Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Новиковой Н.В. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "Строительная компания Эверест" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту группы N 11 (изв. N 0869200000217001178) в присутствии:
- представителей ГКУЗ "ОДР N 2 им. Зинаиды Антоновой" (далее - заказчик) Травниковой Т.С., Лапиной О.В., действующих на основании доверенностей от 15.08.2017;
- ГКУ ЧО "Центр организации закупок в сфере здравоохранения" (далее - уполномоченный орган) Пичуговой Т.В., Литвиновича А.И., Паровик А.А., действующих на основании доверенностей от 01.07.2017, от 04.08.2017,
в отсутствие представителей ООО "Строительная компания Эверест" (далее - Общество, заявитель),
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 09.08.2017 поступила жалоба ООО "Строительная компания Эверест" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту группы N 11 (изв. N 0869200000217001178) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам, 04.08.2017 заказчик объявил о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 789 218, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 14.08.2017 в 10:00.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Строительная компания Эверест" контракт не заключен.
Доводы жалобы ООО "Строительная компания Эверест" заключаются в следующем.
1. В документации о закупке по ряду позиций материалов указаны характеристики материалов, показатели которых возможно определить только в ходе лабораторных испытаний, что свидетельствует о необъективности описания предмета закупки и неправомерности установления требований к составу первой части заявки о конкретизации указанных показателей.
2. В проекте контракта неправомерно установлено условие о возврате заказчиком денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, только на основании письменного уведомления заказчика.
3. Заказчиком в проекте контракта не установлен вариативный размер штрафов, начисляемых за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком, заказчиком обязательств по контракту.
4. В извещении о проведении аукциона, проекте контракта заказчиком указана противоречивая информация о размере обеспечения исполнения контракта.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали, что документация об аукционе сформирована в соответствии с законодательством о контрактной системе, а также с учетом профиля учреждения. Все характеристики товаров, используемых при выполнении работ, установлены в соответствии с требованиями ГОСТов. Специалистом при указании в проекте контракта размера обеспечения исполнения контракта допущена техническая ошибка.
Заслушав пояснения заказчика и уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 данного Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
При этом, из совокупного толкования указанных требований следует, что при осуществлении закупки на выполнение подрядных работ заказчик должен потребовать в составе первой части заявки исключительно предоставление конкретных показателей товаров, используемых для производства работ.
Таким образом, в документации об аукционе заказчику требуется определить такие качественные свойства товаров, которые характеризуют товар, как индивидуально-определенную вещь и являются необходимыми для получения результатов работ, удовлетворяющих потребности заказчика, в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В пункте 8 информационной карты документации об аукционе в требованиях к содержанию и составу первой части заявки указано, что первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать:
- согласие участника закупки на выполнение работ на условиях аукционной документации;
- согласие на использование товара, в отношении которого в аукционной документации содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), либо указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), и, если участник аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в аукционной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией,
- конкретные показатели материалов, используемых при выполнении работ, в отношении которого в аукционной документации не содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), соответствующие значениям, установленным документацией электронного аукциона (в том числе, сметной документацией, проектом договора), и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии);
- наименование страны происхождения товара (материалов).
