Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России),в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Платоновой Э.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела естественных монополий и рекламы Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее по тексту - ООО "Перспектива", Общество, заявитель): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились;
от заказчика администрации муниципального образования "город Удачный" Мирнинского района Республики Саха (Якутия) (далее по тексту - АМО "г. Удачный" Мирнинского района РС(Я), заказчик): представлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей заказчика, а также письменные пояснения;
рассмотрев жалобу заявителя ООО "Перспектива" на действия заказчика АМО "г. Удачный" Мирнинского района РС(Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по облицовке фасада здания районного узла связи (изв. N 0116300011317000083), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Перспектива" на действия заказчика АМО "г. Удачный" Мирнинского района РС(Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по облицовке фасада здания районного узла связи (изв. N 0116300011317000083).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ruразмещена информация о поступлении жалоб, времени и месте их рассмотрения.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела жалоба ООО "Перспектива" была оглашена в полном объеме.
Из жалобы следует, что заявителем обжалуются положения аукционной документации, а именно указание заказчиком в Описании объекта закупки оговорки "или эквивалент" к товарам, в отношении которых не установлены требования к товарным знакам.
По мнению заявителя указанное свидетельствует о необъективном описании объекта закупки.
Просят выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Из письменных пояснений АМО "г. Удачный" Мирнинского района РС(Я) следует, что заказчик с жалобой не согласен, поскольку Закон о контрактной системе предписывает устанавливать возможность поставки эквивалентного товара не только в отношении тех товаров, по которым заказчиком указан товарный знак, но и в отношении указанных им марок товаров.
Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" - 10.07.2017 г., изменения извещения и аукционной документации NN ИИ2, ИИ3 - 19.07.2017 г., 27.07.2017 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 11 584 624,00 руб.;
4) на участие в электронном аукционе подано 5 заявок от участников закупки;
5) к участию в электронном аукционе допущены все участники закупки;
6) от участников закупки подано 5 ценовых предложений;
7) на момент рассмотрения жалобы вторые части заявок на участие в электронном аукционе не рассмотрены.
8) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Перспектива" необоснованной исходя из следующего.
Из жалобы следует, что заявителем обжалуются положения аукционной документации, а именно указание заказчиком в Описании объекта закупки оговорки "или эквивалент" к товарам, в отношении которых не установлены требования к товарным знакам.
По мнению заявителя указанное свидетельствует о необъективном описании объекта закупки.
Материалами дела установлено, что заказчиком в пункте 6 приложения N 1 "Техническое задание на выполнение работ по облицовке фасада здания "Районный узел связи"" аукционной документации установлены следующие требования к применяемым материалам:
- Композитная панель - размер не менее 1600*1000 мм. Марка "HOWSOLPAN" КраспанКомпозит-ST или эквивалент;
- Ветрозащитная мембрана - толщиной не менее 0,3 мм, Изоспан А (НГ) или эквивалент;
- Г-образный кассетный профиль - из окрашенной оцинкованной стали, толщиной не менее 1,2 мм, марка НК 41.Ц или эквивалент;
- Стационарная часть опорного кронштейна - из окрашенной оцинкованной стали, толщиной не менее 2,0 мм, марка НК 110.Ц.65 или эквивалент;
- Прокладка для подвижного опорного кронштейна - из окрашенной оцинкованной стали, толщиной не менее 2,0 мм, марка ПК 1.1 или эквивалент;
- Дюбель - для пористых материалов, из углеродистой стали с покрытием, марка АКП (КАТ не менее 10*160N T40) или эквивалент;
- Шайба - из окрашенной оцинкованной стали, толщиной не менее 1,2 мм, марка УШ 2Ц или эквивалент;
- Крепежный уголок для композитных кассет - из окрашенной оцинкованной стали, толщиной не менее 1,2 мм, марка КРУ 42.Ц.К или эквивалент;
- Шуруп-саморез - из оцинкованной стали (по металлу), не менее 4,2*19 мм, марка ШС 4,2.19.Ц или эквивалент;
- Шуруп-саморез - из оцинкованной стали (по металлу с дополнительным корозионност. покрытием), не менее 4,8*19 мм, марка ШС 4,8.19.ЦП или эквивалент;
- Заклепка для крепления системы - из стали коррозионност., марка К 10.Н или эквивалент;
- Кассетный вертикальный профиль - из оцинкованной окрашенной стали, толщиной не менее 1,2 мм, марка НК 40.Ц или эквивалент;
- Салазка - из оцинкованной окрашенной стали, толщиной не менее 1,2 мм, марка С 41.Ц или эквивалент;
- Подвижная несущая часть кронштейна - из оцинкованной окрашенной стали, толщиной не менее 2,0 мм, марка НКП Н 120.Ц75 или эквивалент;
- Крепитель кассеты левый - из оцинкованной окрашенной стали, толщиной не менее 2,0 мм, марка КРЛ 44.Ц или эквивалент;
- Крепитель кассеты правый - из оцинкованной окрашенной стали, толщиной не менее 2,0 мм, марка КРЛ 44.Ц или эквивалент;
