Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Урванцевой Д.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "Фарматроника-Екатеринбург", в присутствии:
- представителя ГКУ "Центр закупок в сфере здравоохранения" Кузнецова А.В., действующего на основании доверенности от 21.08.2017,
- представителя ГКУ "Центр закупок в сфере здравоохранения" Колесниковой Н.В., действующего на основании доверенности от 21.08.2017,
- представителя ГКУ "Центр закупок в сфере здравоохранения" Литвинович А.И., действующего на основании доверенности N 25 от 04.08.2017,
- представителя ГКУ "Центр закупок в сфере здравоохранения" Котовой В.И., действующего на основании доверенности N 3 от 09.01.2017,
- представителя ГКУ "Центр закупок в сфере здравоохранения" Пичуговой Т.В., действующего на основании доверенности от 01.07.2017,
- представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинская областная клиническая больница" Альтмана Д.Ш., действующего на основании Приказа N 57л от 04.03.2014,
- представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинская областная клиническая больница" Куликовой Е.А., действующего на основании доверенности от 18.08.2017,
- представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинская областная клиническая больница" Кочневой В.Д., действующего на основании доверенности от 18.08.2017,
- представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинская областная клиническая больница" Пашнина С.Л., действующего на основании доверенности от 18.08.2017,
- представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинская областная клиническая больница" Демидовой Е.В., действующего на основании доверенности от 09.01.2017,
- представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Челябинская областная клиническая больница" Братниковой Г.И., действующего на основании доверенности от 18.08.2017,
- представителя ООО "Фарматроника-Екатеринбург", действующего на основании Решения N 13 от 04.07.2016,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 15.08.2017 поступила жалоба ООО "Фарматроника-Екатеринбург" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку комплекса медицинского оборудования для проведения эндоваскулярных процедур (извещение N 0869200000217001151) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 31.07.2017 ГКУ "Центр закупок в сфере здравоохранения" объявило о проведении аукциона.
Заказчиком выступило Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Челябинская областная клиническая больница".
Начальная (максимальная) цена контракта - 55 000 000, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 16.08.2017 10:00.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Фарматроника-Екатеринбург" контракт не заключен.
В жалобе заявителя указано, что заказчиком неправомерно установлено требование к составу второй части заявки о предоставлении регистрационного удостоверения на медицинское оборудование, так как в соответствии с реестром изделий медицинского назначения комплекс медицинского оборудования для проведения эндоваскулярных процедур не зарегистрировано в качестве медицинского оборудования.
Кроме того, требование о предоставлении в составе второй части заявки регистрационного удостоверения на отдельные комплектующие является незаконным, так как в соответствии с правилами регистрации изделий медицинского назначения регистрации подлежит медицинское изделие вместе с принадлежностями.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии пояснили следующее.
В составе заявки заказчиком правомерно установлено требование о наличии у участника закупки регистрационного удостоверения на комплекс медицинского оборудования либо на отдельные комплектующие, так как это отвечает требованиям Закона об охране здоровья граждан.
Кроме того, наименование предмета закупки указано с учетом конечной цели, которую должно достигнуть применение оборудования, а именно: возможность проведения эндоваскулярных процедур. При этом, заказчик не обязан формировать наименование объекта закупки с учетом государственного реестра изделий медицинского назначения.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение, в том числе копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона о контрактной системе при наличии в совокупности двух условий: предъявление требований к товару (работам, услугам) в соответствии с действующим законодательством и предоставление данных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе, в требованиях к составу второй части заявки должны быть указаны конкретные документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее Закон об основах охраны здоровья граждан) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
В соответствии с частью 4 статьи 38 указанного Федерального закона на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416, документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
С учетом изложенного, действующим законодательством предусмотрено, что обязательным документом, подтверждающим возможность оборота на территории Российской Федерации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение.
Как следует из извещения и документации о закупке предметом закупки является поставка комплекса медицинского оборудования для проведения эндоваскулярных процедур в соответствии с приложением N 1 к документации о закупке.
В пункте 2.1 информационной карты документации о закупке также указано, что закупаемое медицинское оборудование относится к аппаратам электродиагностическим прочим.
Таким образом, из документации о закупке следует, что заказчиком приобретается медицинское изделие.
