Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Яцковой Н.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Константа" (далее - ООО "Константа", заявитель): о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей заявителя,
от заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутский республиканский онкологический диспансер" (далее также - ГБУ РС (Я) "ЯРОД", заказчик): Гапелик Б.Б.(представитель по доверенности),
от уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее также - Госкомзакупок РС(Я), уполномоченный орган): Попов С.А. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Константа" на действия заказчика ГБУ РС(Я) "ЯРОД", уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств (спирты и спиртосодержащие) (изв. N 0116200007917007343), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Константа" на действия заказчика ГБУ РС(Я) "ЯРОД", уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств (спирты и спиртосодержащие) (изв. N 0116200007917007343).
В жалобе ООО "Константа" заявлено следующее.
Заявителем обжалуются положения аукционной документации.
В части 2 "Описание объекта закупки" запроса котировок заказчиком установлены требования к поставляемому этиловому спирту с формой выпуска для кровезаменителя, укупоренная резиновой пробкой и обжатая алюминиевым колпачком, флакон не менее 400 мл.
По мнению заявителя, данная форма выпуска и упаковка не применяется ни одним производителем этилового спирта.
В Государственном реестре лекарственных средств установленная заказчиком форма выпуска и упаковка на этиловый спирт не зарегистрированы в установленном законом порядке.
По мнению заявителя вышеизложенное свидетельствует о необъективном описании заказчиком объекта закупки.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика с жалобой не согласился и пояснил следующее.
В соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. Заказчик устанавливает соответствующие требования к товару, исходя из своей потребности с учетом специфики деятельности, если такие требования не ограничивают количество участников закупки. Заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, работе, услуге. При этом Закон не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в документацию об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.
Требования заказчика к лекарственному препарату как условие для участия в электронном аукционе были адресованы неограниченному кругу потенциальных участников.
При формировании описания объекта закупки заказчик руководствовался законодательством о контрактной системе в сфере закупок и основывал требования к объекту закупки, исходя из профиля и целей своей деятельности.
Требования к характеристикам препарата обусловлены объективной потребностью заказчика.
Все параметры, указанные в описании объекта закупки, являются существенными для заказчика и влияют на функциональные свойства препарата, а также на его качественные характеристики, что подтверждается следующими обстоятельствами.
Этиловый спирт необходим заказчику для проведения хирургических операций. Минимальное необходимое количество этилового спирта при проведении одной хирургической операции должно составлять не менее 400 мл. К изготовлению стерильных растворов предъявляются требования, направленные на сведение к минимуму риска их загрязнения микроорганизмами и механическими частицами, в том числе за счет резиновой пробки и алюминиевого колпачка.
Техническое требование, а также обоснование начальной (максимальной) цены контракта к спирту и спиртосодержащим средствам были сформированы на основании трех коммерческих предложений от поставщиков, которым были направлены требования к поставляемому средству, установленные в части 2 "Описание объекта закупки".
На основании вышеизложенного, заказчик считает, что требования, установленные в извещении о проведении запроса котировок, соответствуют его потребностям и не противоречат требованиям действующего законодательства.
Просит признать жалобу необоснованной.
Представитель уполномоченного органа поддержал позицию заказчика в полном объеме, а также пояснил, что в пункте 31 Информационной карты установлено требование о наличии у участника закупки лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, включающую в себя изготовление лекарственных препаратов для медицинского применения.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 13 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" государственной регистрации не подлежат лекарственные препараты, изготовленные аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, которые имеют лицензию на фармацевтическую деятельность, по рецептам на лекарственные препараты и требованиям медицинских организаций, ветеринарных организаций.
Таким образом, в рассматриваемом случае не является обязательным наличие требуемого лекарственного средства в государственном реестре лекарственных средств, поскольку изготовление такого лекарственного средства возможно участником закупки.
Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и на сайте электронной торговой площадки АО "ЕЭТП" - 27.07.2017 года, изменения извещении о проведении закупки и аукционной документации N ИИ2 - 04.08.2017 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 362 360,30 руб.;
4) на участие в закупке поступила одна заявка;
5) рассмотрев единственную заявку, поступившую на участие в электронном аукционе, аукционная комиссия уполномоченного органа признала ее соответствующей требованиям аукционной документации;
6 по основанию, предусмотренному частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе, электронный аукцион признан несостоявшимся;
7) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Константа" необоснованной на основании следующего.
Заявитель указывает на то, что заказчиком установлены требования к характеристикам закупаемых лекарственных средств, а именно к форме выпуска и упаковке (раствор для местного и наружного применения, бутылка для кровезаменителя, укупоренная резиновой пробкой и обжатая алюминиевым колпачком - не менее 400 мл), которые не применяются ни одним производителем этилового спирта.
