Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "ПромСтрой" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Управление автомобильной магистрали Самара-УФА-Челябинск Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на "Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-240 Уфа - Оренбург км 90+000 - км 98+500 в Республике Башкортостан. 1 этап (левая сторона)", "Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-240 Уфа - Оренбург км 90+000 - км 98+500 в Республике Башкортостан. 2 этап (правая сторона)" (номер извещения 0301100012716000091) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком установлены требования в подпункте 22 "Глубина проникновения иглы при температуре 25°С" пункта 5 "Асфальтобетон щебеночно-мастичный, вид ЩМА-20" документации об Аукционе, которые не соответствуют требованиям ГОСТ 31015-2002 "Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия".
2. В документации об Аукционе установлены избыточные требования к материалам, используемому при выполнении работ, что ограничивает количество потенциальных участников закупки.
3. Заказчиком установлены требования в подпункте 27 "Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0°С и скорости деформирования 50 мм/мин" пункта 33 "Смесь асфальтобетонная" документации об Аукционе, которые не соответствуют требованиям ГОСТ 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия".
4. Невозможно предоставить значение по показателю в подпункте 21 "Абсолютное значение отклонения содержания битума в смеси от проектного" пункта 97 "Асфальтобетонные смеси" в связи с отсутствием значения содержания битума в смеси в проекте, размещенном Заказчиком в составе документации об Аукционе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 29.07.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 901 521 719 рублей;
4) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участников закупки;
1. Согласно доводу Заявителя, в подпункте 22 "Глубина проникновения иглы при температуре 25°С" пункта 5 "Асфальтобетон щебеночно-мастичный, вид ЩМА-20" документации об Аукционе, Заказчиком установлено значение показателя не менее 40 и не более 200, 0,1 мм.
По мнению Заявителя, так как участок автомобильной дороги Р-240 Уфа - Оренбург км 90+000 - км 98+500 в Республике Башкортостан находится во II и III климатической зоне, установленные Заказчиком требования не соответствуют требованиям ГОСТ 31015-2002 "Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия" (далее - ГОСТ 31015-2002), поскольку согласно таблице Б 10, приложения Б ГОСТ 31015-2002 глубина проникновения иглы, 0,1 мм, при температуре 25 °С для II-III климатической зоны должна находится в интервале не менее 60 и не более 130.
Согласно пояснениям Заказчика на заседании Комиссии, требование Заказчика, содержащееся в документации об Аукционе установлено в соответствии с техническими требованиями, установленными в таблице 3 ГОСТ 31015-2002, вместе с тем, приложение Б ГОСТ 31015-2002, является рекомендуемым.
Вместе с тем, на заседании Комиссии, Заявителем не представлено доказательств, обосновывающих довод, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В документации об Аукционе установлены избыточные требования к материалам, используемым при выполнении работ, что ограничивает количество потенциальных участников закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Техническим заданием документации об Аукционе, Заказчиком установлены требования, такие как: в подпункте 5 "Расслаиваемость свежеприготовленных смесей" пункта 6 "Раствор готовый кладочный цементный марки 250" документации об Аукционе Заказчиком установлено требование: "не более 10%".
- в подпункте 3 "Температура укладки" пункта 7 "Асфальтобетонные смеси" документации об Аукционе Заказчиком установлено минимальное значение показателя "Не менее 110°С".
Кроме того, инструкция по заполнению первых частей заявки устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели сырья, веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, технологических процессов изготовления, испытания указанных товаров.
Например, "предел прочности при сжатии при температуре 20 °С не менее 2,2 Мпа, глубина проникания иглы при 25 °С, условная вязкость по вискозиметру с отверстием 5 мм при 60 °С, количество испарившегося разжижителя не менее 7%" и тд.
Кроме того, согласно документации об Аукционе, при заполнении заявок на участие в Аукционе, участникам закупки необходимо предоставить сведения в соответствии с ГОСТ 31015-2002.
Вместе с тем, согласно пункту 6.2 ГОСТ 31015-2002 приемку смесей производят партиями. При приемке партией считают количество смеси одного вида и состава, выпускаемое предприятием на одной смесительной установке в течение смены, но не более 1200 т.
