Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Авиэшн студио" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУВО "Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева" (далее - Уполномоченный орган), Единой комиссии Уполномоченного органа (далее - Единая комиссия) при проведении Федеральным агентством воздушного транспорта (далее - Заказчик), Единой комиссией, Уполномоченным органом открытого конкурса на право заключения государственного контракта на приобретение воздушного судна для учебного заведения (вертолета для обучения пилотов в ОЛТК ГА филиале ФГБОУ ВО "Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева") (номер извещения 0368100010816000132) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного органа, Заказчика, Единой комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Единой комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Уполномоченного органа, Заказчика, Единой комиссией:
1. Единая комиссия приняла необоснованное решение о признании заявки Заявителя на участие в Конкурсе не соответствующей требованиям Конкурсной документации.
2. Единая комиссия приняла необоснованное решение о признании заявки участника закупки АО "Уральский завод гражданской авиации" соответствующей требованиям Конкурсной документации.
3. Уполномоченным органом, Заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на право ведения деятельности по разработке, производству, испытанию и ремонту вертолётов с кодом ЕКПС 1520, что ограничивает количество участников закупки.
Представитель Заказчика, Уполномоченного органа не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган, Единая комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 24.06.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 335 585 514,60 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущен 1 участник закупки;
6) в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 55 Закона о контрактной системе Конкурс признан не состоявшимся.
1. В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 20.07.2016 NПРО1 Заявителю отказано в допуске на участие в Конкурсе по причине: "Заявка на участие в открытом конкурсе не соответствует требованиям, указанным в конкурсной документации, а именно: в лицензии отсутствует право ведения деятельности по разработке, производству, испытанию и ремонту вертолётов (ЕКПС 1520)".
Федеральный закон от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" устанавливает обязательное требование по обязательному лицензированию деятельности по производству, ремонту и испытаниям авиационной техники, в том числе, авиационной техники двойного назначения.
Согласно статье 1 Федерального закона от 08.01.1998 N 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации" к авиационной технике относятся летательные аппараты, их бортовое оборудование и агрегаты, двигатели, авиационное вооружение, авиационные средства спасания, тренажеры, наземные средства управления воздушным движением, навигации, посадки и связи, а также средства наземного обслуживания летательных аппаратов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 240 "О лицензировании разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники" установлены лицензионные требования на осуществление разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники.
В пункте 13 "Единые требования к участникам закупки" Информационной карты Конкурсной документации в том числе установлено: "Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки - наличие лицензии на разработку, производство, испытание и ремонт авиационной техники (вертолетов - код ЕКПС 1520)".
На заседании Комиссии установлено, что в составе заявки Заявителя, представленной представителем Заказчика, представлена лицензия на осуществление разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники от 01.08.2014 N 13028-АТ согласно которой отсутствует право ведения деятельности по разработке, производству, испытанию и ремонту вертолётов (ЕКПС 1520).
Таким образом, Единой комиссией принято решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям Конкурсной документации в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Единая комиссия приняла необоснованное решение о признании заявки участника закупки АО "Уральский завод гражданской авиации" на участие в Конкурсе соответствующей требованиям Конкурсной документации поскольку в составе заявки на участие в Конкурсе участника закупки АО "Уральский завод гражданской авиации" отсутствует лицензия необходимая для выполнения работ, предусмотренных Техническим заданием Конкурсной документации, а именно лицензии на осуществление разработки, производства, испытания и ремонт авиационной техники.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 20.07.2016 NПРО1 заявка участника закупки АО "Уральский завод гражданской авиации" признана соответствующей требованиям Конкурсной документации.
На заседании Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что в Конкурсной документации Заказчиком, Уполномоченным органом установлено требование к участникам закупки о наличии исключительно лицензии на право ведения деятельности по разработке, производству, испытанию и ремонту вертолётов с кодом ЕКПС 1520, вместе тем указанная лицензия содержится в составе заявки участника закупки АО "Уральский завод гражданской авиации".
На заседании Комиссии установлено, что заявка участника закупки АО "Уральский завод гражданской авиации", представленная представителем Уполномоченного органа, содержит лицензию на осуществление разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники от 31.08.2015 N 13569, в том числе с указанием кода ЕКПС 1520 (Вертолеты).
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. По истечении указанного срока обжалование соответствующих действий осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, датой и временем окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе является 18.07.2016. Вместе с тем, жалоба на положения Конкурсной документации направлена Заявителем в ФАС России 29.07.2016.
Таким образом, Заявитель подал жалобу на положение Конкурсной документации по истечении срока, установленного частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, довод на положения Конкурсной документации не подлежит рассмотрению Комиссией ФАС России.
4. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия проверяет заявку на участие в конкурсе в том числе, на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:
1) Цена контракта - значимость критерия: 70 % (далее - критерий N 1).
2) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - значимость критерия: 30 % (далее - критерий N 2).
В рамках критерия N 2 установлены в том числе показатель:
Квалификация участника "Деловая репутация участника конкурса" (далее - Показатель N 1).
В процессе оценки члены Конкурсной комиссии анализируют деловую репутацию участника конкурса на основании информации, представленной по Форме 3.5. и выставляют следующее количество баллов:
В случае участия организации в судебных разбирательствах в качестве ответчика по причине ненадлежащего исполнения им обязательств по Государственным контрактам (договорам), заключенным за последние 5 лет, или текущим Государственным контрактам (договорам), на поставку воздушных судов, и/или наличия претензий - 0 баллов;
В случае не участия организации в судебных разбирательствах в качестве ответчика по причине ненадлежащего исполнения им обязательств по Государственным контрактам (договорам), заключенным за последние 5 лет, или текущим Государственным контрактам (договорам), на поставку воздушных судов, а также отсутствия претензий - 40 баллов.
Принимая во внимание, что участие участников закупки в судебных разбирательствах в качестве ответчика, не указывает о наличии отрицательной или положительной репутации участников Конкурса, Комиссия приходит к выводу о том, что порядок оценки заявок по показателю "деловая репутация участника конкурса" не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку положения Конкурсной документации не содержат инструкцию по заполнению заявки, позволяющей определить какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками, а также не раскрывают содержание понятия, позволяющее определить наличие положительной и/или отрицательной информации о деловой репутации участников закупки, и соответственно подлежащие представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по не стоимостным критериям.
Действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), по причине того, что требованиям Конкурсной документации соответствует только одна заявка от участника Конкурса, следовательно, указанный порядок не применялся.
5. Согласно пункту 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать в том числе документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе).
Комиссией установлено, что пунктом 18 "Информационная карта" Конкурсной документации установлено, что в составе заявки, в случае обеспечения заявки на участие в Конкурсе путем внесения денежных средств на счет Заказчика, факт внесения участником закупки таких денежных средств подтверждается платежным поручением с отметкой банка.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015
N 390-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" норма о необходимости предоставлении платежного поручения с отметкой банка, а также заверенного банком копии такого платежного поручения, утратила силу с 01.01.2016.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установившего в Конкурсной документации неправомерные требования к документам, которые должны содержаться в составе заявок участников закупки на участие в Конкурсе нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), по причине того, что по указанному основанию заявки участников закупки не были отклонены.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Авиэйшен Студио" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пунктов 9, 4 части 1 статьи 50, Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 04.08.2016 по делу N К-1265/16 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 4 августа 2016 г. N К-1265-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2016