Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), в составе:
рассмотрев жалобу ООО "ВАВИЛОН" (далее - Заявитель) на действия администрации МО Новодеревянковское сельское поселение в составе МО Каневской район (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по строительству "Комплексной спортивно-игровой площадки в Новодеревянковском сельском поселении Каневского района" по адресу: Краснодарский край, Каневской район, ст. Новодеревянковская, ул. Щербины." (извещение N 0318300007917000002) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе, а именно Заказчиком в Приложении N 2 к описанию объекта закупки неправомерно установлены показатели товаров, не соответствующие требованиям ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе
Представители Заказчика с доводами жалобы согласны. Аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Администрацией МО Новодеревянковское сельское поселение в составе МО Каневской район размещены извещение и документация о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству "Комплексной спортивно-игровой площадки в Новодеревянковском сельском поселении Каневского района" по адресу: Краснодарский край, Каневской район, ст. Новодеревянковская, ул. Щербины.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 135 130,00 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
Заказчиком в Приложении N 2 к описанию объекта закупки установлено следующее:
N п/п |
Наименование товара (материала, оборудования) |
Товарный знак (при наличии) |
Требования, установленные к функциональным, техническим, качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие) |
|
Наименование показателя, ед. изм. показателя |
Значение показателя |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2
|
Горячекатаная арматурная сталь |
|
Класс |
А-111 |
Номинальный диаметр, мм |
8 |
|||
Длина стержня, м |
6-12 |
|||
Марка стали |
35ГС, 25Г2С или 32Г2Рпс |
|||
Площадь поперечного сечения стержня, см2 |
0,503 |
Согласно п. 1.1 ГОСТ 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия" в зависимости от механических свойств арматурную сталь подразделяют на классы А-I (А240), А-II (А300), А-III (А400); А-IV (А600), А-V (А800), А-VI (А1000).
Таким образом, установленный Заказчиком класс А-111 не соответствует требованиям ГОСТ 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия", что нарушает ч. 3 ст. 7, п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
4 |
Смесь песчано-гравийная природная |
|
Размер фракции, мм в пределах диапазона
|
Не менее 10-70 |
|
Соответствие |
ГОСТ 23735-79 утратил силу 30.06.2015 г.
В настоящее время действующим является ГОСТ 23735-2014.
Таким образом, установление Заказчиком требования соответствия товара по поз. 4 "Смесь песчано-гравийная природная" Приложения N 2 к описанию объекта закупки ГОСТ 23735-79 нарушает требование ч. 3 ст. 7, п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
7 |
Спортивное покрытие |
Гамбит Колор или эквивалент |
Описание: состоящий из смеси цветной крошки ЕПДМ и полиуретанового связующего (до 25 . Прорезиненное покрытие не должно ломаться, рваться, должно быть эластичным. Покрытие должно быть водонепроницаемое, морозостойкое |
Соответствие |
Рабочая температура °С в пределах диапазона |
-40 - +40 |
|||
Деформация, мм |
Не более 5 |
|||
Ударопоглощение , % |
Не менее 40 |
Согласно Разделу 8 аукционной документации "Инструкция по заполнении заявки на участие в электронном аукционе" если в описании объекта закупки значение показателя установлено как верхний и/или нижний предел, сопровождаясь при этом в графе "Значение" соответственно фразами "не более" и/или "не менее", участником в предложении устанавливается конкретное значение.
Таким образом, по показателям "Деформация, мм", "Ударопоглощение , %" Заказчик требует от участников закупки предоставления конкретного значения.
При этом производители товаров не предоставляют в открытом доступе информацию по требуемым показателям, что не позволяет участникам закупки корректно сформировать заявку.
Таким образом, установленные Заказчиком значения показателей "Деформация, мм", "Ударопоглощение, %" нарушают требования п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик товаров, таких как химический состав и подобных, определяемых по результатам испытаний, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.
Установленные Заказчиком требования к товарам (материалам) затрудняют возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели поставляемых товаров, точное определение которых возможно только после приобретения конкретной партии товаров (материалов) и проведения соответствующих испытаний и требования от изготовителя указания о качестве результатов испытаний и данных ее химического состава.
Таким образом, установленные Заказчиком значения показателей "Деформация, мм", "Ударопоглощение, %" нарушают требования п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Также Заявитель в жалобе указывает, что в поз. 4, 36, 37 Приложения N 2 к описанию объекта закупки Заказчиком установлены требования у показателям с использованием словосочетания "не хуже".
При этом Комиссией установлено, что поз. 4 "Смесь песчано-гравийная природная" указанного словосочетания не содержит.
При этом Заказчиком в Приложении N 2 к описанию объекта закупки установлено следующее:
36 |
Автоматический выключатель |
IEK или аналог |
Число полюсов |
1 |
Степень защиты выключателя по |
не ниже IP20 |
|||
Диапазон рабочих температур°С |
от -40 до +50 |
|||
Необходимое значение номинального тока, А |
10 |
|||
Характеристика |
Не хуже С |
Раздел 8 аукционной документации "Инструкция по заполнении заявки" не содержит положений по указанию участниками закупки значения показателя при использовании Заказчиком словосочетания "не хуже", что вводит участников электронного аукциона в заблуждение и не позволяет корректно сформировать заявку.
Аналогичные образом Заказчиком предъявлены требования по поз. 37 "Автоматический выключать".
Таким образом, документация об электронном аукционе в части указания требования о представлении значений, которые становятся известными по результатам проведения испытаний, составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях
Комиссия, руководствуясь ч. 1, ч. 4 ст. 105 и на основании ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ВАВИЛОН" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - администрации МО Новодеревянковское сельское поселение в составе МО Каневской район (аукционной комиссии) нарушения ч. 3 ст. 7, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - администрации МО Новодеревянковское сельское поселение в составе МО Каневской район (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 738
по делу N ЭА-1991/2017 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
21 августа 2017 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), в составе:
рассмотрев жалобу ООО "ВАВИЛОН" на действия администрации МО Новодеревянковское сельское поселение в составе МО Каневской район при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по строительству "Комплексной спортивно-игровой площадки в Новодеревянковском сельском поселении Каневского района" по адресу: Краснодарский край, Каневской район, ст. Новодеревянковская, ул. Щербины." (извещение N 0318300007917000002) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, на основании своего решения от 21.08.2017 г. по делу N ЭА-1991/2017, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе) предписывает:
1. Заказчику - администрации МО Новодеревянковское сельское поселение в составе МО Каневской район (аукционной комиссии) устранить нарушения ч. 3 ст. 7, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе:
- отменить протоколы, составленные в ходе размещения закупки (электронный аукцион N 0318300007917000002);
- внести изменения в аукционную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 21.08.2017 г. по делу N ЭА-1991/2017.
2. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе; назначить новую дату окончания срока подачи заявок; назначить новую дату окончания срока рассмотрения заявок, дату проведения электронного аукциона.
3. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания. Отменить протокол проведения аукциона (при наличии). Уведомить участников закупки, подавших заявки, об отмене протоколов и внесения изменений в документацию электронного аукциона N 0318300007917000002. Разблокировать денежные средства, внесенные участниками закупки в качестве обеспечения заявок. Назначить новое время проведения электронного аукциона.
4. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 7 рабочих дней с момента его получения.
5. Заказчику в письменном виде в срок до 15.09.2017 сообщить об исполнении предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 21 августа 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2017