При отгрузке партией считают количество смеси, отгружаемое одному потребителю в течение смены.
В соответствии с пунктом 6.4. ГОСТ 31015-2002 для проведения приемосдаточных испытаний отбирают в соответствии с ГОСТ 12801 две пробы от партии, при этом отбор проб осуществляют из расчета получения одной объединенной пробы не более чем от 600 т смеси, и определяют температуру смеси, содержание вяжущего и зерновой состав минеральной части.
Если сменный выпуск смеси не превышает 600 т, то для отобранной пробы дополнительно определяют устойчивость к расслаиванию по показателю стекания вяжущего, водонасыщение и предел прочности при сжатии при температуре 50 °С.
Если сменный выпуск смеси превышает 600 т, то для первой и второй, а затем для каждой второй пробы определяют устойчивость к расслаиванию по показателю стекания вяжущего, водонасыщение и предел прочности при сжатии при температуре 50 °С.
Согласно пункту 6.5 ГОСТ 31015-2002 периодический контроль качества смеси осуществляют не реже одного раза в месяц и при каждом изменении материалов, используемых для приготовления смеси.
В соответствии с пунктом 6.7 ГОСТ 31015-2002 6.7 каждую партию отгружаемой смеси потребителю выдают документ о качестве, в котором указывают результаты приемосдаточных и периодических испытаний, в том числе:
- наименование предприятия-изготовителя и его адрес;
- номер и дату выдачи документа;
- наименование и адрес потребителя;
- номер заказа (партии) и количество (массу) смеси;
- вид смеси;
- температуру смеси;
- показатель устойчивости к расслаиванию;
- сцепление битума с минеральной частью смеси;
- водонасыщение;
- пределы прочности при сжатии при температуре 50 °С и 20 °С;
- пористость минеральной части;
- остаточную пористость;
- водостойкость при длительном водонасыщении;
- показатели сдвигоустойчивости;
- показатель трещиностойкости;
- однородность смеси;
- удельную эффективную активность естественных радионуклидов;
- обозначение настоящего стандарта.
Комиссия приходит к выводу, что указанные требования к описанию в заявке конкретных показателей товара приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что положения документации об Аукционе в отношении ряда товаров, указанных в приложении 3а "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого товара, используемого для выполнения работы, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям" документации об Аукционе, предусматривают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели результатов испытаний, а также химического, компонентного состава товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о результатах испытаний и химического, компонентного состава таких товаров.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно документации об Аукционе, в подпункте 27 "Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0°С и скорости деформирования 50 мм/мин" пункта 33 "Смесь асфальтобетонная" Заказчиком установлен диапазон значений не менее 2,5 и не более 2,7 МПа.
Вместе с тем, согласно доводу, установленные Заказчиком требования не соответствуют требованиям ГОСТ 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия" (далее - ГОСТ 9128-2013), поскольку ГОСТ 9128-2013 устанавливает следующее требование: "Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0°С и скорости деформирования 50 мм/мин" составляет не менее 2,5 и не более 7,0 Мпа.
На заседании Комиссии, Заказчик пояснил, что значения установленные в документации в соответствии с потребностям Заказчика и не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, а также диапазону, указанному в ГОСТ 9128-2013.
Вместе с тем, на заседании Комиссии, Заявителем не представлено доказательств, обосновывающих довод, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя, в подпункте 21 "Абсолютное значение отклонения содержания битума в смеси от проектного" пункта 97 "Асфальтобетонные смеси" Заказчиком установлен диапазон значения отклонения не менее -0,5 и не более +0,5 % по массе, однако, по мнению Заявителя, невозможно предоставить значение по данному показателю в связи с отсутствием значения содержания битума в смеси в проекте, размещенном Заказчиком в составе документации об Аукционе.
На заседании Комиссии, Заказчик пояснил, что данное требование установлено в соответствии с требованиями ГОСТ 9128-2013.
Вместе с тем, на заседании Комиссии, Заявителем не представлено доказательств, обосновывающих довод, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПромСтрой" обоснованной в части установления Заказчиком требований к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе конкретных показателей результатов испытаний, а также химического, компонентного состава товаров.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки, Аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы от 16.08.2016 по делу N К-1312/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 августа 2016 г. N 432
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.08.2016