Решение Федеральной антимонопольной службы от 1 августа 2016 г. N П-139/16 РЕШЕНИЕ
по делу N П-139/16 о результатах внеплановой проверки
соблюдения законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
01.08.2016 |
Москва |
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Прокуратуры Новгородской области (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения контрактов:
- на оказание услуг по подписке и доставке периодических печатных изданий по г. Великий Новгород и административным центрам районов области для нужд прокуратуры Новгородской области (номер извещения 0350100008516000053) (далее - Аукцион N 1);
- на оказание услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи (номер извещения 0350100008516000052) (далее - Аукцион N 2);
- на оказание услуг по заправке картриджей принтеров, копировальных аппаратов и многофункциональных устройств для нужд прокуратуры Новгородской области (номер извещения 0350100008516000019) (далее - Аукцион N 3).
А также при осуществлении Заказчиком закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на право заключения контракта на услуги междугородной и международной электрической связи (номер извещения 0350100008516000021) (далее - Закупка у единственного поставщика), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Аукциона N 1, Аукциона N 2, Аукциона N 3, Закупки у единственного поставщика.
По мнению Заявителя при осуществлении процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в действиях Заказчика присутствуют признаки нарушений положений Закона о контрактной системе, а именно:
1) Заказчик неправомерно устанавливает в информационной карте документации об Аукционе N 1 требование о предоставлении в первой части заявки согласия участника аукциона на оказание услуг на условиях предусмотренных документацией об Аукционе N 1, в связи с тем, что объектом закупки, по мнению Заявителя, является поставка товара.
2) Заказчик в документации об Аукционе N 2 неправомерно указывает на соответствие услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи постановлению Правительства РФ от 25.05.2005 N 328 "Об утверждении Правил оказания услуг подвижной связи" (далее - Постановление N 328).
3) Заказчиком в Технической части документации об Аукционе N 2 установлено требование к рабочему диапазону оказания услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи, ограничивающее количество участников Аукциона N 2, а именно требование о работе в диапазоне 2100 МГц.
4) В документации об Аукционе N 2 имеются несоответствия, а именно: в разделе 4 "Технической части" указано, что "услуги подвижной радиотелефонной связи должны соответствовать стандарту GSM/UMTS (рабочий диапазон 900/1800/2100 МГц)", при этом в разделе 5 "Проект государственного контракта" указано "Место выполнения работ: оказание услуг осуществляется на территории Российской Федерации, которая входит в зону покрытия сотовой радиотелефонной связи стандарта GSM 900/1800 с возможностью пользоваться услугами других сетей радиотелефонной связи (роуминг)".
5) В документации об Аукционе N 2 Заказчиком неправомерно не установлено определение понятия "телефонный номер" в разделе 4 "Техническая часть", а также не указаны ссылки на приложения проекта государственного контракта, содержащие информацию о перечне телефонных номеров.
6) Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе N 2 не установлено положение об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
7) Заказчиком в документации об Аукционе N 3 неправомерно не установлен запрет на оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 (далее - Постановление N 1457).
8) Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем осуществления Закупки у единственного поставщика на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона N 1, Аукциона N 2, Аукциона N 3, Закупки у единственного поставщика Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона N 1, документацией об Аукционе N 1, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона N 1 размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 08.06.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 110 770,37 рублей;
3) на участие в Аукционе N 1 подана 1 заявка от участника закупки;
4) к участию в Аукционе N 1 допущен 1 участник закупки;
5) дата проведения Аукциона N 1 - 20.06.2016;
6) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся;
7) Заказчиком 27.06.2016 заключен контракт N 53 с ФГУП "Почта России" по цене 110 770,37 рублей.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона N 2, документацией об Аукционе N 2, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона N 2 размещено в ЕИС - 03.06.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 120 000 рублей;
3) на участие в Аукционе N 2 подана 1 заявка от участника закупки;
4) к участию в Аукционе N 2 допущен 1 участник закупки;
5) дата проведения Аукциона N 2 - 20.06.2016;
6) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся;
7) Заказчиком 27.06.2016 заключен контракт
N 0350100008516000052-1 с Новгородским региональным отделением
Северо - Западного филиала ПАО "Мегафон" по цене 120 000 рублей.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона N 3, документацией об Аукционе N 3, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона N 3 размещено в ЕИС - 27.01.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 450 003,33 рубля;
3) на участие в Аукционе N 3 подано 6 заявок от участников закупки;
4) к участию в Аукционе N 3 допущено 6 участника закупки;
5) дата проведения Аукциона N 3 - 08.02.2016;
6) в период проведения Аукциона N 3 поданы предложения о цене контракта от 5 участников Аукциона N 3;
7) победителем Аукциона N 3 признано ООО "Киммерия - Сервис";
8) Заказчиком 19.02.2016 заключен контракт N 19 с ООО "Киммерия - Сервис" по цене 450 003,33 рубля.
В соответствии с документами, составленными при осуществлении Закупки у единственного поставщика:
1) Извещение о проведении Закупки у единственного поставщика размещено в ЕИС - 01.02.2016
2) Заказчиком 01.02.2016 заключен контракт N 75/РТК с ПАО "Ростелеком" по цене 125 000 рублей.
1. По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно установил в информационной карте документации об Аукционе N 1 требование о предоставлении в первой части заявки согласия участника аукциона на оказание услуг на условиях предусмотренных документацией об Аукционе
N 1, в связи с тем, что объектом закупки, по мнению Заявителя, является поставка товара.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что предметом закупки являются услуги по подписке и доставке периодических печатных изданий по г. Великий Новгород и административным центрам районов области для нужд прокуратуры Новгородской области. При этом, подписка и поставка - это действия исполнителя, выраженные в систематическом обеспечении печатными изданиями для нужд Заказчика.
Кроме того, при поставке товара в документации о закупке устанавливаются требования к техническим характеристикам поставляемого товара: критерии качества товара, ассортимент, свойства товара, срок годности. Вместе с тем, при проведении Аукциона N 1 Заказчиком в документации об Аукционе N 1 не установлены требования к бумаге, переплету, цветовой гамме и иным характеристикам.
Таким образом, довод Заявителя о неправомерном устанавлении в информационной карте документации об Аукционе N 1 требования о предоставлении в первой части заявки согласия участника аукциона на оказание услуг на условиях предусмотренных документацией об Аукционе
N 1, не нашел своего подтверждения.
Кроме того, согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
При этом Комиссией установлено, что проект контракта, являющийся неотъемлемой частью документации об Аукционе N 1, не содержит положений предусматривающих условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, что не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
Указанные действия Заказчика, нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчик в документации об Аукционе N 2 неправомерно указывает на соответствие данных услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи Постановлению N 328.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что в документации об Аукционе N 2 Заказчиком установлено соответствие оказываемых услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи Постановлению N 328.
Вместе с тем, Постановление N 328 утратило силу, в связи с изданием постановления Правительства РФ от 09.12.2014 N 1342 "Правила оказания услуг телефонной связи" (далее - Правила).
Таким образом, положения документации об Аукционе N 2 не позволяют участникам закупки предоставить актуальные сведения о соответствии оказываемых услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи постановлению Правительства РФ от 09.12.2014 N 1342 "Правила оказания услуг телефонной связи" (далее - Правила).
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчкика, установившего в документации об Аукционе N 2 требование о соответствии оказываемых услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи Постановлению N 328, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Технической части документации об Аукционе N 2 установлено требование к рабочему диапазону оказания услуг подвижной радиотелефонной (сотовой) связи, ограничивающее количество участников Аукциона N 2, а именно требование о работе в диапазоне 2100 МГц.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В разделе 4 Техническая часть документации об Аукционе N 2 установлено:
"Услуги подвижной радиотелефонной связи должны соответствовать стандарту GSM/UMTS (рабочий диапазон 900/1800/2100 МГц)."
