Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостанпоступила жалоба(вх.10633)11.08.2017 от ООО "Перспектива"(далее - Заявитель)на действиязаказчика,в лице Федерального государственного казенного учреждения дополнительного профессионального образования "Уфимская школа по подготовке специалистов-кинологов Министерства внутренних дел Российской Федерации"(далее -заказчик)при определении поставщика путем проведения электронного аукциона N0301100010717000028 "Строительно-монтажные и пусконаладочные работы по объекту: "Общежитие на 100 койко-мест для личного состава ФГКОУ ДПО "Уфимская школа по подготовке специалистов-кинологов МВД России" Республика Башкортостан Кармаскалинский район, д. Ляхово".
По мнению Заявителя,заказчикомнарушенФедеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба подана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Информация о поступлении жалобы в соответствии с ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе размещена в единой информационной системе.
В соответствии с выданным Башкортостанским УФАС России уведомлением о приостановлении процедуры определения поставщика до рассмотрения жалобы по существу и запросом необходимой информации, заказчикомбыла представлена информация по электронному аукционуN0301100010717000028.
Комиссия Башкортостанского УФАС России (далее - Комиссия) изучив и рассмотрев представленные материалы дела, установила следующее.
10.07.2017г.заказчикомна сайте www.zakupki.gov.ruопубликована закупкапо электронному аукциону N0301100010717000028 начальная (максимальная) цена контракта 37 411 590 ,00 рублей.
Заказчик в аукционной документации установил требования со следующими характеристиками:
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Согласно письму ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Комиссия изучив представленную документацию установила, что установленные требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о компонентах товара, показателях технологии производства, испытаниях товара, и иных показателях, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства нарушают положения Закона о контрактной системе, так как Закон не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар для представления подробных сведений. Таким образом в действиях Заказчика выявлено нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно жалобе, Заявитель указывает, чтодокументация, размещенная Заказчиком, несоответствует положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 5.1.15 проекта контракта Генеральный подрядчик вправе, пописьменному согласованию с Государственным заказчиком, привлечь к исполнениюсвоих обязательств по настоящему Контракту других юридических лиц (субподрядчиков)надлежащей квалификации с приложением заверенных копии договоров ссубподрядчиками и их свидетельства одопуске к видам работ, выданныхсаморегулируемой организацией.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе ПравительствоРоссийской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству,реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязанвыполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательствпо контракту.
Правительством Российской Федерации 15.05.2017 принято постановление N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектовкапитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно безпривлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или)муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размераштрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком(подрядчиком, исполнителем)обязательств, предусмотренных контрактом (заисключением просрочки исполненияобязательств заказчиком, поставщиком(подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочкиисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренногоконтрактом" (далее - постановление Правительства РФ), которое вступило в силу идействует с 25.05.2017.
Согласно подпунктам "а","б" пункта 2 постановления Правительства РФподлежат включению заказчиком в документацию о закупке:
возможные виды и объемыработ по строительству, реконструкции объектовкапитального строительства изчисла видов работ, утвержденных настоящимпостановлением, которые подрядчикобязан выполнить самостоятельно без привлечениядругих лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или)муниципальному контрактам;
конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работпредусмотренных подпунктом "а"настоящего пункта, определенные по предложениюподрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя изсметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупномстоимостном выражении должны составлять не менее 15 процентов ценыгосударственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силунастоящего постановления и до 1 июля 2018 г.
Комиссия изучив представленную документацию установила, что положения аукционной документации, опубликованной в единойинформационной системе, не учитывают вышеприведенные требования постановленияПравительства РФ, а также требования пункта 4.1 постановления Правительства РФ от25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемогов случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком,исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочкиисполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), иразмера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком(подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом", что является нарушением положения ч.2 ст.110.2 Закона о контрактной системе.
Согласно информации Официального сайтаЕИС в сфере закупок, дата окончания срокаподачи заявок на участие в электронном аукционе - 11.08.2017 г.
В пункте 31Информационной карты установлена дата окончания срока предоставленияразъяснений - 20.07.2017 г.
Согласно п.11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о порядке, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Комиссия, изучив представленную документацию установила, что Заказчик установил неверный срок окончанияпредоставления разъяснений, чем нарушил положение п.11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
В пункте 17.1. проектаКонтракта Заказчиком установлены следующиетребования: "17.1. Настоящий контракт вступает в действие смомента егоподписания Сторонами и действует до "______ " _______________ 2018 годавключительно, а в части расчетов и гарантийных обязательств - до полного ихисполнения Сторонами".
В подпункте 5 пункта 19.3 проектаконтракта, согласно которому".. .5) срок действия банковской гарантии,предоставленной в качестве обеспечения исполнения контракта (должен превышатьсрок действия контракта не менее чем на один месяц)...".
В пункте 17.1. проекта Контракта формулировка "Настоящийконтракт вступает в действие с момента его подписания Сторонами и действуетдо "___" ______ 2018года включительно...".
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнениеконтракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданнойбанком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, иливнесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии сзаконодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами,поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяетсяучастником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действиябанковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем наодин месяц.
В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерацииустановленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срокопределяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляетсягодами, месяцами, неделями, днями или часами.Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежнонаступить.
Комиссия изучив представленную документацию установила, что при выборе способа обеспечения контракта в виде предоставлениябанковской гарантии участнику закупки не представляется возможным установитьсрок действия банковской гарантии, поскольку заказчиком изначально не установленсрок действия контракта, при этом какого-либо порядка, позволяющего участникузакупки определить (рассчитать) срок действия банковской гарантии документация обаукционе не содержит. В действиях Заказчика Комиссия установила нарушение положения ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе.
Данные обстоятельства содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе в случае выявлении нарушения Комиссия вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Башкортостанского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобуООО"Перспектива"на действия заказчика, в лице Федерального государственного казенного учреждения дополнительного профессионального образования "Уфимская школа по подготовке специалистов-кинологов Министерства внутренних дел Российской Федерации"при определении поставщика путем проведения электронного аукциона N0301100010717000028 "Строительно-монтажные и пусконаладочные работы по объекту: "Общежитие на 100 койко-мест для личного состава ФГКОУ ДПО "Уфимская школа по подготовке специалистов-кинологов МВД России" Республика Башкортостан Кармаскалинский район, д. Ляхово",обоснованной.
2. В действиях Заказчика установлены нарушения п.1 ч.1 ст.33, ч.2 ст.110.2,п.11 ч.1 ст.64, ч.3 ст.96, Закона о контрактной системеФедерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Заказчику выдать предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Передать дело должностному лицу для принятия мер административного реагирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 17 августа 2017 г. N ГЗ-565/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2017