- Отсечка противопожарная перфорированная - из оцинкованной стали, толщиной не менее 0,8 мм, марка ПО 1.Ц.П или эквивалент;
- Крепежный кассетный элемент - из оцинкованной окрашенной стали, толщиной не менее 1,2 мм, марка КР 43.Ц или эквивалент;
- Отлив оконный - из оцинкованной окрашенной стали, толщиной не менее 0,7 мм, марка ФР 7.Ц или эквивалент;
- Короб оконного откоса - из оцинкованной окрашенной стали, толщиной не менее 0,7 мм, марка ФР 8.Ц или эквивалент;
- Заклепка для крепления кассет - из коррозионной стали, не менее 4,8*8 мм, марка К 8.Н или эквивалент;
- Усилитель кассеты универсальный (боковой) - из окрашенной оцинкованной стали, толщиной не менее 0,7 мм, марка УК 46.Ц или эквивалент;
- Усилитель кассеты универсальный - из окрашенной оцинкованной стали, толщиной не менее 0,7 мм, марка УК 46.Ц или эквивалент;
- Профиль Г-образный вертикальный - из окрашенной оцинкованной стали, толщиной не менее 1,2 мм, марка НК 16.Ц или эквивалент;
- Планка-крепитель короба оконного откоса - из окрашенной оцинкованной стали, толщиной не менее 0,7 мм, марка КПП 1.Ц.1 или эквивалент;
- Дюбель гвоздь забивной (для крепления оконного откоса и отлива) - из углеродистой стали с покрытием, марка ДЗ 100 (не менее 8*60-100 мм) или эквивалент;
- Пластина крепления отлива - из окрашенной оцинкованной стали, толщиной не менее 1,2 мм, марка НК 13.Ц.120 или эквивалент;
- Пластина крепления короба оконного откоса - из окрашенной оцинкованной стали, толщиной не менее 1,2 мм, марка НК 13.Ц.350 или эквивалент;
- Пластина противопожарная - из оцинкованной стали, толщиной не менее 0,55 мм, марка ПП 2.Ц или эквивалент;
- Профиль металлический направляющий, толщиной не менее 1,2 мм.
- Штукатурка фасадная - "Байтекс" или эквивалент;
- Грунтовка - глубокого проникновения Glims-Primer грунт или эквивалент;
- Краска фасадная - перхлорвиниловая Байромикс "Акрилик Профи" или эквивалент.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условиях контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Таким образом, Законом о контрактной системе установлен запрет на включение в Описание объекта закупки не только наименований товарных знаков, но и на включение в Описание объекта закупки наименований знаков обслуживания, фирменных наименований, наименований патентов, полезных моделей, промышленных образцов, мест происхождения товара или производителей, а также на установление требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Порядок подачи жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки урегулирован статьей 105 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 названной статьи любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе установлено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из совокупного смысла вышеизложенных норм Закона о контрактной системе следует, что жалоба подается только в том случае, если действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки нарушают права участника закупки, при этом обязанность по доказыванию доводов жалобы возлагается на заявителя жалобы.
Жалоба ООО "Перспектива" не содержит доказательств того, что характеристики, указанные заказчиком в сопровождении слов "или эквивалент", не являются наименованиями знаков обслуживания, фирменными наименованиями, наименованиями патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименованиями мест происхождения товара или производителей, а также не влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Также в жалобе ООО "Перспектива" отсутствует указание на то, каким образом составленное заказчиком Описание объекта закупки, в том числе указанные им оговорки "или эквивалент" к требуемым товарам, нарушают права и законные интересы участников закупки.
При изложенных обстоятельствах жалоба ООО "Перспектива" подлежит признанию необоснованной.
По результатам внеплановой проверки установлено следующее:
1. Порядок предоставления документации об электронном аукционе, разъяснений ее положений и внесение в нее изменений регламентируется статьей 65 Закона о контрактной системе.
Частью 4 названной статьи установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Из смысла вышеизложенной нормы Закона о контрактной системе следует, что разъяснения положений аукционной документации должны включать в себя предмет запросов о даче таких разъяснений.
Материалами дела установлено, что заказчиком в единой информационной системе опубликованы ответы на запросы разъяснений положений аукционной документации N РД1 от 19.07.2017 г. и N РД2 от 26.07.2017 г.
При этом в текстах указанных разъяснений положений аукционной документации предметы запросов, направленных участником закупки, не приведены.
Указанные действия заказчика нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
2. Частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:
1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Материалами проверки установлено, что в извещении N 0116300011317000083 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по облицовке фасада здания районного узла связи установлено, что преимущества представляются субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям, а также, что участниками закупки могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
В пункте 13 раздела II документации об электронном аукционе "Информационная карта электронного аукциона" установлено аналогичное условие.