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что установление вышеуказанных требований обусловлено необходимостью обеспечения оперативного предоставления служебных автомобилей Заказчику в режиме круглосуточного использования.
Также представители Заказчика сообщили, что в документации об Аукционе N 2 установлено требование о поддержании стандартов GSM\UMTS, используемых на территории Российской Федерации. При этом, рабочий диапазон частот: 900/1800/21000 МГц соответствует вышеуказанным стандартам.
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что согласно общедоступной, размещеннной в сети Интернет информации, рабочий диапазон частотой в 2100 МГц используется всеми известными операторами связи в Российской Федерации.
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что вышеуказанное требование к рабочему диапазону, используемому при оказании услуг, ограничивают количество участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в документации об Аукционе N 2 установлены требования, ограничивающие количество участников закупки, в части требования о работе в диапазоне частотой 2100 МГц, не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя в документации об Аукционе N 2 имеются несоответствия, а именно: в разделе 4 "Технической части" указано, что "услуги подвижной радиотелефонной связи должны соответствовать стандарту GSM/UMTS (рабочий диапазон 900/1800/2100 МГц)", а в разделе 5 "Проект государственного контракта" указано "Место выполнения работ: оказание услуг осуществляется на территории Российской Федерации, которая входит в зону покрытия сотовой радиотелефонной связи стандарта GSM 900/1800 с возможностью пользоваться услугами других сетей радиотелефонной связи (роуминг)".
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в разделе 4 и разделе 5 документации об Аукционе N 2 место оказания услуг указано единообразно: "оказание услуг осуществляется на территории Российской Федерации, которая входит в зону покрытия сотовой радиотелефонной связи стандарта GSM 900/1800 с возможностью пользоваться услугами других сетей радиотелефонной связи (роуминг)".
Вместе с тем, в требованиях к содержанию услуг указано, что услуги должны обеспечивать возможность использования стандарта UMTS 2100 (или 3G), поскольку это необходимо для пользования иными сетями в режиме роуминга.
Таким образом, довод Заявителя о несоответствии положений раздела 4 и раздела 5 документации об Аукционе N 2 не нашел своего подтверждения.
5. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе N 2 Заказчиком неправомерно не установлено определение понятия "телефонный номер" в разделе 4 "Техническая часть", а также не указаны ссылки на приложения проекта государственного контракта, содержащие информацию о перечне телефонных номеров.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что понятие "телефонный номер" - является общеизвестным, употреблено в Правилах для определения понятия "абонентский номер". В документации об Аукционе N 2 этот термин не употребляется в смысле отличном от общеизвестного и указанного в Правилах. Перечисление номеров также не требуется, так как это не относится к описанию объекта закупки. Отсутствие данных сведений в документации не способно ограничить число участников аукциона или ввести кого бы то ни было в заблуждение относительно предмета государственного контракта и порядка его исполнения.
Кроме того, размещение в документации об Аукционе N 2 перечня телефонных номеров, с учетом сферы деятельности Заказчика, может создать угрозу безопасности сотрудников Заказчика.
Таким образом, довод Заявителя о неправомерном отсутствии определения понятия "телефонный номер", а также отсутвии ссылкок на приложения, содержащие информацию о перечне телефонных номеров, в проекте государственного контракта документации об Аукционе N 2 не нашел своего подтверждения.
6. По мнению Заявителя, Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе N 2 неправомерно не установлено положение об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что доступ к участию в Аукционе N 2 физических лиц исключен в силу положений статьи 29, пункта 12 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" согласно которым деятельность по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензии на осуществление этого вида деятельности. В связи с чем, положение о том, что суммы подлежащие выплате физическому лицу, должны быть уменьшены на размер налоговых платежей не указано Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе N 2.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе N 2 неправомерно не установлено положение об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, в соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности Заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 N 1063 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Согласно части 3 Правил размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Пунктом 4 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Пунктом 5 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
На заседании Комиссии установлено, что проект контракта, являющиеся неотъемлемой частью документации об Аукционе N 2, содержит в том числе следующие положения:
"5.1.2. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, Исполнитель вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа установлен в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 года N1063 в размере 2,5% цены настоящего контракта и составляет 3 000 рублей 00 копеек.
