На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ООО "Научно-производственное предприятие "Русэкомед" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронных аукционов на право заключения контрактов на поставку лекарственного препарата Леналидомид капсулы 25 мг в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1155 "О закупках лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом,лиц после трансплантации органов и (или) тканей" (номера извещений 0195100000216000209, 0195100000216000210, 0195100000216000211, 0195100000216000212, 0195100000216000213, 0195100000216000214, 0195100000216000215, 0195100000216000216, 0195100000216000217) (далее - Аукционы), и в результате осуществления внеплановой в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукционов.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, осуществившему закупку препарата "Леналидомид" путем проведения девяти Аукционов вместо одного. При этом общая начальная (максимальная) цена контрактов указанных закупок превышает 1 млрд. рублей, что требует проведение процедуры общественного обсуждения.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 1 статьи 20 Закона о контрактной системе, Правительством Российской Федерации устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок. Такое обсуждение начинается с даты размещения в единой информационной системе планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и заканчивается не позднее срока, до истечения которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено заказчиком в соответствии со статьей 36 Закона о контрактной системе.
Часть 4 статьи 20 Закона о контрактной системе устанавливает, что закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению в соответствии с частями 1 и 2 статьи 20 Закона о контрактной системе, не могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 112 Закона о контрактной системе обязательное общественное обсуждение закупок проводится в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает один миллиард рублей. Законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами могут быть установлены также иные случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок для обеспечения нужд соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а также порядок обязательного общественного обсуждения закупок в таких случаях. По результатам обязательного общественного обсуждения закупок, предусмотренного настоящим пунктом, заказчиком могут быть внесены изменения в документацию о закупках, а также закупки могут быть отменены. Закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению в соответствии с настоящим пунктом, не могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения.
Согласно извещениям о проведении Аукционов, начальная (максимальная) цена контрактов составляет 716 979 455,17; 819 599 974,04; 897 820 979,53; 877 395 584,97; 899 496 500,18; 617 087 290,21; 877 350 131,91; 716 979 455,17; 899 550 575,66 рублей.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 10.10.2013 N 578 "Об утверждении порядка обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает один миллиард рублей", общественное обсуждение закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляется исключительно в случае, если начальная (максимальная) цена контракта, превышает один миллиард рублей.
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно разделена закупка одного препарата "Леналидомид" с целью непроведения общественного обсуждения по Аукциону.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что закупки осуществляются на поставку одного препарата "Леналидомид", с одним сроком поставки, однако местом поставки являются различные регионы Российской Федерации. При этом, разделение закупки на несколько лотов не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, обеспечивает увеличение количества потенциальных участников закупки за счет уменьшения сумм обеспечения заявок, контрактов. Вместе с тем, с учетом начальной (максимальной) цены контрактов, указанные закупки не подлежат общественному обсуждению в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 10.10.2013 N 578.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать действия Министерства здравоохранения Российской Федерации соответствующими Закону о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 2 августа 2016 г. N ВП-380/15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.08.2016