Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "Профит-плюс" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автодороги и тротуаров по ул. Дм. Тараканова (участок от площади перед Храмом до переулка Свободы) (изв. N0369300218517000038) в присутствии:
- представителя Управления коммунального хозяйства, транспорта и связи Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области (далее - заказчик) Вавилонской М.Л., действующего на основании доверенности от 10.07.2017;
- контрактного управляющего Управления коммунального хозяйства, транспорта и связи Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области Путилина В.В., действующего на основании Приказов от 23.03.2015 N 13/1, от 13.05.2016 N 90;
- заместителя начальника Управления коммунального хозяйства, транспорта и связи Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области Дорофеева С.Е., действующего на основании Приказа от 01.03.2017 N 134,
в отсутствие представителей ООО "Профит-плюс" (далее - Общество, заявитель),
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 08.08.2017 поступила жалоба ООО "Профит-плюс" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автодороги и тротуаров по ул. Дм. Тараканова (участок от площади перед Храмом до переулка Свободы) (изв. N0369300218517000038) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам, 24.07.2017 заказчик объявил о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 11 154 850, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 09.08.2017 в 10:00.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Профит-плюс" контракт не заключен.
В жалобе ООО "Профит-плюс" указано, что в документации о закупке по ряду позиций материалов указаны характеристики материалов, показатели которых возможно определить только в ходе лабораторных испытаний, что свидетельствует о необъективности описания предмета закупки и неправомерности установления требований к составу первой части заявки о конкретизации указанных показателей.
Кроме того, в жалобе указано, что в проекте контракта отсутствует идентификационный код закупки, что не соответствует законодательству о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали, что все характеристики товаров, используемых при выполнении работ, установлены в соответствии с требованиями ГОСТов.
Заслушав пояснения заказчика и уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 данного Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
При этом, из совокупного толкования указанных требований следует, что при осуществлении закупки на выполнение подрядных работ заказчик должен потребовать в составе первой части заявки исключительно предоставление конкретных показателей товаров, используемых для производства работ.
Таким образом, в документации об аукционе заказчику требуется определить такие качественные свойства товаров, которые характеризуют товар, как индивидуально-определенную вещь и являются необходимыми для получения результатов работ, удовлетворяющих потребности заказчика, в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В пункте 30 информационной карты документации об аукционе в требованиях к содержанию и составу первой части заявки указано, что первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать:
- согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, при проведении аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
- конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в Разделе III "Приложение к техническому заданию" документации об аукционе в электронной форме и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В Разделе III документации об электронном аукционе (техническое задание) содержится наименование и описание объекта закупки.
В приложении N 1 к техническому заданию указаны показатели товаров, используемых при выполнении работ, в том числе:
- по позиции 1 "щебень М800" - содержание зерен слабых пород не более 5%, содержание глины в комках не более 0,25%, содержание вредных компонентов и примесей, SO3 не более 1,5 (50) % (ммоль/л);
- по позиции 2 "смеси асфальтобетонные дорожные" - пористость минеральной части от 14 до 19%, остаточная пористость свыше 2,5 до 5%;
- по позиции 3 - "битумы нефтяные дорожные марки БНД-60/90, БНД 90/130, сорт 1" - глубина проникания иглы при 250С 91-130 0,1 мм, глубина проникания иглы при 00С не менее 28 0,1 мм, температура размягчения по кольцу и шару не ниже 430С.
Как следует из технического задания, заказчиком не указаны государственные стандарты, требованиям которых должны соответствовать щебень М800, битумы нефтяные дорожные марки БНД-60/90, БНД 90/130, сорт 1. Требование о соответствии товара государственным стандартам содержится только в отношении смесей асфальтобетонных дорожных (ГОСТ 9128-2009).
Как установлено Комиссией Челябинского УФАС России, в пункте 5.1.5 ГОСТа 9128-2009 "Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия" определены физико-химические показатели различных видов и типов асфальтобетонов, в том числе показатели, указанные в документации о закупке.
