Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ВИМАН" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "2 Центр заказчика-застройщика внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ГУП "Агентство по государственному заказу Республики Татарстан" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство комплекса зданий военного городка войсковой части 3702, г. Краснодар" (1 этап) (номер извещения 0358100000216000019) (далее - Аукцион) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) установленные в документации об Аукционе требования к извести, брускам, доскам не соответствуют ГОСТам и не позволяют участникам закупки заполнить заявку на участие в Аукционе;
2) в сметной документации содержатся товары, происходящие из иностранных государств, что нарушает требования постановления Правительства РФ от 24.12.2013 N 1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 1224);
3) Заказчиком в нарушение Закона о контрактной системе в 1 лот объединены строительно-монтажные работы и поставка немонтируемого оборудования;
4) срок действия контракта, установленный в документации об Аукционе, является завышенным и влекущим дополнительные расходы подрядчика, связанные с получением банковской гарантии;
5) Заказчиком не установлены требования энергетической эффективности материалов, используемых в процессе выполнения работ, соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221 "Об утверждении правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1221).
Заказчик в письменных возражениях от 29.07.2016 N 958 (далее - Возражения) не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru - 18.07.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 3 613 886 630 руб.;
3) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 04.08.2016.
1. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно доводу жалобы Заявителя "комовая известь не может быть "с добавками". Аналогично, установленный Заказчиком показатель "Негашеная известь по времени гашения - быстрогасящаяся или среднегасящаяся" относится только к негашеной извести, а показатель "Воздушная известь получена: гашением кальциевой или магнезиальной или доломитовой извести" относится к воздушной извести, в то время как Заказчик допускает применение гашеной и гидравлической извести".
В соответствии с пунктом 2.3 раздела 2 документации об Аукционе первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать согласие участника Аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об Аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Пунктом 38 приложения N 1 "Требования к товарам (материалам)" документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к извести строительной по ГОСТ 9179-77:
Назначение Должна быть предназначена для приготовления растворов и бетонов, вяжущих материалов и производства строительных изделий.
Строительная известь воздушная или гидравлическая
Воздушная известь гашеная или негашеная
По фракционному составу известь: комовая (дробленая) или порошкообразная
Строительная известь без добавок или с добавками
Так, например, согласно пункту 1.5 ГОСТ 9179-77 по фракционному составу известь подразделяют на комовую, в том числе дробленую, и порошкообразную.
Согласно пункту 1.6 ГОСТ 9179-77 порошкообразную известь, получаемую размолом или гашением (гидратацией) комовой извести, подразделяют на известь без добавок и с добавками.
При этом приложением N4 "Инструкция по заполнению заявки" документации об Аукционе установлено, что при составлении первой части заявки участники закупки должны принимать во внимание тот факт, что некоторые показатели могут быть взаимосвязаны исходя из их физического смысла. Участник при подаче заявки обязан указать единицы измерения по каждому параметру товара. В случае если какой-либо показатель не нормируется нормативно-технической документацией, участник должен указать " - " или "не нормируется", при установлении Заказчиком требований к нескольким взаимоисключающим товарам (материалам) на выбор, участник закупки в первой части заявки указывает конкретные значения только тех показателей, которые относятся к предлагаемому им товару (материалу), причем указанию в составе первой части заявки подлежит весь перечень показателей, относящихся к предлагаемой участником одной из альтернативных характеристик, в отношении характеристик показателей, которые не относятся к предлагаемому им товару (материалу) участник должен указать " - " или "не нормируется". Предоставляемые сведения должны быть достоверны и соответствовать нормам государственных стандартов.
Заказчик в Возражениях пояснил, что согласно требованиям инструкции по заполнению заявки документации об Аукционе в случае наличия в документации об Аукционе требований к выполняемой работе, поставляемому товару (материалу), или к оказываемой услуге не соответствующих стандартам (ГОСТам, СНИПам и т.д.), участник закупки вправе предложить в заявке и выполнить соответствующие работы, оказать услуги, или поставить товар (материал), в соответствии с действующими стандартами (ГОСТами, СНИПами и т.д.). Представление верных сведений не может являться основанием отклонения заявки.
Также согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком в пункте 110 приложения N 1 документации об Аукционе установлены требования к брускам: ширина 100, 150, 200 мм и толщина не менее 50 мм, что, по мнению Заявителя, соответствует брусу.
