Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Яныбаевой А.Ф. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании информации о нарушении законодательства о контрактной системе, содержащейся в жалобе ООО "СНАЙП", возвращенной в соответствии с решением Комиссии Челябинского УФАС России от 09.08.2017 N 538-ж/2017, провела внеплановую проверку действий Министерства здравоохранения Челябинской области на предмет соблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку cветильников хирургических потолочных (изв. N 0169200001017000677) в присутствии:
- представителей Министерства здравоохранения Челябинской области (далее - заказчик) Бондаревского И.Я., Гладковой И.Б., Ефремова А.П., Кузнецова А.В., Султановой Э.М., действующих на основании доверенностей от 15.08.2017, от 15.03.2017, от 21.03.2017, 09.01.2016;
- представителя ООО "СНАЙП" (далее - Общество, заявитель) Мельникова Э.Э., действующего на основании доверенности от 14.08.2017,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 08.08.2017 поступила жалоба ООО "СНАЙП" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку cветильников хирургических потолочных, объявленного заказчиком путем размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 24.07.2017 извещения N0169200001017000677 об осуществлении закупки.
Жалоба возвращена заявителю в соответствии с решением Комиссии Челябинского УФАС России от 09.08.2017 N 538-ж/2017 в связи с нарушением ООО "СНАЙП" пункта 3 части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 000 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 09.08.2017 в 10:00.
На дату рассмотрения обращения контракт не заключен.
Как следует из обращения заявителя, установленное заказчиком в аукционной документации требование к форме блоков освещения хирургических светильников является необоснованным и создает препятствие для участия в закупке таких компаний как ООО "Аксима", "Dixion".
В доказательство своих доводов заявителем представлены копии брошюр на операционный светильник PowerLED 700/500/300 производства компании Maquet Getinge Group, хирургический светильник Hyled 9500M производства компании Mindray, светильник операционный потолочный "ЭМАЛЕД" 500/300 производства ЗАО "Завод ЭМА", двухкупольные потолочные бестеневые светильники на светодиодах Конвелар 1677 ЛЕД/ 1675ЛЕД/ 1655ЛЕД производства компании "Dixion", хирургический потолочный двухблочный светильник Аксима-СД-160/100 производства компании "Медико".
Представители заказчика с доводами обращения заявителя не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали следующее.
Установление в аукционной документации требования к форме блоков освещения хирургических светильников обусловлено потребностью медицинских учреждений, для которых приобретается оборудование, в формировании ламинарного потока в операционных в целях обеспечения безопасности пациентов и создания комплекса чистых помещений, соответствующих требованиям ГОСТ ИСО 14644-1-2002 "Чистые помещения и связанные с ними контролируемые среды. Ч. 1. Классификация чистоты воздуха", ГОСТ Р ИСО 14644-4-2002 "Чистые помещения и связанные с ними контролируемые среды. Ч. 4. Проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию".
Более того, установленным в аукционной документации требованиям соответствуют хирургические светильники "ЭМАЛЕД", "HyLED 9700/9500" производства компаний ЗАО "Завод ЭМА" (Россия), "Нанджин Миндрей Био-Медикал Электроникс Ко., Лтд." (Китай).
В доказательство своих доводов заказчиком представлены методический материал относительно влияния формы хирургических светильников на ламинарный поток в операционных; руководство по эксплуатации светодиодных хирургических светильников серии HyLED 9700/HyLED 9500/HyLED 9500M; коммерческие предложения ЗАО "Завод ЭМА", ООО "Медтрейд", компании "VIP Medical", заявки участников закупки.
Заслушав пояснения заявителя, заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В статье 8 Закона о контрактной системе указано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям данного Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) ограничение конкуренции выражается в сокращении числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, росте или снижении цены товара, не связанных с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказе хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определении общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иных обстоятельствах, создающих возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
В соответствии со статьей 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения нужд субъектов РФ, а именно для выполнения функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов. Таким образом, документация разрабатывается исходя из потребностей заказчика в товаре, необходимом для осуществления его функций.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Исходя из содержания части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Предметом закупки является поставка светильника хирургического потолочного. В приложении N 1 к информационной карте документации об электронном аукционе содержится наименование и описание объекта закупки, в том числе обозначены следующие характеристики.