В пункте 9 информационной карты документации о закупке предусмотрено предоставление в составе второй части заявки в качестве документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, копии регистрационного удостоверения, что отвечает требованиям законодательства в сфере охраны здоровья граждан, а также пункту 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
При этом, в указанном положении документации о закупке предусмотрена альтернативная возможность предоставления регистрационного удостоверения на комплекс медицинского оборудования либо на составные части (комплектующие) медицинского оборудования, что также не противоречит действующему законодательству. Указанные обстоятельства также подтверждаются тем, что в соответствии с частью 1 статьи 38 Закона об основах охраны здоровья граждан в качестве медицинских изделий указываются прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем не представлены доказательства того, что на отдельные комплектующие закупаемого медицинского оборудования не выдаются регистрационные удостоверения, что также не позволяет сделать вывод об обоснованности доводов жалобы.
В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
1. Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о контрактной системе, заказчиками осуществляются закупки, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общих принципов законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие обоснованной потребности заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, при закупке товаров (работ, услуг) заказчик обязан раскрыть содержание объекта закупки, то есть указать максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, с учетом потребности заказчика.
При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Как следует из извещения и документации о закупке предметом закупки является поставка комплекса медицинского оборудования для проведения эндоваскулярных процедур в соответствии с приложением N 1 к документации о закупке.
В приложении N 1 содержится техническое задание (далее - ТЗ) с указанием наименования, комплектности и характеристик закупаемого медицинского оборудования, а именно:
- комплекс медицинского оборудования для проведения эндоваскулярных процедур (пункты 1-2.11, 3-11.25 ТЗ);
- система для внутрисосудистых ультразвуковых исследований с функцией определения фракционного резерва кровотока (пункты 2.12, 12 ТЗ)
На заседании Комиссии заказчиком представлен Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 928н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи больным с острыми нарушениями мозгового кровообращения", согласно которому оснащение операционной рентгенэндоваскулярных методов диагностики и лечения медицинской организации включает в себя комплекс ангиографический с возможностью выполнения эндоваскулярных диагностических и лечебных вмешательств на брахиоцефальных, внутримозговых, коронарных артериях (Приложение N 7).
Приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 918н утвержден порядок оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, согласно которому оснащение операционной операционного блока медицинской организации, в структуре которой создано кардиохирургическое отделение с палатой реанимации и интенсивной терапии также предусматривает мобильный ангиограф с возможностью субтракции, записи и архивации изображения (Приложение N 28).
Кроме того, на заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что в комплекс медицинского оборудования для проведения эндоваскулярных процедур включается ангиографическое оборудование, которое является одним из разновидностей оборудования для исследования кровеносных сосудов.
Таким образом, заказчиком представлены нормативные документы, а также даны пояснения, что фактически заказчику требуется закупка двух видов медицинского оборудования, различающихся по методам исследования кровеносных сосудов:
- ангиографическое оборудование (рентгеновское);
- система для внутрисосудистых ультразвуковых исследований (ультразвуковое оборудование).
Как следует, из регистрационных удостоверений единственного участника закупки, входящих в состав второй части заявки, обществом представлено регистрационные удостоверения на 2 оборудования:
- система для внутрисосудистых ультразвуковых исследований Volcano (Imaging system) (производство Волкано Корпорейшн США);
- аппарат рентгеновский ангиографический серии Allura (производство Филипс Нидерланды).
На заседании Комиссии заказчиком также представлены регистрационные удостоверения на аналогичное оборудование других производителей (система ангиографическая Artis Zee Ceiling (Германия), комплекс ангиографический Infinix (Япония).
Таким образом, как следует из описания технического задания, нормативных документов, устных пояснений заказчика, а также документов, подтверждающих возможность обращения медицинского оборудования на территории РФ, потребность заказчика выражена в поставке ангиографического оборудования.
С учетом изложенного, из документации о закупке не следует, что медицинское оборудование для проведения эндоваскулярных процедур (пункты 1-2.11, 3-11.25 ТЗ) представляет собой ангиографическое оборудование, то есть фактически в документации о закупке отсутствует наименование одного из изделий медицинского назначения, являющегося предметом контракта. Более того, наименование "комплекс медицинского оборудования для проведения эндоваскулярных процедур" неравнозначно понятию "ангиографическое оборудование", что подтверждается материалами дела. При этом термин "комплекс медицинского оборудования для проведения эндоваскулярных процедур", который не указан ни в одном из подзаконных нормативных правовых актов, представленных заказчиком, а также отсутствует в реестре медицинских изделий, ведение которого осуществляет Росздравнадзором РФ.
