Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "КСК ТЕХНОЛОГИИ" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия) при проведении Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик), Конкурсной комиссией открытого конкурса на право заключения государственного контракта на разработку эскизного проекта Единой федеральной информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения и землях, используемых или представленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий (номер извещения 0173100006416000102) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Конкурсной комиссии при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Конкурсной комиссией неправомерно признана соответствующей требованиям Конкурсной документации заявка АО "БАРС ГРУПП", поскольку заявка победителя Конкурса не содержит обоснования используемых ресурсов.
2. Конкурсной комиссией не правильно применена формула расчета баллов по критерию "Качественные и функциональные характеристики объекта закупки".
3. Заказчик неправомерно не опубликовал в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 22.07.2016 NПРО1 результаты каждого члена комиссии, а следовательно, по мнению Завиетля экспертная оценка при рассмотрении заявок не применялась.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 20.06.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 61 060 000 рублей;
3) на участие в Конкурсе подано 17 заявок от участников закупки;
4) к участию в Конкурсе допущено 17 участников закупки;
5) дата рассмотрения и оценки заявок участников Конкурса - 25.07.2016 ;
6) победителем Конкурса признано АО "БАРС ГРУП" с предложением о цене контракта 57 740 000 рублей.
1. Конкурсной комиссией неправомерно признана соответствующей требованиям Конкурсной документации заявка АО "БАРС ГРУПП", поскольку заявка победителя не содержит обоснования используемых ресурсов.
Согласно пункту 3.5.1 информационной карты Конкурсной документации установлены требования к описанию объекта закупки: "Участник закупки представляет в составе заявки предложение в отношении объекта закупки. Такое предложение должно содержать подтверждение о соответствии предлагаемых на выполнение работ требованиям конкурсной документации.
Участник конкурса приводит наименование и описание выполняемых работ, описание организационно-технических предложений, в т.ч. обоснованность необходимых для выполнения работ ресурсов, перечень работ с указанием количества и должностей сотрудников, необходимых для их выполнения. Участник конкурса описывает порядок привлечения субподрядчиков (соисполнителей) и объемы работ, передаваемые субподрядчикам (соисполнителям). Описывает, каким образом будут выполняться требования Заказчика, изложенные в конкурсной документации.
Описание объекта закупки предоставляется участником в свободной форме".
На заседании Комиссии, изучив заявку АО "БАРС ГРУП", представленную представителями Заказчика, Комиссия установила, что заявка содержит раздел 9.1 "Обоснование используемых ресурсов".
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств, обосновывающих довод, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Конкурсной комиссией не правильно применена формула расчета баллов по критерию "Качественные и функциональные характеристики объекта закупки".
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В Информационной карте Конкурсной документации регламентированы критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе, в том числе, нестоимостной критерий оценки заявок: "Качественные и функциональные характеристики объекта закупки":
Значимость критерия "качественные и функциональные характеристики объекта закупки": 70%.
Показатель - Описание методологии подготовки Эскизного проекта ЕФИС
Максимальное значение в баллах/Коэффициент значимости показателя - 100/0,5
Показатель - Описание технологии и подходов к подготовке Макета решения
Максимальное значение в баллах/Коэффициент значимости показателя - 100/0,2.
Согласно пояснениям представителей Заказчика, при оценке заявок Заказчик, Конкурсная комиссия руководствовались порядком оценки, установленным в Конкурсной документации и предложениями участников закупки по качественным и функциональным характеристикам объекта закупки.
В соответствии с пунктом 26 Информационной карты Конкурсной документации:
Участник закупки представляет в составе заявки квалифицированные предложения участника конкурса по качественным и функциональным характеристикам объекта закупки по форме 1.4.2.2. Раздела 1.4. Конкурсной документации.
Количество баллов, присваиваемых заявке по критерию "Качественные и функциональные характеристики объекта закупки", определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по критерию:
НЦБi =C1i_.+Cki,
где:
НЦБi - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;
- значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов единой комиссии), присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в конкурсе по k-му показателю, где k - количество установленных показателей.
