Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу Общества на действия заказчика, уполномоченного учреждения при проведении аукциона в электронной форме N АЭ-0429/17 на выполнение комплекса работ по капитальному ремонту кровли нежилых строений N 5 и N 13 (в том числе строительных конструкций и оборудования, установленного на кровле, за исключением оборудования связи) по адресу: г. Тюмень, ул. Одесская, 8 (реестровый номер закупки в информационно-телекмуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167300000517000760) (далее также - электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 14.08.2017 в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении обозначенного электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьей 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, уполномоченного учреждения и заявителя.
В этой связи, на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 16.08.2017 N 365 "О проведении внеплановой проверки", Комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика, уполномоченного учреждения при проведении электронного аукциона N АЭ-0429/17 на выполнение комплекса работ по капитальному ремонту кровли нежилых строений N 5 и N 13 (в том числе строительных конструкций и оборудования, установленного на кровле, за исключением оборудования связи) по адресу: г. Тюмень, ул. Одесская, 8.
Согласно жалобе, установленное требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, является неправомерным, ограничивающим количество участников закупки. Заявитель указывает, что заказчик, объединив в один лот капитальный ремонт и транспортировку строительного мусора, существенно ограничил число участников закупки.
Присутствовавшие в заседании Комиссии представители заказчика, уполномоченного учреждения не согласились с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях (письмо от 21.08.2017 г. N 526, письмо от 18.08.2017 г. N 879,) согласно которых документация об электронном аукционе N АЭ-0429/17 на выполнение комплекса работ по капитальному ремонту кровли нежилых строений N 5 и N 13 (в том числе строительных конструкций и оборудования, установленного на кровле, за исключением оборудования связи) по адресу: г. Тюмень, ул. Одесская, 8, не противоречит требованиям законодательства РФ о контрактной системе. Помимо этого, уполномоченным учреждением представлены материалы и документы по проведению обозначенного электронного аукциона.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, заказчика, уполномоченного учреждения и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени", являясь уполномоченным учреждением, выступило организатором проведения электронного аукциона N АЭ-0429/17 на выполнение комплекса работ по капитальному ремонту кровли нежилых строений N 5 и N 13 (в том числе строительных конструкций и оборудования, установленного на кровле, за исключением оборудования связи) по адресу: г. Тюмень, ул. Одесская, 8 в интересах заказчика - Тюменского муниципального унитарного предприятия "Тюменские тепловые сети" с начальной (максимальной) ценой контракта 1 897 083,64 рублей.
Информация об электронном аукционе была размещена на официальном общероссийском сайте Единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300000517000760.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе указано, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе закреплено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 3 Извещения о проведении электронного аукциона объектом закупки является выполнение комплекса работ по капитальному ремонту кровли нежилых строений N 5 и N 13 (в том числе строительных конструкций и оборудования, установленного на кровле, за исключением оборудования связи) по адресу: г. Тюмень, ул. Одесская, 8.
Приложение N 1 к техническому заданию аукционной документации содержит виды и объемы работ, подлежащие выполнению в рамках исполнения контракта, в том числе погрузочные работы при автомобильных перевозках строительного мусора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) коммерческие организации, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности не запрещенных законом. Однако отдельные виды деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может осуществлять только на основании специального разрешения (лицензии).
Согласно части 3 статьи 49 ГК РФ, право юридического лица на осуществление предпринимательской деятельности, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах).
Согласно статье 4.1. Закона об отходах отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов:
I класс - чрезвычайно опасные;
II класс - высокоопасные;
III класс - умеренно опасные;
IV класс - малоопасные;
V класс - практически неопасные.
Согласно статье 1 Закона об отходах под транспортированием отходов понимается перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
Статьей 9 Закона об отходах предусмотрено, что лицензирование деятельности по сбору отходов, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV класса опасности.
Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности установлен Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2015 N 1062 (далее - Положение от 03.05.2015 N 1062).
В силу пункта 1 Положения от 03.05.2015 N 1062, деятельность в области обращения с отходами составляют работы согласно приложению.
В приложении к Положению от 03.05.2015 N 1062 содержится перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
В указанный Перечень включены работы по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ или копии таких документов.
Пунктом 32 Раздела II документации об аукционе в электронной форме на выполнение комплекса работ по капитальному ремонту кровли нежилых строений определены требования к содержанию и составу заявки, а именно, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе, должна содержать, документы, подтверждающие соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки или копии этих документов:
- лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, включающую перечень следующих видов работ, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N1062 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности".
Наименование вида отходов:
- отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ
Класс отхода по ФККО: 8 90 000 01 72 4
Класс опасности: IV
Вид работ, выполняемый в составе лицензируемого вида деятельности: транспортирование.
Как пояснил представитель заказчика, требование о наличии спорной лицензии обусловлено технологической последовательностью и единой организационной схемой выполнения работ, являющихся объектом закупки. При этом работы по транспортированию строительного мусора учтены в сметных расчетах N 02-01, 02-02 (Приложение N 2,3 к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта).
Следует отметить, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 17.08.2017 года на участие в закупке поступило 4 заявки, что в свою очередь не свидетельствует об ограничении количества участников закупки.
Кроме того, Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 105 Закона о контрактной системе участник закупки имеет право обжаловать в установленном порядке действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, если такие действия нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Соответственно, наличие предполагаемого нарушенного права участника закупки со стороны лиц, упомянутых в указанной статье, является обязательным условием для обращения в контрольный орган с соответствующими требованиями.
Аукционной документацией N АЭ-0429/17 на выполнение комплекса работ по капитальному ремонту кровли нежилых строений, установлено требование к участникам закупки об отсутствии информации об участнике закупке в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В ходе рассмотрения дела, Комиссия установила, что в настоящее время сведения об Обществе с ограниченной ответственностью "МПК "Статус" включены в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на основании решения Тюменского УФАС России от 10.01.2016 N РНП-72-42/16 (реестровая запись 84171-17 от 03.02.2017).
В этой связи представитель заявителя пояснил, что факт наличия сведений об Обществе в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не препятствует подаче заявки и участию в аукционе.
Вместе с тем, в силу части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование к участнику закупки об отсутствии информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе закупочная комиссия обязана отстранить участника закупки от участия в определении (подрядчика, исполнителя) в случае несоответствия участника закупки требованиям части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Следовательно, указанные обстоятельства вопреки доводу заявителя исключают участие Общества в данном электронном аукционе, ввиду чего оспариваемые действия заказчика, уполномоченного учреждения не могут каким образом нарушить права и законные интересы Общества.
С учетом указанных обстоятельств, Комиссия приходит к выводу, что заявителем в обоснование заявленных требований не представлены доказательства того, что документация электронного аукциона N N АЭ-0429/17 на выполнение комплекса работ по капитальному ремонту кровли нежилых строений противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, ограничивает количество участников закупки, равно как и не доказано обстоятельство необоснованного ограничения прав и законных интересов заявителя как участника закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "МПК "Статус" на действия заказчика, уполномоченного учреждения при проведении электронного аукциона N АЭ-0429/17 на выполнение комплекса работ по капитальному ремонту кровли нежилых строений N 5 и N 13 (в том числе строительных конструкций и оборудования, установленного на кровле, за исключением оборудования связи) по адресу: г. Тюмень, ул. Одесская, 8 (реестровый номер закупки: 0167300000517000760) необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 21 августа 2017 г. N фкс17/267
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2017