Между тем, в проекте контракта относительно сроков оплаты за выполненные работы указано следующее:
"Оплата выполненных Работ производится в течение 10 банковских дней по безналичному расчету платежными поручениями Заказчика. Основанием для оплаты является предоставление Подрядчиком следующих необходимых документов:
- справки о стоимости выполненных Работ и затрат по формам КС-3, подписанной Подрядчиком и Заказчиком;
- акта приемки выполненных Работ по форме КС-2, подписанного Подрядчиком и Заказчиком;
- актов на скрытые Работы и другие документы, подтверждающие качество использованных материалов и выполненных работ;
- при наличии счет, счет-фактура, подписанные Подрядчиком".
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно статье 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2011 N 107-ФЗ NОб исчислении времени" календарный день - это период времени продолжительностью двадцать четыре часа. Календарный день имеет порядковый номер в календарном месяце
При этом понятие "банковский день" в действующем законодательстве не раскрывается.
При изложенных обстоятельствах, действия заказчика АМО "г. Удачный" Мирнинского района РС(Я), включившего в проект контракта условие о сроке оплаты за выполненные работы, исчисляемом во временных единицах, не предусмотренных действующим законодательством, признается нарушившим часть 8 статьи 30, часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 570 от 15.05.2017 г. установлены виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, а также внесены изменения в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
В перечень указанных видов работ входят фасадные работы.
Пунктом 2 Постановления N 570 установлено следующее:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
Материалами дела установлено, что предметом закупки является выполнение работ по облицовке фасада здания районного узла связи.
При этом пунктом 11.1 проекта контракта установлено право подрядчика по привлечению к исполнению своих обязательств по контракту третьих лиц (субподрядчиков).
Следовательно, в данном случае заказчику надлежало включить в аукционную документацию условие, в соответствии с Постановлением N 570, об обязанности подрядчика выполнить работы, стоимость которых составляет не менее 15 процентов от цены муниципального контракта самостоятельно, с указанием видов предлагаемых к самостоятельному выполнению работ.
Между тем, Комиссией установлено, что в аукционной документации, проекте контракта не установлены виды, а также объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, что является нарушением части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
4. Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, исходя из положений части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, а также статьи 191 ГК РФ, срок подачи заявок на участие в электронном аукционе должен быть установлен заказчиком таким образом, чтобы у участника закупки имелось 15 дней для подготовки и подачи заявки на участие в закупке.
На это косвенно указывает часть 6 статьи 63 Закона о контрактной системе, устанавливающая право заказчика на внесение изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, при том, что срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Материалами дела установлено, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 11 584 624,00 руб.
Изменения извещения N 0116300011317000083 о проведении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по облицовке фасада здания районного узла связи опубликовано в единой информационной системе и на сайте оператора электронной площадки 27 июля 2017 года.
При этом в действующей редакции извещении о проведении закупки и в пункте 16 "Срок, место и порядок подачи заявок участников закупки" раздела II "Информационная карта электронного аукциона" документации об электронном аукционе заказчиком указано, что срок окончания подачи заявок установлен до 23 часов 00 минут (время местное) 11 августа 2017 г.
Таким образом, заказчиком, для подготовки и подачи заявок на участие в данной закупке установлен срок, равный четырнадцати календарным дням и двадцати трем часам, что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
При изложенных обстоятельствах заказчик признается нарушившим часть 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.
5. Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 99 от 04.02.2015 г. "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее по тексту - Постановление N 99) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
В соответствии с пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению N 99 в случае выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (далее по тексту - ОКПД2), в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям являются: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 названной статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона, наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, должны быть указаны требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с предусмотренной частью 1 названной статьи информацией, должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В извещении N 0116300011317000083 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по облицовке фасада здания районного узла связи указано, что работы, предусмотренные контрактом, на право заключения которого проводится закупка отнесены к коду ОКПД2 43.29.19.190.
При этом начальная (максимальная) цена контракта составляет 11 584 624,00 руб.
Таким образом, поскольку начальная (максимальная) цена контракта превышает пороговое значение, установленное в Постановлении N 99, работы предусмотренные контрактом, на право заключения которого проводится закупка отнесены к коду ОКПД2, указанному в упомянутом Постановлении, заказчику в извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации надлежало установить дополнительное квалификационное требование к участникам закупки в соответствии с Постановлением N 99.
Материалами проверки установлено, что указанное требование заказчиком к участникам закупки не установлено - в извещении о проведении электронного аукциона и в аукционной документации соответствующая информация отсутствует.
При изложенных обстоятельствах заказчик признается нарушившим часть 4 статьи 31, пункт 6 части 5 статьи 63, часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" на действия заказчика АМО "г. Удачный" Мирнинского района РС(Я) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по облицовке фасада здания районного узла связи (изв. N 0116300011317000083) необоснованной.
2. Признать заказчика АМО "г. Удачный" Мирнинского района РС(Я) нарушившим часть 8 статьи 30, часть 4 статьи 31, часть 13 статьи 34, часть 3, пункт 6 части 5 статьи 63, часть 3 статьи 64, часть 4 статьи 65, часть 2 статьи 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику АМО "г. Удачный" Мирнинского района РС(Я) предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии М.Н. Мохначевская
Э.Ю. Платонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 18 августа 2017 г. N 06-839/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2017