактной системе: документы, подтверждающие соответствие участника запроса котировок установленным требованиям и условиям допуска к участию в запросе котировок (оригиналы); копию свидетельства о регистрации в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей; выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки, полученную не ранее чем за 20 дней до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок; копии документов, удостоверяющих личность, надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица) полученные не ранее чем за 6 (шесть) месяцев до дня размещения на сайте извещения о проведении запроса котировок; сведения об участии в судебных разбирательствах по Форме3; справку об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, выданную соответствующими подразделениями Федеральной налоговой службы не ранее чем за 60 дней до срока окончания приема заявок на участие в запросе котировок; копию уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения (для участников запроса котировок, применяющих ее); в случае, если начальная цена договора превышает двести тысяч рублей, участник запроса котировок представляет бухгалтерский баланс и отчеты о прибылях и убытках за последний отчетный год и истекшие месяцы текущего года (копии); документы, подтверждающие право участника размещения заказа на поставку товара, производителем которого он не является, и предоставление фирменных гарантий производителя товара (копии).
В силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 105, 106 Закона о контрактной системе, а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Спецэнергоком" необоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушения ч. 3 ст.7, ч.3 ст.14, ч.6. ст.31, ч.4 ст.73, ч. 11 ст. 78 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. В связи с тем, что выявленные нарушения не могут повлиять на результаты запроса котировок предписание по настоящему делу не выдавать.
4. Отменить приостановление заключения государственного контракта по запросу котировок N0504400000417000010 "поставка комплектующих для ремонта радиостанции "Гранит" всех модификаций".
5. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 21 августа 2017 г. N 05-203/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2017