Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу ИП Нигматуллитна В.А. на действия закупочной комиссии администрации Ярковского муниципального района при проведении запроса котировок N ЗК-003/17 на выполнение работ по объекту: "Содержание скотомогильников Ярковского муниципального района" (реестровый номер закупки в информационно-телекмуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167300026717000045) (далее также - запрос котировок),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 09.08.2017 в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) поступила жалоба заявителя на действия закупочной комиссии при проведении запроса котировок N ЗК-003/17 на выполнение работ по объекту: "Содержание скотомогильников Ярковского муниципального района".
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика и заявителя.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 10.08.2017 г. N 343 "О проведении внеплановой проверки", Комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий закупочной комиссии, заказчика при проведении обозначенного запроса котировок.
Согласно жалобе, заявка заявителя необоснованно признана не соответствующей требованием, установленным в извещении о проведении запроса котировок, а также требованиям Закона о контрактной системе. Заявитель указывает, что заявка заявителя составлена в соответствии с требованиями Извещения о проведении запроса котировок и подписана собственноручно Нигматуллиным Валерием Асхатовичем.
Присутствовавшие в заседании Комиссии представители заказчика не согласились с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях (письмо от 16.08.2017). Кроме того, пояснили, что в связи с отсутствием финансирования, заказчиком принято решение об отмене запроса котировок. Извещение об отмене запроса котировок размещено на официальном сайте ЕИС в сфере закупок 09.08.2017. Помимо этого, заказчиком представлены материалы и документы по проведению указанного запроса котировок.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, представителей заказчика и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что администрация Ярковского муниципального района выступила организатором проведения запроса котировок N ЗК-003/17 на выполнение работ по объекту: "Содержание скотомогильников Ярковского муниципального района" с начальной (максимальной) ценой контракта 447680.00 рублей.
Информация о запросе котировок, проект контракта были размещены на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300017516000001.
Как следует из части 1 статьи 72 Закона о контрактной системе под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 Закона о контрактной системе (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень документов и информации, подлежащих представлению в составе заявки на участие в Запросе котировок.
Так, частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе определено, что заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы:
1) согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара;
2) предложение о цене контракта;
3) документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе, или копии таких документов;
4) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок;
5) декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе;
6) документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товара, работы или услуги условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, либо заверенные копии данных документов.
В соответствии с частью 4 статьи 73 Закона о контрактной систем требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 настоящей статьи информации и документов, не допускается.
Согласно части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
В соответствии с частью 8 статьи 78 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок оформляются протоколом, в котором содержатся информация о заказчике, о существенных условиях контракта, о всех участниках, подавших заявки на участие в запросе котировок, об отклоненных заявках на участие в запросе котировок с обоснованием причин отклонения (в том числе с указанием положений настоящего Федерального закона и положений извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют заявки на участие в запросе котировок этих участников, предложений, содержащихся в заявках на участие в запросе котировок, не соответствующих требованиям извещения о проведении запроса котировок, нарушений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, послуживших основанием для отклонения заявок на участие в запросе котировок), предложение о наиболее низкой цене товара, работы или услуги, информация о победителе запроса котировок, об участнике запроса котировок, предложившем в заявке на участие в запросе котировок цену контракта такую же, как и победитель запроса котировок, или об участнике запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем запроса котировок условий.
Согласно пункту 16 Запроса котировок, форма заявки на участие в запросе котировок установлена в приложении N 4.
В соответствии с приложением N 4 к извещению о проведении запроса котировок, заявка на участие в запросе котировок должна содержать в том числе, фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица).
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 07.08.2017, наименование участника закупки не соответствует действительному статусу, который он имеет. В разделе 1 заявки "информация об участнике закупки", в приложении N 4 к заявке на участие в запросе котировок указано наименование участника: Нигматуллин Валерий Асхатович. Фактически его статус: Индивидуальный предприниматель Нигматуллин Валерий Асхатович. Подпись участника не соответствует подписи Нигматуллина В.А. на документах по исполнению муниципального контракта от 04.03.2017 году.
Согласно пояснениям представителя заявителя, заявка на участие в закупке была подана от имени Нигматуллина Валерия Асхатовича, и им же подписана, доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалы дела не представлено.
Комиссия, исследовав заявку заявителя на участие в запросе котировок, установила, что заявка подана от имени - Нигматуллина Валерия Асхатовича, по форме, установленной Извещением о проведении запроса котировок.
Комиссия указывает, что котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, лишь только в установленных Законом о контрактной системе случаях, отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
Вместе с тем, как установлено материалами дела, котировочная комиссия отклонила заявку заявителя по основаниям, не предусмотренным Законом о контрактной системе.
С учетом изложенных обстоятельств, Комиссия считает, что рассматриваемые действия закупочной комиссии в части отклонения заявки заявителя противоречат части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе, и содержат признаки состава правонарушения предусмотренного ч. 6 ст. 7.30 КоАП РФ.
Также Комиссия отмечает, что в нарушение требований части 8 статьи 78 Закона о контрактной системе, протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 07.08.2017 года, не содержит указание положений Закона о контрактной системе и положений Извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют заявка заявителя на участие в запросе котировок.
Кроме того, Комиссия указывает, что согласно части 1 статьи 36 Закона о контрактной системе Заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок.
По истечении срока отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 указанной статьи и до заключения контракта заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством (ч.2 ст. 36 Закона о контрактной системе).
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 (ред. от 07.02.2017)"О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств").
Согласно Извещению о проведении запроса котировок срок окончания подачи заявок на участие в закупке истекает 07.08.2017 года.
Решение об отмене запроса котировок N ЗК-003/17 на выполнение работ по объекту: "Содержание скотомогильников Ярковского муниципального района" принято 09.08.2017.
Комиссия антимонопольного органа, указывает, что отсутствие финансирования не является обстоятельством непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.
С учетом изложенных обстоятельств, Комиссия считает, что рассматриваемые действия заказчика в части отмены запроса котировок противоречат части 2 статьи 36 Закона о контрактной системе, и содержат признаки состава правонарушения предусмотренного частью 8 статьи 7.30 КоАП РФ.
По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства РФ в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством РФ, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
По мнению Комиссии, допущенные закупочной комиссией, заказчиком нарушения повлекли за собой нарушение прав и законных интересов заявителя как участника закупки, в связи, с чем существует необходимость выдачи заказчику, закупочной комиссии обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем отмены решения заказчика об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) запроса котировок, повторного рассмотрения и оценки заявок поступивших на участие в запросе котировок и проведении дальнейшей процедуры запроса котировок в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе с учетом выводов, изложенных в настоящем решении.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Нигматуллина В.А. на действия закупочной комиссии при проведении запроса котировок N ЗК-003/17 на выполнение работ по объекту: "Содержание скотомогильников Ярковского муниципального района" (реестровый номер закупки 0167300026717000045) обоснованной.
2. Признать закупочную комиссию нарушившей часть 7,8 статьи 78 Закона о контрактной системе.
3. Признать заказчика нарушившим часть 2 статьи 36 Закона о контрактной системе.
4. Выдать обязательное для исполнение предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем отмены решения заказчика об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) запроса котировок, повторного рассмотрения и оценки заявок поступивших на участие в запросе котировок и проведении дальнейшей процедуры запроса котировок в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе с учетом выводов, изложенных в настоящем решении
5. По фактам выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок передать материалы настоящего дела должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.В. Веретенников
Члены Комиссии Н.В. Логинова
Е.Н. Бороздин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 16 августа 2017 г. N ФКС17/245
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.08.2017