Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Строй Заказчик" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГУ МЧС России по Краснодарскому краю при проведении электронного аукциона: "Осуществление строительного контроля (технического надзора) за строительно-монтажными работами по объекту: "Пожарное депо на 4 машино-выезда с. Дивноморское Краснодарского края (I этап строительства)" (извещение N0118100005717000030) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. Заказчиком не корректно установлены сроки оказания услуг по строительному контролю (в совокупности 4 месяца), поскольку в проекте организации строительства (3023-ПОС) срок строительства объекта составляет 10 месяцев.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились. Аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГУ МЧС России по Краснодарскому краю проводился электронный аукцион: "Осуществление строительного контроля (технического надзора) за строительно-монтажными работами по объекту: "Пожарное депо на 4 машино-выезда с. Дивноморское Краснодарского края (I этап строительства)"" (извещение N0118100005717000030).
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 324 496,00 рублей.
Согласно п.2) ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Заказчиком в проекте контракта и аукционной документации установлен срок оказания услуг: Срок исполнения Исполнителем своих обязательств по настоящему Контракту с даты заключения Сторонами настоящего Контракта до даты, наступающей по истечении 30 дней с даты получения разрешения на ввод Объекта в эксплуатацию, но не позднее 20 декабря 2017 года.
В соответствии с пояснениями заказчика Проект организации строительства (далее - ПОС) размещен Заказчиком в составе проектной документации аукционной документации в целях ознакомления Исполнителя с объемом выполняемой работы..
ПОС является основой для определения сметной стоимости строительства, распределения инвестиций, капитальных вложений и объемов работ по периодам строительства.
В состав ПОС входят: календарный план строительства с выделением работ подготовительного периода; ведомости объемов общестроительных, монтажных и специальных строительных работ; ведомости потребности в материалах и строительных машинах; строительный генеральный план; краткая пояснительная записка.
Календарный план ПОС отражает вопросы рациональной последовательности и продолжительности строительных работ, а не сроки проведения строительного контроля (технического надзора).
Нормативно-правовое и нормативно-техническое обеспечение строительного контроля осуществляется на основании ст. 53 Градостроительного кодекса, Постановления Правительства РФ N468 от 21 июня 2010 г. "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства", а также согласно СП 48.13330.2011 СНиП 12-01-2004 "Организация строительства"
В соответствии с частью 2 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (утв. постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468) предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с частью 3 вышеуказанного Положения строительный контроль проводится: застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации).
Соответственно, организации, осуществляющей строительный контроль, необходимо осуществлять проверку соответствия выполняемых работ проектной документации в составе которой Заказчиком размещен ПОС, устанавливающий сроки выполнения строительных работ Подрядчиком.
Статьей 53 Градостроительного кодекса определено, что строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
Из чего следует, что срок начала и окончания оказания услуг строительного контроля определяется исходя из установленных договором (контрактом).
Таким образом, данный довод заявителя необоснован.
По результатам проведения внеплановой проверки Комиссией были выявлены нарушения.
Ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе обусловлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2) ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
На основании п. 6) ч. 5 ст. 63 Закон о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
П. 1) ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе определено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Градостроительный кодекс Российской Федерации внесены следующие изменения, вступившие в силу с 01.07.2017 г.:
Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В соответствии с ч. 3.1 ГрК РФ застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда.
Заказчиком в п.21 Информационной карты аукционной документации установлено требование о наличии у участника выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в соответствии с Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624:
раздел III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту:
пункт 32. Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем:
пункт 32.1. Строительный контроль за общестроительными работами (группы видов работ N 1 - 2, 3.1-3.3, 3.5-3.7, 5.1, 5.3,5.4, 5.6, 5.8, 5.9, 6- 7, 9, 10.1-10.5, 11-12, 13.1, 14);
пункт 32.4. Строительный контроль за работами в области водоснабжения и канализации (вид работ N 15.1, 23.32, 24.29, 24.30, группы видов работ N 16,17);
пункт 32.5. Строительный контроль за работами в области теплогазоснабжения и вентиляции (виды работ N 15.2, 15.3, 15.4, 23.4, 23.5, 24.14, 24.19, 24.20, 24.21, 24.22,24.24, 24.25, 24.26, группы видов работ N 18, 19);
пункт 32.6 Строительный контроль за работами в области пожарной безопасности (вид работ N 12.3, 12.12, 23.6, 24.10-24.12);
пункт 32.7. Строительный контроль в области электроснабжения (вид работ N 15.5, 15.6, 23.6, 24.3-24.10 группа видов работ N 20).
Таким образом, в нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличие свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства.
На основании вышеизложенного, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строй Заказчик" необоснованной.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика - ГУ МЧС России по Краснодарскому краю нарушение ч.6 ст.31, ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ГУ МЧС России по Краснодарскому краю (Единой комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 15 августа 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.08.2017