При этом, в отношении различных марок битума, щебня определены нормы физико-химических показателей, указанных в таблице 1 пункта 1.3.2 ГОСТа 22245-90 "Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия (с Изменением N 1)", пункте 4.1.1.9 ГОСТа 32495-2013 "Щебень, песок и песчано-щебеночные смеси из дробленого бетона и железобетона. Технические условия", идентичные тем, которые указаны в документации о закупке.
Таким образом, марки асфальтобетонной смеси, битума, щебня и их соответствие государственным стандартам уже определяет физико-химические показатели указанного материала, которые являются его производными характеристиками, указанными в государственном стандарте.
Вместе с тем, указание в документации о закупке помимо марок асфальтобетонной смеси, битума, щебня их физико-химических показателей, является избыточным и необоснованным требованием, в том числе с точки зрения требований к составу первой части заявки, кроме того, заказчик не обосновал необходимость их конкретизации в составе первой части заявки.
Более того, заказчиком не оспаривается факт того, что характеристики материалов, указанные по позициям 1 - 3 приложения N 1 к техническому заданию, возможно проверить только при наличии паспорта качества, выдаваемого на конкретную партию товара.
Вместе с тем, как указано в Письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке", Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар на момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, заказчиком в документации об аукционе в нарушение пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлены избыточные требования к материалам, отражающие его физико-химические свойства, значения которых возможно определить только при проведении лабораторных испытаний, осуществляемых в ходе исполнения контракта.
2. В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных данным Законом.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 21 Закона о контрактной системе в план-график включается, в том числе информация об идентификационном коде закупки, определенном в соответствии со статьей 23 данного Закона.
В силу пункта 3 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено данным Законом, в том числе информация об идентификационном коде закупки.
Исходя из содержания части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, указанная информация должна быть отражена в извещении о проведении аукциона, документации об аукционе.
В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе проект контракта является неотъемлемой частью документации об аукционе, следовательно, должен содержать все условия исполнения контракта, определенные извещением, аукционной документацией, в том числе и информацию об идентификационном коде закупки.
В извещении о проведении аукциона, размещенном заказчиком в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, указан следующий идентификационный код рассматриваемой закупки: 173741000589474570100100080084211244.
Вместе с тем, в документации об аукционе, проекте контракта отсутствует информация об определенном заказчиком идентификационном коде закупки, что, в свою очередь, не соответствует части 1 статьи 23, части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
По результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
1. В соответствии с пунктами 7, 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено данным Законом, информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, условиях банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе), а также информация о размере обеспечения исполнения контракта, порядке предоставления такого обеспечения, требованиях к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе).
Исходя из содержания части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, данная информация должна быть отражена в извещении о проведении аукциона.
В извещении о проведении аукциона, размещенном заказчиком в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, в столбцах с наименованиями "Порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок", "Порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта" указано "Обеспечение заявки", "Обеспечение контракта".
Фактически в извещении о проведении аукциона отсутствует информация о порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, условиях банковской гарантии, а также информация о порядке предоставления обеспечения исполнения контракта, требованиях к такому обеспечению.
Таким образом, указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении организатором торгов пунктов 7, 8 статьи 42, части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2011 N 107-ФЗ "Об исчислении времени" календарная дата - порядковый номер календарного дня, порядковый номер или наименование календарного месяца и порядковый номер календарного года.
В пункте 25 Информационной карты аукционной документации указано, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. Срок подачи запроса о предоставлении разъяснений с момента опубликования аукциона до 05 августа (включительно) 2017 года. Окончательный срок дачи разъяснений 06 августа 2017 года.
Вместе с тем, в аукционной документации отсутствуют даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе.
Таким образом, указанное обстоятельство свидетельствуют о нарушении заказчиком пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Профит-плюс" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автодороги и тротуаров по ул. Дм. Тараканова (участок от площади перед Храмом до переулка Свободы) (изв. N0369300218517000038) обоснованными.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушения части 1 статьи 23, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, части 5 статьи 63, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения пунктов 7, 8 статьи 42, части 5 статьи 63, пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Д.С. Урванцева
Е.В. Кулезнева
* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения - N жалобы - вкладка "документы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 15 августа 2017 г. N 537-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.08.2017