Резолютивная часть решения объявлена 21.08.2017 г.
Изготовлено в полном объеме 23.08.2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:
Сангаджиева М.В. - председатель Комиссии, руководитель Калмыцкого УФАС России,
Богославская В.В. - член Комиссии, старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
Мархадаева А.М. - член Комиссии, государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
в присутствии представителя Уполномоченного органа Администрации города Элисты - Хонинова Ю.В. (доверенность N ОН-1891/01-28 от 24.05.2017 г.);
в отсутствии представителя заявителя ООО "Профит-плюс", надлежащим образом извещенного о дате и времени рассмотрения жалобу по существу,
рассмотрев в открытом заседании жалобу ООО "Профит-Плюс",
УСТАНОВИЛА
В Калмыцкое УФАС России 15.08.2017 г. посредством электронной почты поступила жалоба от Общества с ограниченной ответственностью "Профит-плюс" (исх. NК0720 от 15.08.2017 г.) на положения аукционной документации при проведении Уполномоченным органом-Администрацией города Элисты электронного аукциона с реестровым номером N0105300000717000139 на выполнение работ по ремонту автодороги по ул. Ленина (от ул. Строительная до "Ставропольского" поста). Начальная (максимальная) цена контракта - 8990820 (восемь миллионов девятьсот девяносто тысяч восемьсот двадцать) руб. 00 коп. Срок окончания подачи заявок: до 16.08.2017 г. 09ч.00 мин.
ООО "Профит-плюс" считает, что аукционная документация составлена с явными нарушениями действующего федерального законодательства в сфере осуществления государственных закупок 44 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",а именно ч.4 ст.4, ч.1 ст.33,ч.5 ст.112, что нарушает основополагающие принципы ФЗ 44
На основании изложенного, Заявитель требует приостановить подписание контракта в связи с вышеуказанными грубыми нарушениями ФЗ-44, аннулировать результаты проведения электронного аукциона, провести внеплановую проверку и привлечь должностных лиц к административной ответственности".
Уведомлением от 16.08.2017 г. рассмотрение жалобы ООО "Профит-плюс" назначено на 18.08.2017 года в 16 часов 00 минут, а лица участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы ООО "Профит-плюс".
В связи с изучением материалов дела Комиссия Калмыцкого УФАС России объявила перерыв в заседании до 16 часов 00 минут 21 августа 2017 года.
Комиссия Калмыцкого УФАС России, рассмотрев все имеющиеся материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, и проведя внеплановую проверку приходит к следующим выводам:
1. 31.07.2017 года Уполномоченным органом -Администрацией г. Элисты на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru размещено извещении N 0105300000717000139 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту автодороги по ул. Ленина (от ул. Строительная до "Ставропольского" поста). Организатор торгов- Администрация города Элисты, Заказчик- Управление городского зеленого хозяйства и материально- технического обеспечения Администрации города Элисты. Начальная (максимальная) цена контракта - 8990820 (восемь миллионов девятьсот девяносто тысяч восемьсот двадцать) руб. 00 коп. Срок окончания подачи заявок: до 16.08.2017 г. 09ч.00 мин. Срок окончания рассмотрения первых частей заявок: 21.08.2017 г. Дата проведения аукциона- 24.08.2017 г.
2. Относительно доводов жалобы.
1. Довод Заявителя о том, что Заказчик в Информационной карте не требует у участников закупки членство в СРО, Комиссия Калмыцкого УФАС России считает необоснованным, по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ "О контрактной системе...", при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. К таким требованиям относится, в частности, требование к участнику закупки о наличии разрешительных документов (например, выписка из реестра членов саморегулируемой организации, выдаваемая саморегулируемой организацией, лицензия).
При этом согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, частями 2.1 и 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ определен круг лиц и условия, при которых членство в саморегулируемой организации при выполнении работ по договорам строительного подряда с 1 июля 2017 года не требуется. При этом норма части 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ в соответствии с которой при заключении договоров строительного подряда с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, размер обязательств по каждому из которых не превышает трех миллионов рублей, членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется, распространяется только на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, выполняющих работы по таким договорам.
В соответствии со статьей 4 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также капитальному ремонту.
Пункт 14.3 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ определяет, что капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.
Согласно п. 11 ст. 3 Закона об автомобильных дорогах ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
Согласно п. 11 ст. 3 Закона об автомобильных дорогах ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
Кроме того, согласно письма Минрегиона РФ от 31.08.2010 N 31330-ИП/08 указывается, что при проведении работ по осуществлению текущего ремонта автомобильных дорог, вступать в членство СРО и получать свидетельство о допуске не требуется. В письме Минрегиона России от 29.07.2011 N 20456-ИП/08 также указывается, что действия приказа Минрегиона России от 30.12.2009 N 624 распространяется на виды работ, которые выполняются исключительно при строительстве, капитальном ремонте, реконструкции объектов капитального строительства, и не касается деятельности по эксплуатации и осуществлению текущего ремонта.
В данном случае, объектом закупки согласно извещения от 31.07.2017 г. N 0105300000717000137 является ремонт автодороги по ул. Ленина (от Авторынка до ул. Строительная).
В п. 5.1 ИУЗ аукционной документации Заказчиком установлено, что "участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки". В свою очередь, согласно п. 12.2. ИТУЗ аукционной документации участник закупки не обязан представлять в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии законодательством РФ к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки.