Баллы по данному критерию присваиваются каждым членом комиссии экспертно.
Также, согласно пояснениям Заказчика, Конкурсная комиссия руководствовалась Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1085 " Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с пунктом 26 Правил количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по показателям, предусмотренным пунктом 25 настоящих Правил, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по каждому из указанных показателей.
Согласно пояснениям представителей Заказчика, пункт 26 Информационной карты соответствует требованиям пунктов 25 и 26 Правил.
Кроме того, согласно пункту 29 Правил для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Коэффициенты значимости также установлены в Информационной карте Конкурса.
На основании изложенного, согласно пояснениям представителей Заказчика, Конкурсная комиссия правомерно руководствовалась имеющимся порядком оценки; результаты оценки, в том числе, рейтинг заявки по критериям оценки, с учетом коэффициентов значимости, отражены в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 22.07.2016 N ПР01 (стр. 25).
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств, обосновывающих довод, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Заказчик неправомерно не опубликовал в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 22.07.2016 NПРО1 результаты каждого члена комиссии, а следовательно, согласно доводу, Заказчиком экспертная оценка при рассмотрении заявок не применялась.
В соответствии с частью 10 статьи 53 Закона о контрактной системе:
"Результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, в котором должна содержаться следующая информация:
1) место, дата, время проведения рассмотрения и оценки таких заявок;
2) информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были рассмотрены;
3) информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были отклонены, с указанием причин их отклонения, в том числе положений настоящего Федерального закона и положений конкурсной документации, которым не соответствуют такие заявки, предложений, содержащихся в заявках на участие в конкурсе и не соответствующих требованиям конкурсной документации;
4) решение каждого члена комиссии об отклонении заявок на участие в конкурсе;
5) порядок оценки заявок на участие в конкурсе;
6) присвоенные заявкам на участие в конкурсе значения по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в конкурсе;
7) принятое на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе решение о присвоении таким заявкам порядковых номеров;
8) наименования (для юридических лиц), фамилии, имена, отчества (при наличии) (для физических лиц), почтовые адреса участников конкурса, заявкам на участие в конкурсе которых присвоены первый и второй номера".
Согласно пояснениям представителей Заказчика, Законом о контрактной системе не предусматривается "опубликование в протоколе экспертных оценок каждого члена комиссии", Заказчиком в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе от 22.07.2016 N ПР01 указана вся информация, предусмотренная частью 10 статьи 53 Закона о контрактной системе.
Кроме того, представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что при рассмотрении и оценки заявок на участие в Конкурсе применялась экспертная оценка, в соответствии с Конкурсной документацией.
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств, обосновывающих довод, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В рамках внеплановой проверки установлено, что Комиссией ФАС России вынесено решение от 08.07.2016 N К-1090/16 в соответствии с которым, в действиях Заказчика выявлены следующие нарушения.
30.06.2016 в адрес Заказчика направлен запрос о даче разъяснений положений Конкурсной документации (далее - Запрос). Вместе с тем, в срок до 05.07.2016 Заказчиком ответ на Запрос не представлен.
Пунктом 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе предусмотрен порядок предоставления участникам Конкурса разъяснений положений Конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.
Согласно части 7 статьи 50 Закона о контрактной системе, любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Согласно решению от 08.07.2016 N К-1090/16, Заказчик пояснил, что ответ на Запрос представлен с нарушением срока, а именно, 07.07.2016, в связи с внутренним порядком регистрации входящих документов.
Таким образом, действия Заказчика, несвоевременно предоставившего разъяснения положений Конкурсной документации, нарушают часть 7 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что данное нарушение Заказчика не повлияло на процедуру определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, статьи 99, Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "КСК ТЕХНОЛОГИИ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 7 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 08.07.2016 по делу N К-1090/16 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 4 августа 2016 г. N К-1271-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2016