На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ООО "РегионСтройСервисАвтоматика" (далее- Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту фасада здания Федерального фонда обязательного медицинского страхования (номер извещения 0273100001116000022) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В отношении ряда товаров, указанных в приложении N 1 документации об Аукционе, предусмотрены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретные показатели результатов испытаний, а также химического и компонентного состава товаров.
2. В документации об Аукционе установлены излишние требования к товарам, ограничивающие количество участников закупки.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 13.07.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 11 674 033 рубля;
4) дата проведения Аукциона - 05.08.2016.
1. Согласно доводу, указанному в жалобе Заявителя, в отношении ряда товаров, указанных в приложении N 1 документации об Аукционе, предусмотрены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретные показатели результатов испытаний, а также химического и компонентного состава товаров.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В Приложении N 1 к части II "Техническое задание" документации об Аукционе установлено, в том числе следующие параметры: "раствор на минеральных вяжущих, известковое вяжущее, по степени готовности, по средней плотности растворы, нормируемые показатели качества затвердевшего раствора, заполнителем растворов применяют песок наибольшая крупность зерен, по прочности на сжатие на марки: проектный возраст растворов, растворная смесь по содержанию золы-уноса, водоудерживающая способность растворных смесей, расслаиваемость свежеприготовленных смесей, расход вяжущего и заполнителя, по содержанию портландцементного клинкера и добавок цементы(подтип), по скорости твердения (подкласс), класс прочности цемента, прочность на сжатие в возрасте 2 суток, прочность на сжатие в возрасте 7 суток, прочность на сжатие в возрасте 28 суток, начало схватывания, потеря массы при прокаливании, нерастворимый остаток, содержание оксида серы (VI) SO3, содержание хлорид-иона Сl-" и т.п.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что положения документации об Аукционе в отношении ряда товаров, указанных в приложении N 1 документации об Аукционе, предусматривают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели результатов испытаний, а также химического, компонентного состава товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о результатах испытаний и химического, компонентного состава таких товаров, кроме того, не установлена инструкция по заполнению максимальных и минимальный показателей товаров.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в связи с тем, что ни одна заявка не отклонена по данному основанию.
2. Согласно доводу Заявителя в документации об Аукционе установлены излишние требования к товарам, ограничивающие количество участников закупки, например, в пункте 2 "гвозди строительные" Технического задания Конкурсной документации указаны несоотвествующая характеристика "условный диаметр стержня" со значениями "1,4 мм, 2,5 мм, 3,0 мм" характеристике "размер" и соответствие ГОСТ 4028-63.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в приложении к ГОСТ 4028-63 приведена таблица, характеризующая теоретическую длину и условный диаметр стержня, а также что установление требования о соответствии ГОСТ 4028-63 не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, явка Заявителя на заседание Комиссии не обеспечена, не представлено доказательств, подтверждающих, что требования к товарам, необходимым при выполнении работ, установленные в документации об Аукционе, ограничивают количество участников закупки.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно документации об Аукционе объектом закупки является выполнение работ по текущему ремонту фасада здания Федерального фонда обязательного медицинского страхования. При этом извещением о проводимой закупке установлено, что участниками Аукциона могут быть только субъекты малого предпринимательства или социально ориентированные некоммерческие организации.
Вместе с тем, в составе второй части заявки на участие в Аукционе отсутствует требование о предоставлении декларации о принадлежности участника электронного аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированные некоммерческие организации.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что по выявленному нарушению выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 04.08.2016 N К-1260/16, по данному делу предписание не выдавать.
3. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 04.08.2016 N К-1260/16 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 9 августа 2016 г. N ВП-391/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.08.2016