5.2.3. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа установлен в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 года N1063 в размере 10% цены настоящего контракта и составляет 12 000 рублей 00 копеек."
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе N 2 ненадлежащим образом установлен размер штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом.
Вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
7. Заказчиком в документации об Аукционе N 3 неправомерно не установлен запрет на оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики в соответствии с Постановлением
N 1457.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Постановлением N 1457 утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к таким работам, услугам относится, в том числе, выполнение работ и оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона N 3, документацией об Аукционе N 3 объектом закупки является оказание услуг по заправке картриджей принтеров, копировальных аппаратов и многофункциональных устройств для нужд прокуратуры Новгородской области.
Установлено, что Заказчиком в документации об Аукционе N 3 вышеуказанные требования, предусмотренные Постановлением N 1457, не установлены.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе N 3 запрет на выполнение работ, оказание услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
8. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем осуществления Закупки у единственного поставщика на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заказчиком может осуществляться закупка у единственного поставщика при закупке товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях).
Согласно части 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях к сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.
Вместе с тем, Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 637 утвержден перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет ФАС России (далее - Перечнь услуг).
В соответствии с Перечнем услуг предоставление междугородного и местного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных относящихся к услугам общедоступной электросвязи, а значит, является видом деятельности, отнесенным к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
При этом услуги сотовой и международной связи не относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
На заседании Комиссии установлено, что при проведении Закупки у единственного поставщика Заказчиком осуществлялась закупка на услуги междугородной и международной электрической связи.
Таким образом, у Заказчика отсутствовали основания для заключения контракта на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика при проведении Закупки у единственного поставщика нарушают часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3, 6 - 8, 11 - 14, 16 - 19 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно содержать информацию, указанную в пунктах 1, 2, 4 статьи 42 Закона о контрактной системе, а также в пункте 8 статьи 42 Закона о контрактной системе (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе). Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется, если сведения о ней составляют государственную тайну. При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 6, 9 и 34 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. Уведомление о такой закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения.
Пунктами 1, 2, 4 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, извещение об осуществлении закупки должно содержать следующую информацию:
- наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации;
- краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке;
- ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Законом о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что извещение об осуществлении Закупки у единственного поставщика содержит информацию о том, что закупка осуществляется Заказчиком в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Вмете с тем, в ЕИС в карточке контракта (номер реестровой записи 1532104622116000020) (далее - Контракт), заключенного по результатам проведения Закупки у единственного поставщика, Заказчиком в качестве основания заключения контракта с единственным поставщиком указан пункт 2 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчиком в извещении о проведении Закупки у единственного поставщика и карточке Контракта в ЕИС, заключенного по результатам проведения Закупки у единственного поставщика, указана противоречивая информация.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что извещение об осуществлении Закупки у единственного поставщика размещено в ЕИС 01.02.2016.
При этом Заказчиком 01.02.2016 заключен Контракт N 19 с ПАО "Ростелеком".
Таким образом, действия Заказчика, разместившего извещение об осуществлении Закупки у единственного поставщика с нарушением сроков, установленных Законом о контрактной системе, а также, указавшего противоречивую информацию в извещении о проведении Закупки у единственного поставщика и карточке Контракта, нарушают часть 2 статьи 93 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 5, 8, 13 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 31, части 5 статьи 24, части 2 статьи 93 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что Заказчиком по результатам осуществления Аукциона N 1, Аукциона N 2, Аукциона N 3, Закупки у единственного поставщика заключены контракты, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 1 августа 2016 г. N П-139/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.08.2016