ГОСТом 18288-87 установлено, что брусок - это пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины.
Таким образом, требованиям Заказчика удовлетворяют бруски с толщиной от 50 до 100 мм, что не противоречит требованиям ГОСТа 18288-87.
Также согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком в пункте 112 приложения N 1 документации об Аукционе установлены требования к доскам: ширина 100, 150, 200 мм и толщина не более 75 мм, что, по мнению Заявителя, соответствует брускам.
ГОСТом 18288-87 установлено, что доска - это пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины.
Таким образом, требованиям Заказчика удовлетворяют доски с толщиной от 16 до 75 мм, что не противоречит требованиям ГОСТа 18288-87.
Следовательно, Комиссия приходит к выводу, что установленные Заказчиком требования к извести, брускам, доскам не противоречат требованиям ГОСТов и положениям Закона о контрактной системе.
При этом приложением N 1 "Требования к товарам (материалам)" документации об Аукционе установлены следующие требования к используемым при выполнении работ материалам, например:
- битумы ГОСТ 6617-76: температура вспышки - не ниже 240°C;
- кислород ГОСТ 5583-78: объемная доля водяных паров -
не более 0,009%;
- ткань мешочная ГОСТ 30090-93: влажность - не более 14%.
Таким образом, Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к показателям используемых при выполнении работ материалов, не позволяющие участникам закупки заполнить заявку на участие в Аукционе надлежащим образом и ограничивающие количество участников закупки.
Следовательно, указанное действие Заказчика не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 и нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона заказчик указывает условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об Аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Постановлением N 1224 установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Российской Федерации отсутствуют.
На заседании Комиссии установлено, что при обосновании начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком применен проектно-сметный метод. Формирование сметного расчета осуществлялось с применением товаров иностранного производства. При этом указанные в сметном расчете товары не являются товарами, которые необходимо указывать при заполнении заявки на участие в Аукционе и использовать при исполнении контракта.
Следовательно, действия Заказчика не противоречат Закону о контрактной системе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня к данным работам (услугам) относится, в том числе выполнение работ (оказание услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссией установлено, что извещение о проведении Аукциона, документация об Аукционе не содержат запрет, предусмотренный Постановлением N 1457, нарушает пункт 7 части 5 статьи 63, часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Указанные в пунктах 1 и 2 настоящего решения нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом закупки является: "выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство комплекса зданий военного городка войсковой части 3702, г. Краснодар" (1 этап)".
При этом документацией об Аукционе предусмотрено, что при выполнении указанных работ предусмотрена поставка таких товаров, как шкаф книжный, диван для отдыха, стол журнальный, стул полумягкий, тележка сервировочная, телевизор ЖК, машина швейная, сейф и т. д. Расчетная стоимость оборудования, мебели, инвентаря составляет 540 361 440 руб.
Таким образом, действия Заказчика, включившего в один лот выполнение работ и поставку товаров, технологически и функционально не связанных между собой, ограничивают количество участников закупки, нарушают пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Пунктом 4.1 приложения N 3 "Проект ГК" документации об Аукционе установлен срок действия контракта: начинается с момента заключения настоящего контракта Сторонами и оканчивается через 63 месяца".
В соответствии с пунктом 1.38 раздела 9 документации об Аукционе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Вместе с тем Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил документы, подтверждающие что срок действия контракта установлен в нарушение Закона о контрактной системе, не позволяет получить банковскую гарантию и ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не противоречат Закону о контрактной системе.
5. По мнению Заявителя Заказчиком в документации об Аукционе не установлено требование энергетической эффективности товаров, используемых при выполнении работ, в соответствии Постановлением N 1221.
Заказчик в Возражениях пояснил, что в проектной документации содержится раздел 10 (1) "Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов", в котором указаны все требования энергетической эффективности.
При этом проектная документация прошла государственную экспертизу и проверку достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, о чем имеется положительное заключение государственной экспертизы от 12.11.2014 N 61-1-4-0087-14.
Вместе с тем в жалобе Заявителя не представлено доказательств, свидетельствующих об обратном.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ВИМАН" обоснованной в части объединения в один лот выполнение строительно-монтажных работ и поставки оборудования, технологически и функционально не связанных между собой.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 7 части 5 статьи 63, пункта 1 части 1, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать сведения о выявленных нарушениях Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 1 августа 2016 г. N 430
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2016