В приложении N 1 к информационной карте документации об аукционе (техническое задание) содержится наименование и описание объекта закупки, в том числе указаны следующие показатели товаров, используемых при выполнении работ:
- по позиции 3 "клей" - массовая доля сухого остатка: не менее 26 %;
- по позиции 4 "мастика тиоколовая" - сопротивление текучести, мм, не более 2;
- по позиции 5 "краска масляная" - степень перетира не более 80 мкм, укрывистость невысушенной пленки краски менее 235 г/м2, время высыхания до степени 3 при температуре (202) град.С. не более 24 часов, твердость пленки по маятниковому прибору типа М-3 не менее 0,10 условных единиц, стойкость пленки к статическому воздействию воды при температуре (20
2) град.С.) не менее 0,5 часа;
- по позиции 7 "грунтовка" - массовая доля нелетучих веществ более 25%, время высыхания до степени 3 при температуре (202)°С (значение не изменяемое) не более 24 ч, степень перетира не более 70 мкм, смываемость пленки не более 4,0 г/м2, стойкость к статическому воздействию воды при температуре (20
2)°С (значение не изменяемое) не менее 10 ч, максимальный размер частиц в грунтовке менее 0,1 мкм;
- по позиции 8 "клей" - вязкость в диапазоне не более от 35000 до 90000 мПа*с, содержание нелетучих веществ не менее 70%;
- по позиции 9 "шпаклевка" - прочность на сжатие: не менее 52 кгс/см2 (5,2 МПа), на изгиб: не менее 27 кгс/см2 (2,7 МПа);
- по позиции 12 "дверные блоки" - приведенное сопротивление теплопередаче комбинации рама-створка 0,40-0,70 м2°С/Вт, воздушная камера не менее 9 мм, приведенное сопротивление теплопередаче от 0,50 до 0,70 м2С/ВТ, воздухопроницаемость не менее 2,1 мЗ/(ч*м2);
- по позиции 13 "краска" - массовая доля нелетучих веществ, % 50-70, стойкость пленки при температуре(20 2) ° С к статическому воздействию воды, не менее 2 ч, стойкость покрытия к статическому воздействию 0,5% раствора моющего средства, не менее 15 мин, стойкость покрытия при температуре (20
2) °С (значение не изменяемое) к статическому воздействию трансформаторного масла, не менее 24 ч;
- по позиции 21 "Плитка керамическая" - отклонение от номинальных размеров по длине и ширине не более 0,9, %, отклонение от номинальных размеров по толщине, не более 9 %, косоугольность, не более 1 мм, водопоглощение, не более 24 % , твердость глазури по Моосу, не менее 5, предел прочности при изгибе, не менее 13 Мпа;
- по позиции 22 "Краски водно-дисперсионные" - массовая доля нелетучих веществ 52-57%, время высыхания до степени 3 при темп. 20 оС не более 1 ч, стойкость пленки к статическому воздействию воды при темп. 20 оС не менее 24 часов, морозостойкость краски, циклы разморозки не менее 5.
Как следует из технического задания, заказчиком не указаны государственные стандарты, требованиям которых должны соответствовать клей, мастика тиоколовая, краска масляная, шпаклевка, дверные блоки, краска, краски водно-дисперсионные. Требование о соответствии товара государственным стандартам содержится только в отношении грунтовки (ГОСТ 52020-2003), плитки керамической (ГОСТ 6141-91).
Как установлено Комиссией Челябинского УФАС России, в таблице 1 пункта 5.3.1 ГОСТа 52020-2003 "Материалы лакокрасочные водно-дисперсионные. Общие технические условия", пункте 1.3.4, таблице 6 пункта 1.4.7, пункте 1.4.8 ГОСТа 6141-91 "Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен. Технические условия" определены физико-химические показатели лака, краски, грунтовки, шпатлевки, плитки керамической, в том числе показатели, указанные в документации о закупке.
При этом, в отношении различных сортов плитки керамической определены нормы физико-химических показателей, указанных в таблице 4 пункта 1.4.3 ГОСТа 6141-91 "Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен. Технические условия", идентичные тем, которые указаны в документации о закупке.
Таким образом, государственные стандарты уже определяют физико-химические показатели материалов.
Вместе с тем, указание в документации о закупке помимо государственных стандартов на материалы их физико-химических показателей, является избыточным и необоснованным требованием, в том числе с точки зрения требований к составу первой части заявки, кроме того, заказчик не обосновал необходимость их конкретизации в составе первой части заявки.
Более того, некоторые характеристики материалов, указанные по позициям 3, 4, 5, 7, 8, 9, 12, 13, 21, 22 технического задания (например, в отношении плитки керамической: косоугольность, твердость глазури по Моосу), возможно проверить только при наличии паспорта качества, выдаваемого на конкретную партию товара.
