На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ООО "Монолит" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях аукционной комиссии МКУ городского округа Тольятти "Центр хозяйственно-транспортного обеспечения" (далее - Уполномоченный орган), АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки), при проведении МКУ "Центр организации дорожного движения городского округа Тольятти" (далее - Заказчик), Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по изготовлению и установке ограничивающих пешеходных ограждений (номер извещения 0842300004016000249) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Аукционной комиссии, Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки, Аукционной комиссией Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Аукционной комиссии, Оператора электронной площадки:
1. Направленное Заявителю Оператором электронной площадки уведомление об отказе в допуске к участию в Аукционе не содержит обоснования указанного решения.
2. Аукционной комиссией принято необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Заказчик в письменном пояснении N 807 от 03.08.2016, не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган, Аукционная комиссия действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе.
Представитель Оператора электронной площадки не согласился с доводами Заявителя и пояснил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела, Комиссией объявлен перерыв в рассмотрении жалобы с 03.08.2016 на 05.08.2016.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 15.06.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 10 675 000 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;
5) государственный контракт заключен с ООО Инвестиционная компания "Траст" - 03.08.2016
1. Согласно доводу обращения Заявителя, направленное Заявителю Оператором электронной площадки уведомление об отказе в допуске к участию в Аукционе не содержит обоснования указанного решения.
В соответствии с частью 7 статьи 67 Закона о контрактной системе указанный в части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
В соответствии с частью 9 статьи 67 Закона о контрактной системе в течение одного часа с момента поступления оператору электронной площадки указанного в части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе протокола оператор электронной площадки обязан направить каждому участнику электронного аукциона, подавшему заявку на участие в нем, или участнику такого аукциона, подавшему единственную заявку на участие в нем, уведомление о решении, принятом в отношении поданных ими заявок. В случае, если аукционной комиссией принято решение об отказе в допуске к участию в таком аукционе его участника, уведомление об этом решении должно содержать обоснование его принятия, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует данная заявка, предложений, содержащихся в данной заявке, которые не соответствуют требованиям документации о таком аукционе, а также положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нарушение которых послужило основанием для принятия этого решения об отказе.
На заседании Комиссии представитель Оператора электронной площадки сообщил, что обоснование решения об отказе в допуске к участию а Аукционе заполняется должностными лицами Заказчика, Уполномоченного органа на сайте Оператора электронной площадки.
На заседании Комиссии установлено, что Оператором электронной площадки своевременно и в соответствии с частью 9 статьи 67 Закона о контрактной системе направлено Заявителю уведомление об отказе в допуске к участию в Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя о том, что направленное Заявителю Оператором электронной площадки уведомление об отказе в допуске к участию в Аукционе не содержит обоснования решения об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, не нашел своего подтверждения.
2. По мнению Заявителя, Аукционной комиссией принято необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 13.07.2016 N0842300004016000249-1
(далее - Протокол) участнику закупки с порядковым номером заявки "1" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию: "п. 2. ч. 4 ст. 67 - несоответствие информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе: Участником электронного аукциона представлены конкретные показатели предлагаемого для поставки товара, не соответствующие требованиям, установленным частью 3 статьи 66 Закона 44-ФЗ, а так же документацией об ЭА (п. 8.12.1. ч. III Информационная карта Документации об ЭА п.3,3 аукционной документации , п. 6, 22, 38, 54, 70, 86, 101, 117,133, 149, 165, 181, 197, 213, 229, 245, 261, 277, 293, 309, 325, 341, 357, 373,389, 405, 421, 437, 453, 469, 484, 500, 516, 532 ч. IV Рекомендуемый образец формы для заполнения участниками аукциона), а именно в п. 6, 22, 38, 54, 70, 86, 101, 117,133, 149, 165, 181, 197, 213, 229, 245, 261, 277, 293, 309, 325, 341, 357, 373,389, 405, 421, 437, 453, 469, 484, 500, 516, 532 - высота ограждения"
Пунктом 8.12 Информационной карты документации об Аукционе, установлены в том числе следующие требования к составу первой части заявки:
"Участники закупки предоставляют информацию о конкретных показателях, соответствующих значениям, установленным документацией об электронном аукционе, согласно перечню, указанному в части IV "Рекомендуемый образец формы для заполнения участниками аукциона".
В инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе установлено, что при заполнении участником закупки заявки на участие в закупке необходимо учитывать, что значения показателей не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование и не должны содержать слова и словосочетания: "или", "либо", "и (или)", "должен быть/иметь", "должна быть/иметь", "должны быть/иметь", "может", "в основном", "и другое", "в пределах", "ориентировочно", "не более", "не менее", "не ранее", "запрещается", "требуется", "не хуже", "не выше", "не ниже", "до", "от", "более", "менее", "выше", "ниже", "возможность", "допускается" за исключением случаев предусмотренных аукционной документацией.