Согласно разделу IV. "Техническое задание" документации об электронном аукционе подрядчику необходимо выполнить следующие работы:
"срезка асфальтобетонного покрытия фрезой толщиной до 5 см; перевозка грузов на расстояние до 10 км; ремонт асфальтобетонного покрытия дорог однослойного толщиной 50 мм; разлив вяжущих материалов; устройство покрытия толщиной 5 см; укрепление обочин щебнем; разметка проезжей части.
Иных работ техническое задание не содержит.
Таким образом, Комиссия Калмыцкого УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, не установившего требование к участникам закупки о наличии членства в СРО соответствует требованиям Закона о контрактной системе, так как техническое задание не содержит виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и которые должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими членство в саморегулируемой организации.
Следовательно, на основании вышеизложенного, Комиссия считает данный довод необоснованным.
2. Заявитель указывает в жалобе, что документация размещена в формате, не позволяющем произвести поиск и копирование отдельных фрагментов текста, что нарушает положения Закона N 44-ФЗ, данный довод Комиссия считает не обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
В соответствии с частью 4 статьи 4, а также статьей 7 Закона N 44-ФЗ в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок путем ее размещения в единой информационной системе.
Согласно ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Порядок пользования официальным сайтом и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом утверждены Приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 646/21н "Об утверждении Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 3 Положения информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Пунктом 8 Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом" (далее - Положение) установлено, что программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать лицам, указанным в пункте 5 настоящего Положения, ввод информации, как правило, путем заполнения экранных форм веб-интерфейса официального сайта, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств. Файлы аукционной документации не зашифрованы и не защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
В Положении отсутствуют требования о том, что файл аукционной документации должен быть размещен в формате, обеспечивающем возможность печати и копирования фрагментов текста.
Таким образом, информация, размещаемая на официальных сайтах с целью проведения аукциона, должна быть доступной. Однако Закон N 44-ФЗ и Положение не закрепляют, в каком именно формате она должна быть опубликована в сети Интернет.
Суды при рассмотрении аналогичных вопросов допускают наличие фонового рисунка в формате PDF, что подтверждается Определением Верховного суда Российской Федерации от 30 декабря 2015 года N307-КГ15-17127.
Таким образом, исходя из анализа норм Закона N 44-ФЗ, Положения и судебной практики можно сделать вывод, что фоновый рисунок в техническом задании в формате PDF не ограничивает возможность ознакомления участников размещения заказа с документацией об аукционе, в связи с этим довод Заявителя не обоснован.
3. Заявитель указывает в жалобе на то, что Заказчик подготовил документацию по позиции N2,N5 с нарушением ч.3 ст.33 ФЗN44, чем ограничил возможность участия Заявителя в качестве поставщиков, так как, по мнению Заявителя, Заказчик требует приобрести и испытать всю партию товара заранее.
В ч. 1 ст. 33 ФЗ "О контрактной системе..." установлены правила описания объекта закупки. Пунктом 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О контрактной системе..." определено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О контрактной системе...", заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональные характеристики (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. В соответствии с ч. 3 ст. 33 ФЗ "О контрактной системе..." не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена ФЗ "О контрактной системе...".
В соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 ФЗ "О контрактной системе...", первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 ФЗ "О контрактной системе...", а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аналогичное требование к содержанию первой части аукционной заявки и инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе установлено заказчиком в п. 13.1 ИУЗ аукционной документации и разделом IV. "Техническое задание" аукционной документации.
Как пояснил представитель Уполномоченного органа в ходе рассмотрения жалобы, Заказчиком при описании характеристик товаров (материалов), перечисленных в Приложении к Техническому заданию раздела IV аукционной документации, использованы показатели, предусмотренные положениями действующих государственных стандартов, технических условий, в том числе при описании грунтовки и краски, без которых невозможно описать данный товар, при этом, требований к испытанию данного товара Заказчиком не требуется.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании" в целях удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, документам по стандартизации, условиям договоров осуществляется подтверждение соответствия.
Согласно ч. 2 ст. 25 Закона о техническом регулировании соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.
Сертификат соответствия включает в себя:
наименование и местонахождение заявителя;
наименование и местонахождение изготовителя продукции, прошедшей сертификацию;
наименование и местонахождение органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия;
информацию об объекте сертификации, позволяющую идентифицировать этот объект;
наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация;
информацию о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях;
информацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции требованиям технических регламентов;
срок действия сертификата соответствия;
информацию об использовании или о неиспользовании заявителем национальных стандартов Российской Федерации, включенных в перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента.
Сертификат соответствия выдается на серийно выпускаемую продукцию, на отдельно поставляемую партию продукции или на единичный экземпляр продукции.
Таким образом, в случае, если на поставляемый товар имеется сертификат соответствия (качества) проводить дополнительные испытания для уточнения параметров товара не нужно, так как данный сертификат подтверждает соответствие товара указанному в нем техническому регламенту. Также, соответствие техническому регламенту указывается и на упаковке товара. Следовательно, в случае, если характеристики товаров в аукционной документации описаны в соответствии с действующими техническими регламентами, чтобы заполнить первую часть заявки участнику закупки достаточно указать характеристики, содержащиеся в данном стандарте.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность указанного довода.
Таким образом, Комиссия Калмыцкого УФАС России считает, что данный довод не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь действующим законодательством, Комиссия Калмыцкого УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Профит-Плюс" - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии Сангаджиева М.В.
Члены комиссии Богославская В.В.
Мархадаева А.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 23 августа 2017 г. N 08-10-172
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2017