Вместе с тем, как указано в Письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке", Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар на момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, заказчиком в документации об аукционе в нарушение пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлены избыточные требования к материалам, отражающие его физико-химические свойства, значения которых возможно определить только при проведении лабораторных испытаний, осуществляемых в ходе исполнения контракта.
2. В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно статье 190 Гражданского кодекса РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В пункте 8.4 проекта контракта установлено, что обеспечение исполнения контракта будет возвращено подрядчику после даты завершения выполнения подрядчиком своих обязательств по настоящему контракту не позднее чем через 30 банковских дней с даты получения заказчиком соответствующего письменного требования подрядчиком с указанием банковского счета.
Фактически в пункте 8.4 проекта контракта содержится двойной срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, а именно срок, определяемый указанием на событие (завершение выполнения подрядчиком своих обязательств по контракту) и срок, определяемый истечением периода времени, который исчисляется днями (не позднее чем через 30 банковских дней с даты получения заказчиком соответствующего письменного требования подрядчиком). Указанное обстоятельство не позволяет определить конкретный срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, по мнению Комиссии Челябинского УФАС России, в действиях заказчика содержится нарушение части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частями 5, 6, 7 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрены штрафы, начисляемые заказчику и поставщику (подрядчику, исполнителю) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Размеры таких штрафов устанавливаются контрактом в виде фиксированных сумм, определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
В соответствии с пунктами 4, 5 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Как установлено материалами дела, начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) составляет 789 218,00 рублей. Заказчик с учетом размера НМЦК установил в пунктах 7.3, 7.4 проекта контракта меры ответственности подрядчика и заказчика в виде фиксированного штрафа в размере 10% и 2,5%. Фактически при снижении участниками НМЦК цена контракта в любом случае не будет превышать 3 млн. рублей. Следовательно, размер штрафа, устанавливаемого подрядчику и заказчику за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, в любом случае будет составлять 10% и 2,5%.
С учетом изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает нарушений в действиях заказчика в части указания в пунктах 7.3, 7.4 проекта контракта фиксированного размера штрафа, начисляемого заказчику и подрядчику за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
4. В соответствии с пунктом 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе информация о размере обеспечения исполнения контракта, порядке предоставления такого обеспечения, требованиях к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе).
Исходя из содержания части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, указанная информация должна быть отражена в извещении о проведении аукциона.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе информацию о размере обеспечения исполнения контракта, сроке и порядке предоставления указанного обеспечения, требованиях к обеспечению исполнения контракта.
В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе проект контракта является неотъемлемой частью документации об аукционе, следовательно, должен содержать все условия исполнения контракта, определенные извещением, аукционной документацией, в том числе и по обеспечению исполнения контракта.
В извещении о проведении аукциона, размещенном заказчиком в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, пункте 14 Информационной карты документации об аукционе указано, что размер обеспечения исполнения контракта составляет 39 460,90 рублей.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 8.1 проекта контракта обеспечение исполнения контракта определено в размере 42 181,30 рублей.
Фактически в извещении о проведении аукциона, пункте 14 Информационной карты документации об аукционе, пункте 8.1 проекта контракта указана противоречивая информация о размере обеспечения исполнения контракта, что, в данном случае, не соответствует пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Строительная компания Эверест" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту группы N 11 (изв. N 0869200000217001178) обоснованными в части установления заказчиком избыточных требований к материалам, используемым при выполнении работ; наличия в действиях заказчика признаков нарушения части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе; указания заказчиком в извещении, аукционной документации противоречивой информации о размере обеспечения исполнения контракта.
2. Признать в действиях заказчика нарушения пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, части 27 статьи 34, пунктов 1, 2, 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Н.В. Новикова
Е.В. Кулезнева
* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения - N жалобы - вкладка "документы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 августа 2017 г. N 540-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.08.2017