Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "ТАНДЕМ" (далее - Заявитель) на действия ФГКУ "ЦКС им. Ф.Э. Дзержинского" ФСБ РФ" при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по капитальному ремонту сетей электроснабжения" (извещение N 0318100001617000198) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
По мнению Заявителя документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе. В нарушение ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчиком в Разделе IV "Описание объекта закупки" установлены требования к товарам (материалам): по поз.4 "Щит" Заказчик не привязал размеры "1000*650*300 мм" к определенным параметрам; по поз.10 "Трубы" Заказчиком в соответствии с ГОСТ 33228-2015 не указан параметр "предельное отклонение"; по поз.13 "Бетон" Заказчиком установлено требование "класс не ниже В 12,5 (М150), соответствие ГОСТ 26633-2015", требование марки М150 соответствует требованию ГОСТ 26633-91, который утратил силу 01.01.2014 г. В "Инструкции по заполнению заявки" не указано описание слов "не менее", "не ниже" и других, раскрывающих смысл характеристик знаков установленных Заказчиком в "Описании объекта закупки".
На рассмотрение Заказчиком представлена документация электронного аукциона, извещение о проведении электронного аукциона, письменные пояснения по существу жалобы.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФГКУ "ЦКС им. Ф.Э. Дзержинского" ФСБ РФ" проводился электронный аукцион: "Выполнение работ по капитальному ремонту сетей электроснабжения" (извещение N 0318100001617000198).
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 539 435,68 руб.
В соответствии с ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Раздел IV "Описание объекта закупки", инструкция по заполнению заявок не содержат порядок прочтения числовых значений в совокупности со словосечаниями "не менее", "не ниже" и других, раскрывающих смысл характеристик знаков, установленных Заказчиком в "Описании объекта закупки", габаритными характеристиками объекта, что не позволяет определить требование Заказчика и нарушает п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в Разделе IV "Описание объекта закупки" аукционной документации установлены требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ:
4. Щиты с монтажной панелью, типоразмер N 5 (требуемый размер щита 1000*650*300 мм), степень защиты не ниже IP54;
10. Трубы стальные электросварные прямо шовные со снятой фаской, наружный диаметр 152 мм, толщина стенки не менее 4 мм;
13. Бетон тяжелый для дорожных покрытий и оснований: класс не ниже В 12,5 (М150), соответствие ГОСТ 26633-2015.
В соответствии с п.2 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что:
- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Заказчиком по поз.4 установлено требование "Щиты с монтажной панелью, типоразмер N 5 (требуемый размер щита 1000*650*300 мм), степень защиты не ниже IP54", однако, требуемые размеры "1000*650*300 мм" не привязаны к определенным параметрам (длине, ширине, высоте и т.д.). Таким образом, участники закупки не имеют возможности определить потребности Заказчика и корректно заполнить заявку на участие в электронном аукционе.
Заявитель указывает, что Заказчик в п.10 не указал предельные отклонения по толщине стенки в соответствии с ГОСТ 10704-91. Кроме того, участник закупки не может определить данный показатель, не имея товар в наличии.
П. 6 ГОСТ 10704-91 установлено, что предельные отклонения по толщине стенки должны соответствовать: 10% - при диаметре труб до 152 мм.
Данным ГОСТ также установлены примеры условных обозначений, а именно:
Труба с наружным диаметром 76 мм, толщиной стенки 3 мм, мерной длины, II класса точности по длине, из стали марки СтЗсп, изготовленная по группе В ГОСТ 10705-80:
То же, повышенной точности по наружному диаметру, длиной, кратной 2000 мм, I класса точности по длине, из стали марки 20, изготовленная по группе Б ГОСТ 10705-80:
Труба с наружным диаметром 25 мм, толщиной стенки 2 мм, длиной, кратной 2000 мм, II класса точности по длине, изготовленная по группе Д ГОСТ 10705-80:
Таким образом, установленные Заказчиком требования, является достаточными для определения качества поставляемого товара.
По поз.13 "Бетон" Заказчиком установлено требование "класс не ниже В 12,5 (М150), соответствие ГОСТ 26633-2015". Показатель марки М150 соответствует требованию ГОСТ 2633-91, который утратил силу 01.01.2014 г.
Согласно п.4.3.1 ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия": По показателям качества бетоны подразделяют: - по прочности: на классы прочности на сжатие: В3,5; В5; В7,5; В10; В12,5; В15; В20; В22,5; В25; В27,5; В30; В35; В40; В45; В50; В55; В60; В70; В80; В90; В100; В110; В120,
- на классы прочности на осевое растяжение: Bt0,8; Bt1,2; Bt1,6; Bt2,0; Bt2,4; Bt2,8; Bt3,2; Bt3,6; Bt4,0; Bt4,4; Bt4,8,
- на классы прочности на растяжение при изгибе: ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ;- по морозостойкости: на марки по первому базовому методу: F150, F175, F1100, F1150, F1200, F1300, F1400, F1500, F1600, F1700, F1800, F11000,на марки по второму базовому методу: F2150, F2200 F2300 F2400 F2500,- по водонепроницаемости на марки: W2, W4, W6, W8, W10, W12, W14, W16, W18, W20;- по истираемости при испытании на круге истирания на марки: G1, G2, G3.
Таким образом, при описании требований по поз.13 Заказчиком установлены требования (марка М150) в соответствии с ГОСТ 26633-91, который утратил силу 01.01.2014 г.
Таким образом, документация электронного аукциона составлена с нарушениями Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТАНДЕМ" обоснованной в части наличия нарушений ч.3 ст.7; п.1), п.2) ч.1 ст.33; п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика - ФГКУ "ЦКС им. Ф.Э. Дзержинского" ФСБ РФ" нарушение ч.3 ст.7; п.1), п.2) ч.1 ст.33; п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ФГКУ "ЦКС им. Ф.Э. Дзержинского" ФСБ РФ" (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства не передавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 728
по делу N ЭА-1956/2017 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
17 августа 2017 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
на основании своего решения от 17.08.2017 года по делу N ЭА-1956/2017, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "ТАНДЕМ" на действия ФГКУ "ЦКС им. Ф.Э. Дзержинского" ФСБ РФ" при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по капитальному ремонту сетей электроснабжения" (извещение N 0318100001617000198) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе) предписывает:
1. Заказчику - ФГКУ "ЦКС им. Ф.Э. Дзержинского" ФСБ РФ" (аукционной комиссии) устранить нарушение ч.3 ст.7; п.1), п.2) ч.1 ст.33; п.1), п.2) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и внесения изменений в извещение и аукционную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу N ЭА-1956/2017 от 17.08.2017 г.
2. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе; назначить новую дату окончания срока подачи заявок; назначить новую дату окончания срока рассмотрения заявок, дату проведения электронного аукциона.
3. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания. Отменить протокол проведения аукциона (при наличии). Уведомить участников закупки, подавших заявки, об отмене протоколов и внесении изменений в документацию электронного аукциона N0318100001617000198. Разблокировать денежные средства, внесенные участниками закупки в качестве обеспечения заявок. Назначить новое время проведения электронного аукциона.
3. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 7-и рабочих дней со дня его получения.
4. В срок до 01.09.2017 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 17 августа 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2017