Кроме того, в пунктах 11.12-11.24 ТЗ указаны характеристики, которым должен соответствовать комплекс медицинского оборудования (например, автоматическое заполнение шприца, возможность введения контрастного средства в вариабельном режиме, объем колбы, мл, ускорение/ замедление потока, вес и другие характеристики), однако из документации о закупке не следует к какому оборудованию (комплектующим, принадлежностям) относятся указанные характеристики, что приводит в возможности неоднозначного толкования указанных показателей, которые в силу буквального прочтения требований документации о закупке могут относиться как к принадлежностям комплекса оборудования, так и к самому комплексу оборудования.
Аналогичные нарушения допущены при описании характеристик товара по пунктам 6.25, 6.26, 6.28, 6.29 технического задания документации о закупке.
В соответствии с пунктом 9 ТЗ предусмотрены требования к системе мониторинга физиологических параметров, однако в пунктах 1-2.11 ТЗ, в которых перечисляются комплектующие комплекса медицинского оборудования для проведения эндоваскулярных процедур, указанная система отсутствует, что также свидетельствует о несогласованности сведений о комплектующих приобретаемого оборудования.
С учетом изложенного, в нарушение пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе отсутствие в документации о закупке наименования приобретаемого оборудования, являющегося составной частью комплекса медицинского оборудования для проведения эндоваскулярных процедур, указание в техническом задании характеристик оборудования без привязки к конкретному изделию, к которому относятся указанные характеристики, свидетельствует о необъективности описания объекта закупки и неопределенности предмета контракта, являющегося существенным условием государственного контракта, для целей которого осуществляется закупка.
2. Согласно пункту 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении о закупке, документации об аукционе и проекте контракта, являющемся неотъемлемо часть документации об аукционе, должно содержаться краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Таким образом, документация об аукционе должна содержать единообразные и непротиворечивые условия исполнения контракта, в том числе сведения о гарантийном сроке на поставляемый товар.
В пунктах 1.5, 1.6 технического задания указано, что гарантийный срок на весь комплекс (за исключением рентгеновской трубки) поставщика и производителя должен составлять не менее 12 месяцев. Гарантия поставщика и производителя отдельно на рентгеновскую трубку - не менее 36 месяцев.
Однако в пункте 5.5 проекта контракта установлено, что гарантия поставщика на оборудование составляет не менее 36 месяцев с момента ввода оборудования в эксплуатацию.
С учетом изложенного, в нарушение пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об аукционе и проекте контракта содержится противоречивая информация в части гарантийного срока на медицинское оборудование, что может привести к заключению контракта не на условиях документации об аукционе в нарушение части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
Кроме того, как следует из пунктов 9,10 информационной карты и технического задания участник закупки в составе первой части заявки должен конкретизировать информацию о гарантийном сроке. Вместе с тем, требование об указании в составе заявки информации о гарантийном сроке на медицинское оборудование является незаконным требованием, так как данная информация является условием исполнения контракта, на которое соглашается заявитель, а не показателем товара, который необходимо конкретизировать в составе заявки на участие в закупке.
Дополнительно антимонопольный орган отмечает, что в ходе рассмотрения запросов и ответов на запросы, положенных в обоснование начальной (максимальной) цены контракта, установлено, что запросы заказчика хозяйствующим субъектам содержали информацию о необходимости поставки оборудования со сроком гарантии 36 месяцев, что не соответствует техническому заданию документации о закупке. При этом, два их трех коммерческих предложений участников закупки содержат предложения с указанием гарантийного срока на медицинское оборудование, составляющего 12 месяцев, что не соответствует запросам, направленным заказчиком.
Кроме того, одно из коммерческих предложений от 14.07.2017 содержит условие о предоставлении дополнительной гарантии (24 месяца) на все оборудование и подготовки помещения, общей стоимостью 12 700 000, рублей. Однако документация о закупке не предусматривала указанные условия поставки товара.
Данные обстоятельства указывают на наличие в действиях заказчика признаков нарушения части 3 статьи 22 Закона о контрактной системе в части несопоставимого характера информации о ценах на закупаемое оборудование условиям планируемой закупки.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Фарматроника-Екатеринбург" на действия заказчика необоснованными.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1, части 4 статьи 64 пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, уполномоченному учреждению, аукционной комиссии, электронной площадке предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновного должностного лица к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Передать материалы дела в правоохранительные органы и в Главное контрольное управление Челябинской области.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Д.С. Урванцева
И.О. Кокшарова
* Предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения - N жалобы - вкладка "документы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 21 августа 2017 г. N 555-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2017