Пунктом 3.1 "Требования к описанию объекта закупки" документации об Аукционе установлены следующие положения:
Описание участниками закупки объекта закупки (предмета аукциона), в том числе: функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки (при необходимости, размеров, требований к упаковке и отгрузке товара и иных показателей, связанных с определением соответствия товара (работ, услуг) требованиям заказчика, осуществляется в соответствии с требованиями к предмету контракта, указанными в части IV. "Рекомендуемый образец формы для заполнения участниками аукциона" настоящей документации, в которой содержатся показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям, установленным заказчиком, и указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Высота ограждения перильного типа должна быть в диапазоне, так как определяется на месте из-за разной глубины заложения.
Пунктом 6 части IV. "Рекомендуемый образец формы для заполнения участниками аукциона" документации об Аукционе установлено следующее требование к товару используемому при выполнении работ: "ограждения перильного типа высотой ограждения - от 1700 мм и шириной от 2500 мм".
Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, представленную представителем Заказчика, Комиссия установила, что заявка содержит следующие показатели: "ограждения перильного типа высотой
ограждения - 1700 мм и шириной 2500 мм", что не соответствует требованиям пункта 3.1 документации об Аукционе, поскольку участником закупки предложена высота ограждения перильного типа в виде конкретного показателя.
Вместе с тем, при проведении внеплановой проверки Комиссией установлено.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В ряде пунктов части IV. "Рекомендуемый образец формы для заполнения участниками аукциона" документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, при этом участнику закупки необходимо предоставить сведения о химическом и компонентном составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров, в том числе, например:
"8. Уайт-спирит. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, не ниже 33°С. Летучесть по ксилолу 3,0-4,5. Анилиновая точка, не выше 65,0°С. Массовая доля ароматических углеводородов не более 16%. Массовая доля общей серы не более 0,025%. Содержание водорастворимых кислот, щелочей, механических примесей и воды - 0%.
11. Краска порошковая желтая. Коррозионная стойкость: солевой туман после 500 ч до 2 мм; устойчивость к влажности после не менее 2000 ч без изменений. Химическая стойкость: погружение при комнатной температуре в течении от 48 часов без повреждения пленки в соляную кислоту 10%, нашатырный спирт 10%, винная кислота 5%, гидроксид натрия 5%, лимонная кислота 5%, молочная кислота 5%, этанол, N-бутиловый спирт. Эластичность термореактивной 6 - 9 мм. Удельный вес термопластичного порошка до 2 гр/см.куб".
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели компонентного состава, а также результатов испытания таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений о компонентном составе, результате испытаний, а также результатов использования таких товаров.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного не установившего в документации об Аукционе надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Кроме того, при проведении внеплановой проверки, Комиссией установлено, что в соответствии с Протоколом участнику закупки с порядковым номером заявки "4" отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию: "п. 1 ч. 4 ст. 67 - непредоставление информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, или предоставление/установление недостоверной информации предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ: Участником электронного аукциона не представлены конкретные показатели предлагаемого для поставки товара, соответствующие требованиям, установленным частью 3 статьи 66 Закона 44-ФЗ, а так же документацией об ЭА (п. 8.12.1. ч. III Информационная карта Документации об ЭА(п.7,8 заявки), п11,27 ч. IV Рекомендуемый образец формы для заполнения участниками аукциона).; п. 2. ч. 4 ст. 67 - несоответствие информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе: Участником электронного аукциона представлены конкретные показатели предлагаемого для поставки товара, не соответствующие требованиям, установленным частью 3 статьи 66 Закона 44-ФЗ, а так же документацией об ЭА (п. 8.12.1. ч. III Информационная карта Документации об ЭА п.6 ч.IV Рекомендуемый образец формы для заполнения участниками аукциона)".
Участником с порядковым номером 4 в первой части Заявки представлены следующие показатели для товаров для то:
"Краска порошковая желтая. Химическая стойкость: погружение при комнатной температуре в течении от 48 часов без повреждения пленки в соляную кислоту 10%, нашатырный спирт 10%, винная кислота 5%, гидроксид натрия 5%, лимонная кислота 5%, молочная кислота 5%, этанол, N-бутиловый спирт. Эластичность термореактивной 7 мм. Удельный вес термопластичного порошка 1,9 гр/см.куб".
Учитывая, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе надлежащим образом не установлена инструкция по заполнению первых частей заявок на участие в Аукционе, Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе участнику закупки с порядковым номером заявки "4" в допуске к участию в Аукционе, что нарушает часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, действия Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе участнику закупки с порядковым номером заявки "4" в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание не выдавать.
4. Передать материалы от 05.08.2016 по делу N ВП - 389/16 соответствующему должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 5 августа 2016 г. N ВП-389/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.08.2016