N п/п |
Наименование товара, функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара (с указанием ед. изм.) |
Максимальные и (или) минимальные значения показателей объекта закупки** |
|
Светильника хирургический потолочный - 5 шт. |
|
1. |
Общие характеристики |
|
1.3 |
Форма блоков освещения |
7-лепестковая структура или крестообразная |
По мнению заявителя, такое требование к товару является необоснованным и препятствует участию в закупке таких компаний как ООО "Аксима", "Dixion".
Как установлено Комиссией Челябинского УФАС России, товар с указанными характеристиками необходим медицинским учреждениям для формирования ламинарного потока в операционных в целях обеспечения безопасности пациентов и создания комплекса чистых помещений, соответствующих требованиям ГОСТ ИСО 14644-1-2002 "Чистые помещения и связанные с ними контролируемые среды. Ч. 1. Классификация чистоты воздуха", ГОСТ Р ИСО 14644-4-2002 "Чистые помещения и связанные с ними контролируемые среды. Ч. 4. Проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию".
Исходя из представленных заказчиком коммерческих предложений ЗАО "Завод ЭМА" (исх. N 137 от 26.06.2017), ООО "Медтрейд" (исх. N 1680-17/AZ от 06.07.2017), компании "VIP Medical" (исх. от 06.07.2017), установленным в приложении N 1 характеристикам будут соответствовать хирургические светильники "Эмалед 500/300", "Mindray HyLED 7-760/730".
Кроме того, по результатам аукциона определены два участника, предложившие светильники хирургические потолочные различных производителей, а именно "ЭМАЛЕД" производства ЗАО "Завод ЭМА" (Россия), "HyLED 9700/9500" производства компании "Нанджин Миндрей Био-Медикал Электроникс Ко., Лтд." (Китай). Заявки указанных участников признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям документации о закупке.
Каких-либо доказательств факта несоответствия указанных товаров требованиям аукционной документации заявителем не представлено. Комиссия Челябинского УФАС России критически относится к представленным ООО "СНАЙП" копиям брошюр на операционный светильник PowerLED 700/500/300 производства компании Maquet Getinge Group, хирургический светильник Hyled 9500M производства компании Mindray, светильник операционный потолочный "ЭМАЛЕД" 500/300 производства ЗАО "Завод ЭМА", двухкупольные потолочные бестеневые светильники на светодиодах Конвелар 1677 ЛЕД/ 1675ЛЕД/ 1655ЛЕД производства компании "Dixion", хирургический потолочный двухблочный светильник Аксима-СД-160/100 производства компании "Медико", поскольку брошюра носит рекламный характер и нацелена на формирование положительного имиджа фирмы.
Более того, ООО "СНАЙП" не оспаривается факт соответствия требованиям аукционной документации товаров нескольких производителей (Завод Эма (Россия), Westfalia (Германия), Mindray (Китай), Maquet (Германия).
С учетом изложенного, не представляется возможным сделать однозначный вывод о необъективности содержащегося в приложении N 1 к аукционной документации описания объекта закупки и наличии в действиях заказчика признаков нарушения пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, а также статьи 4 Закона о защите конкуренции.
Также следует отметить, что представитель ООО "СНАЙП" не настаивал на удовлетворении требований, изложенных в обращении.
Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о том, что доводы обращения ООО "СНАЙП" не нашли своего подтверждения.
Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной заказчиком, Комиссия, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Доводы обращения ООО "СНАЙП" не нашли своего подтверждения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии А.Ф. Яныбаева
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 15 августа 2017 г. N 186-ВП/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.08.2017