В части 2 "Техническое задание" извещения о запросе котировок, установлены следующие требования к поставляемому средству:
N/N |
МНН |
Лек форма, дозировка, первичная упаковка, количество лекарственной формы, в первичной уп, кол-во первичной упаковки в потребительской упаковке |
Дозировка и объем |
Кол-во |
1 |
Этанол |
раствор для местного и наружного применения, бутылка для кровезаменителя, флакон |
70 °-400 мл |
180 |
2 |
Этанол |
раствор для наружного применения [спиртовой] - флаконы темного стекла |
70 °- 100 мл |
25 |
3 |
Этанол |
раствор для наружного применения [спиртовой] - флаконы темного стекла |
70 °- 50 мл |
25 |
4 |
Этанол |
раствор для местного и наружного применения, канистра полиэтиленовая |
95 °-1,0 кг |
90 |
5 |
Этанол |
раствор для местного и наружного применения, бутылка для кровезаменителя, флакон |
95 °-400 мл |
25 |
6 |
Йод +этанол |
раствор для местного и наружного применения, бутылка для кровезаменителя, флакон |
1%-95 °-400 мл |
12 |
7 |
Хлоргексидин+ этанол |
раствор для местного и наружного применения, канистра полиэтиленовая |
0,5% -70 °-10л |
120 |
Дополнительные требования:
1. Товарная позиция должна строго соответствовать по международному непатентованному наименованию или химическому (группировочному) наименованию, лекарственной форме, дозировке, функциональным, техническим и качественным характеристикам лекарственного препарата.
2. Срок годности товара на момент поставки должен составлять не менее 18 месяцев
Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
Из совокупного смысла указанных норм Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и его характеристики в соответствии с потребностью в том или ином товаре. Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, а также обоснование потребности заказчика при установлении требований к поставляемому товару.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика пояснили, что установленные им требования к этиловому спирту необходимы заказчику для проведения хирургических операций. Минимальное необходимое количество этилового спирта при проведении одной хирургической операции должно быть не менее 400 мл исходя из сложившегося опыта при проведении операций, проводимых диспансером. К изготовлению стерильных растворов предъявляются требования, направленные на сведение к минимуму риска их загрязнения микроорганизмами и механическими частицами, в том числе за счет резиновой пробки и алюминиевого колпачка, что позволяет предотвратить микробное загрязнения стерильных растворов на всех этапах технологического процесса.
При этом, Комиссия считает необходимым отметить, что согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе указанный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что устанавливая требования к поставляемому товару, заказчик исходил из потребностей пациентов лечебного учреждения.
Кроме того, поскольку предметом закупки является поставка товара, а не его производство, участие в закупке могут принять как производители, так и неограниченное количество поставщиков требуемого заказчику товара.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе, участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Кроме того, материалами дела установлено, что в целях обоснования начальной (максимальной) цены контракта заказчик направил в адрес 3-х хозяйствующих субъектов запросы, на которые им были получены коммерческие предложения о готовности поставки спирта и спиртосодержащих средств в полном соответствии с требованиями технического задания, установленного в части 2 "Описание объекта закупки" от трех организаций ОАО "Аптека N8", МУП "Аптеки Якутска", ООО "Хангаласфарм" (коммерческие предложения от поставщиков представлены в материалы дела).
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 13 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" государственной регистрации не подлежат лекарственные препараты, изготовленные аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, которые имеют лицензию на фармацевтическую деятельность, по рецептам на лекарственные препараты и требованиям медицинских организаций, ветеринарных организаций.
Из материалов дела следует, что в пункте 31 Информационной карты установлено требование о наличии у участника закупки лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, включающую в себя изготовление лекарственных препаратов для медицинского применения.
Следовательно, участник закупки, обладающий указанной лицензией, сможет приготовить требуемый заказчику лекарственный препарат, самостоятельно.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Между тем, заявителем жалобы не приложены документы, подтверждающие доводы жалобы - не представлено каких-либо доказательств того, что товар, соответствующий требованиям извещения о запросе котировок, не производится ни одним производителем.
Таким образом, заявителем не исполнено, требование части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы признан необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "Константа" на действия заказчика ГБУ РС(Я) "ЯРОД", уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных средств (спирты и спиртосодержащие) (изв. N 0116200007917007343) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: М.Н. Мохначевская
Н.Н. Яцкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 21 августа 2017 г. N 06-840/147т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2017