Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии - Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Сердюкова А.Б. - ведущего специалиста-эксперта отдела финансовых рынков и рекламы Управления;
в присутствии представителя Администрации муниципального образования "Город Астрахань" Ажмухамбетовой Зауреш Ганиневны (доверенность от 18.08.206), в присутствии представителя муниципального унитарного предприятия г. Астрахань "Астрводоканал" Гута Сергея Михайловича (доверенность от 21.08.2017), в отсутствие представителя ООО "Славия" (надлежащим образом уведомлено), рассмотрев жалобу ООО "Славия" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Администрации муниципального образования "Город Астрахань" (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку сульфат алюминия (номер извещения: 0325300006417000643) (далее - электронный аукцион), содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 14.08.2017 поступила жалоба Заявителя на действия аукционной комиссии Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку сульфат алюминия (номер извещения: 0325300006417000643).
По мнению Заявителя, аукционная комиссия, рассмотрев первые части заявок на участие в электронном аукционе, приняла неверное решение об отказе ему в допуске к участию в аукционе.
Изучив документы, полученные, в ходе рассмотрения жалобы, выслушав мнения присутствующих лиц и оценив их доводы, Комиссия установила, что 19.07.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru были размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0325300006417000643 и документация об этом аукционе (далее - аукционная документация).
Заказчиком в рассматриваемом случае является МУП г. Астрахань "Астрводоканал" (далее - Заказчик).
Как следует из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 07.08.2017 N0325300006417000643-1, на участие в электронном аукционе были поданы 3 аукционные заявки, зарегистрированные под NN 1, 2, 3.
Аукционная комиссия Заказчика отказала в допуске к участию в аукционе участнику закупки, заявка которого была зарегистрирована под N1, и допустила к участию в аукционе участников закупки с заявками NN 2, 3.
Комиссия Управления соглашается с зафиксированным указанным протоколом решением аукционной комиссии по следующим основаниям.
Ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) не предоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В пункте 22 Информационной карты части 2 Технического задания Заказчик установил требование о том, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию (составляется в произвольной форме):
- конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В техническом задании аукционной документации (раздел 2) Заказчик установил следующие требования к закупаемому товару.
Наименование товара |
Характеристики (показатели) товара |
Ед. измерения |
Кол-во. |
Сульфат алюминия. |
Сульфат алюминия кусковой. Сорт: I ГОСТ 12966-85 "Алюминия сульфат технический очищенный. Технические условия". Масса пластинки не более 3 (трех) кг. |
т. |
1 035 |
Проанализировав заявку Заявителя (N 1), Комиссия Управления установила, что она не содержит таких затребованных Заказчиком сведений о предлагаемом товара, как масса пластинки сульфата алюминия, что в силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе является безусловным основанием для отказа подателю такой заявки в допуске к участию в аукционе.
Заявки же под NN 2 и 3 полностью соответствуют требованиям аукционной документации.
Между тем, по результатам проведения Комиссией Управления внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе выявлены следующие нарушения данного закона.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе (пункт 1), а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению (пункт 2).
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлены следующие правила описания объекта закупки. Описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости) (пункт 1). Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации (далее - Стандарт), иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать следующую информацию:
а) согласие участника аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Из приведенных правовых норм следует, что:
- заказчик при утверждении документации об аукционе на право заключения контракта на поставку товара обязан включить в документацию описание товара по правилам, установленным статьей 33 Закона о контрактной системе, что позволит в дальнейшем определить соответствие товара установленным заказчиком требованиям;
- заказчик обязан сформулировать для участников закупки инструкцию по заполнению заявки на участие в аукционе, позволяющую заполнить заявку таким образом, чтобы она соответствовала и требованиям, указанным непосредственно в аукционной документации, и положениям, указанным в Стандартах (в случае, когда заказчик требует такого соответствия);
- участник закупки обязан в составе первой части аукционной заявки предоставить конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией, и положениям, указанным в Стандартах (в случае, когда заказчик требует такого соответствия).
В пункте 2.1 технического задания аукционной документации Заказчиком установлено следующее требование к сульфату алюминия I сорта: "Масса пластинки не более 3 (трех) кг".
При этом согласно инструкции по заполнению заявки, содержащейся в пункте 2.1 технического задания аукционной документации, в случае если значения показателей товара в документации Заказчика сопровождаются словами "не более", "не менее", "или", "менее", "более", "от", "до", "не выше", "не ниже", либо представлены диапазоном, то участнику электронного аукциона при подготовке заявки на участие в электронном аукционе следует указывать конкретные (точные) значения показателей предлагаемого для поставки товара без слов "не более", "не менее", "или", "менее", "более", "от", "до", "не выше", "не ниже", без диапазона и иных слов.
Исходя из совокупности приведенных в пункте 2.1 технического задания аукционной документации требований участники закупки в первых частях заявок на участие в аукционе обязаны указать конкретное неинтервальное значение массы пластинок сульфата алюминия I сорта.
В случае победы в аукционе и заключения по его итогам контракта на поставку товара указанное в заявке победителя значение массы пластинок сульфата алюминия I сорта будет определять качественные характеристики товара, то есть являться частью предмета контракта (его существенным условием), как это определено частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Между тем, в данном случае масса пластинок сульфата алюминия I сорта не может определяться неинтервальным значением ввиду следующего.
Наряду с указанными выше требованиями к сульфату алюминия I сорта Заказчик установил требование о соответствии его положениям ГОСТ 12966-85 "Межгосударственный стандарт. Алюминия сульфат технический очищенный. Технические условия".
Согласно пункту 1.3 данного ГОСТа по физико-химическим показателям сульфат алюминия должен соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице 1.
В данной таблице указано, что по своему внешнему виду сульфат алюминия I сорта должен представлять собой неслеживающиеся пластинки, брикеты, куски неопределенной формы и разного размера массой не более 10 кг белого цвета.
По смыслу приведенных положений ГОСТ 12966-85 все пластинки сульфата алюминия I сорта не могут быть одной и той же массы, поскольку они имеют различные формы и размеры.
В этой связи требование установленной Заказчиком инструкции по заполнению заявки, не позволяющее участникам закупки указать значение массы пластинок сульфата алюминия I сорта, соответствующее ГОСТ 12966-85 (согласно инструкции должно быть указано одно неинтервальное значение, а согласно ГОСТ 12966-85 - диапазонное значение, включающее различные значения массы пластинок), свидетельствует о неисполнении Заказчиком предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе обязанности установить надлежащую инструкцию.
Фактически для участия в аукционе участники закупки вынуждены принять обязательство осуществить в случае победы в аукционе поставку сульфат алюминия I сорта, все пластинки которого будут одинаковой массы, что противоречит требованиям ГОСТ 12966-85, в то время как Заказчик требует полного соответствия поставляемого товара требованиям этого ГОСТа.
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что сформулированное Заказчиком описание объекта закупки в совокупности с инструкцией по заполнению заявки не соответствует пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и указывает на несоблюдение Заказчиком требований пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Учитывая, что допущенное Заказчиком нарушение Закона о контрактной системе является существенным, может привести к нарушениям правил приемки товара, Комиссия Управления считает целесообразным выдавать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Славия" на действия аукционной комиссии Администрации муниципального образования "Город Астрахань" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку сульфат алюминия (номер извещения: 0325300006417000643) необоснованной.
2. Признать МУП г. Астрахань "Астрводоканал" нарушившим пункты 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку сульфат алюминия (номер извещения: 0325300006417000643).
3. Выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л. Потылицын
Члены комиссии: М.В. Литвинов
А.Б. Сердюков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 21 августа 2017 г. N 337-РЗ-04-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2017