Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Феникс-Менеджмент" (далее - Заявитель) на действия Бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области "Вологодская станция скорой медицинской помощи" имени Н.Л. Турупанова", Бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области "Череповецкая станция скорой медицинской помощи" (далее - Заказчики), Комитета государственного заказа Вологодской области (далее -Уполномоченный орган) при проведении Заказчиками, Уполномоченным органом открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обеспечению деятельности учреждений скорой медицинской помощи, а именно выездных бригад скорой медицинской помощи для оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, в том числе медицинской эвакуации на территории г. Вологда и Вологодского района, г. Череповца и Череповецкого района на период 2017-2021 годы (номер извещения 0130200002416001719) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчиков, Уполномоченного органа при проведении Заказчиками, Уполномоченным органом Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчиков, Уполномоченного органа:
1. Заказчиками, Уполномоченным органом неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса вместо электронного аукциона.
2. Из положений Конкурсной документации не представляется возможным определить вид оказываемых услуг, являющихся объектом закупки.
3. В Конкурсной документации в нарушение положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не установлено требование о предоставлении участниками закупки лицензии на осуществление медицинской деятельности в составе заявки на участие в Конкурсе.
Представители Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчики, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 11.07.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 989 413 900,80 рублей;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 01.08.2016.
1. В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 г. N 471-р.
В извещении о проведении закупки, в Конкурсной документации установлено, что объектом закупки является обеспечение деятельности учреждений скорой медицинской помощи, а именно выездных бригад скорой медицинской помощи для оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, в том числе медицинской эвакуации (код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 86.90.14.000 (далее - ОКПД).
На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа пояснили, что объект закупки составляют услуги, относимые к коду ОКПД 86.90.14.000 "Услуги скорой медицинской помощи прочие" (ОК 034-2007), который включает в себя услуги по перевозке больных санитарно-транспортными средствами с наличием или без реанимационного оборудования или медицинского персонала. Вместе с тем, указанный код в Перечень не включен.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиками, Уполномоченным органом неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса вместо электронного аукциона, не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, в том числе: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа пояснили, что техническое задание Конкурсной документации содержит полный перечень оказываемых услуг, а также что описание объекта закупки установлено в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, исходя из потребностей Заказчиков.
Вместе с тем, Заявителем явка не обеспечена и не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с положениями Конкурсной документации объектом закупки является оказание услуг по обеспечению деятельности учреждений скорой медицинской помощи, а именно выездных бригад скорой медицинской помощи для оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, в том числе медицинской эвакуации.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, и которые могут выполняться посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Конкурсе копии соответствующей лицензии является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Изучив Конкурсную документацию, заслушав пояснения Уполномоченного органа, Комиссия приходит к выводу, что услуги по оказанию скорой медицинской помощи, требующие наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности, не включены в предмет закупки, в связи с чем оказание услуг по обеспечению деятельности учреждений скорой медицинской помощи не предполагает наличия у потенциального участника закупки указанной лицензии.
Вместе с тем, Заявителем явка не обеспечена и не представлено доказательств, подтверждающих, что в Конкурсной документации в нарушение положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не установлено требование о предоставлении участниками закупки лицензии на осуществление медицинской деятельности в составе заявки на участие в Конкурсе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В силу части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Частью 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации иные государственные контракты, заключаемые от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальные контракты, заключаемые от имени муниципального образования, предметами которых являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, могут заключаться в случаях, предусмотренных соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации муниципального образования, в пределах средств и на сроки, которые установлены указанными актами, а также в соответствии с иными решениями Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования, принимаемыми в порядке, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
В настоящее время федеральные законы Российской Федерации о федеральном бюджете принимаются на предстоящий финансовый год и два плановых периода. Таким образом, лимиты бюджетных обязательств устанавливаются на три года.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса начальная (максимальная) цена контракта - 989 413 900,80 рублей; сроки исполнения контракта: начало оказания услуг - 17.01.2017 года, окончание оказания услуг - 30.09.2021 года.
В Приложении N 4 к информационной карте Конкурсной документации установлены источники финансирования, порядок и сроки оплаты услуг: ФОМС, Внебюджетные средства (ОМС). Оплата по контракту осуществляется ежемесячно путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Исполнителя в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента подписания сторонами акта сдачи-приемки услуг и предоставления Исполнителем Заказчику счета, счета-фактуры и/или универсального передаточного документа.
Между тем программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Вологодской области на 2015 и плановый период 2016 и 2017 годов утверждена Постановлением о программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Вологодской области на 2015 и плановый период 2016 и 2017 годов. Постановлением законодательного собрания Вологодской области "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" принят закон области "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов", которым утверждены основные характеристики бюджета фонда на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов.
Представителями Уполномоченного органа на заседание Комиссии представлены письменные пояснения от 02.08.2016 N их.01-9200/16, из которых следует, что финансовые средства, необходимые для реализации государственного контракта, заключаемого по итогам Конкурса, будут предусмотрены в рамках финансирования территориальной программы обязательного медицинского страхования и выделены за счет средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Вологодской области в сумме 989 413 900 рублей.
Учитывая изложенное, в нарушение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок государственный контракт по итогам проведения указанной закупки заключается вне пределов доведенных лимитов бюджетных обязательств, поскольку лимиты бюджетных обязательств предусмотрены на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов. При этом установленный в Конкурсной документации срок оказания услуг составляет шесть лет - с 2015 по 2021 год.
Таким образом, действия Заказчиков, Уполномоченного органа не соответствуют части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, нарушают часть 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Феникс-Менеджмент" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчиков, Уполномоченного органа нарушение части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации в сфере закупок по делу от 03.08.2015 N К-1245/16, по данному делу предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 3 августа 2016 г. N К-1250-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2016