Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "ВЕКТОР" (далее - Заявитель) на действия Министерства обороны Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении АО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на закупку услуг по комплексному техническому обслуживанию и санитарному содержанию Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации в 2017 году для нужд Министерства обороны Российской Федерации (номер извещения 0173100004516001498) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в таблице N 1 (далее - Таблица N 1) Приложения А документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к товарам: полотенца (пункт 10), средство для дезинфекции (пункт 65), портландцемент (пункт 88).
2. Заказчиком в Приложении А документации об Аукционе неправомерно установлены излишние требования к показателям: pH, водородный показатель средства, содержание АПА, НПАВ, КПАВ, плотность при 20°С (например, пункты 1,2 3, 7, 9, 11 Таблицы N 1, пункты 71,138, 173 Таблицы N 2).
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС)- 15.07.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 378 829 257,24 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 3 участника закупки;
6) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 3 участника Аукциона.
1. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В пункте 10 Таблицы N 1 Приложения А документации об Аукционе в установлены следующие характеристики товара полотенца: "Бумажные полотенца должны быть предназначены для личной гигиены. Форма должна быть в рулонах с перфорацией, которая делит рулон на отдельные листы. Ширина рулона должна быть не более 165 мм. Длина листа должна быть не более 215 мм. В изделии должны отсутствовать механические повреждения и полосы, складки, дырчатость, посторонние включения. Обрез кромок должен быть чистый и ровный" с требованием соответствия указанного ГОСТ Р 52354-200.
Согласно ГОСТ Р 52354-200установлены минимальные размеры изделий должны составлять: ширина листа или рулона - 160 мм, ширина листа или рулона - 90 мм.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что указанные требования к полотенцу установлены надлежащим образом, при этом количество листов (метров) не является параметром соответствия положениям документации об Аукционе, в связи с чем, указания общего количество метров (листов) не требуется.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии не представил надлежащих доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод в отношении ненадлежащего установления требований к полотенцу не нашел своего подтверждения.
В пункте 65 Таблицы N 1 Приложения А документации об Аукционе в установлены следующие характеристики средства для дезинфекции (гипохлорит натрия): "Нижний предел массовой концентрации активной щелочи в пересчете на NaOH должен быть менее 12 г/дм3. Верхний предел массовой концентрации активной щелочи в пересчете на NaOH должен быть не менее 19 г/дм3" с требованием соответствия указанного товара ГОСТ 11086-76.
Согласно ГОСТ 11086-76 массовая концентрация щелочи в пересчете на NaOH (г/дм3) для марки А составляет 10-20 г/дм3, для марки В - 40-60 г/дм3.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что указание любых значений показателей, но менее 12 г/дм3 для нижнего предела массовой концентрации активной щелочи и не менее 19 г/дм3 для верхнего предела массовой концентрации активной щелочи, не представляется возможным, поскольку положениями ГОСТ 11086-76 указанные значения показателей ограничиваются, а именно, для нижнего предела массовой концентрации активной щелочи - 10 г/дм3 и для верхнего предела массовой концентрации активной щелочи - 20 г/дм3.
В пункте 88 Таблицы N 2 Приложения А документации об Аукционе в установлены следующие характеристики портландцемента тип 3: "Портландцемент быстротвердеющий с минеральными добавками или быстротвердеющий без минеральных добавок. Подтип портландцемента А или B" с требованием соответствия указанного товара ГОСТ 31108-2003.
Согласно пункту 4.2 ГОСТ 31108-2003 цементы подразделяются на пять типов: ЦЕМ I - портландцемент; - ЦЕМ II портландцемент с минеральными добавками; ЦЕМ III - шлакопортландцемент; ЦЕМ IV - пуццолановый цемент; ЦЕМ V - композиционный цемент. При этом в соответствии с пунктом 4.3 ГОСТ по содержанию портландцементного клинкера и добавок цементы типов ЦЕМ II - ЦЕМ V подразделяют на подтипы А и В. Следовательно, цемент типа ЦЕМ I не подразделяется на подтип портландцемента А или B.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к показателям товаров, поскольку для надлежащего заполнения участником закупки сведений в своей заявке при указании портландцемента быстротвердеющего без минеральных добавок исключается возможность указания подтипа А или В, что не соответствует положениям документации об Аукционе.
Действия Заказчика, установившего требования к товарам, которые ограничивают доступ к участию в аукционе нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на указанном основании заявки участников закупки не отклонялись.
2. На заседании Комиссии установлено, что в таблице N 1, 2 содержатся показатели товаров, в том числе: pH, водородный показатель средства, содержание АПА, НПАВ, КПАВ, плотность при 20°С (например, пункты 1,2 3, 7, 9, 11 Таблицы N 1, пункты 71,138, 173 Таблицы N 2).
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что указанные показатели товаров установлены в соответствии с потребностью Заказчика.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии не представил надлежащих доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
3. В пункте 55 Таблицы N 2 Приложения А к документации об Аукционе в том числе установлено: "Смесь горячая плотная песчаная. Наибольший размер зерен не менее 5 мм. Содержание фракции с размером зерен не более 10 мм должно быть 100 % по массе. Содержание фракции с размером зерен не более 5 мм более 75 % по массе. Содержание фракции с размером зерен не более 2,5 мм не более 90 % по массе. Содержание фракции с размером зерен не более 1,25 мм менее 80 % по массе. Содержание фракции с размером зерен не более 0,63 мм не более 70 % по массе. Содержание фракции с размером зерен не более 0,315 мм не более 50 % по массе. Содержание фракции с размером зерен не более 0,16 мм не более 30 % по массе. Содержание фракции с размером зерен не более 0,071 мм не менее 9 % по массе. Предел прочности при сжатии асфальтобетона из смеси, при температуре +50 °С не менее 1,1 МПа. Предел прочности при сжатии асфальтобетона из смеси, при температуре +20 °С не менее 2,1 МПа. Предел прочности при сжатии асфальтобетона из смеси, при температуре 0 °С не менее 11 МПа. Водостойкость асфальтобетона из смеси не менее 0,8. Водостойкость при длительном водонасыщении асфальтобетона из смеси не менее 0,7. Сдвигоустойчивость асфальтобетона из смеси по коэффициенту внутреннего трения не менее 0,65. Сдвигоустойчивость асфальтобетона из смеси по сцеплению при сдвиге, при температуре +50 °С не менее 0,35 МПа. Трещиностойкость асфальтобетона из смеси по пределу прочности на растяжение, при расколе, при температуре 0 °С и скорости деформирования 50 мм/мин более 3 МПа. Значение водонасыщения для образцов, отформованных из смеси не менее 1 % по объему. Пористость минеральной части асфальтобетона из смеси более 20 %. Марка смеси II или I или III. Смесь должна быть однородная. Коэффициент вариации предела прочности смеси при сжатии при температуре 50 °С не более 0,20. Песок в составе смеси в соответствии с ГОСТ 8736-2014 или в соответствии с ГОСТ 31424-2010. Марка по прочности песка в составе смеси не менее 600. Содержание глинистых частиц в песке в составе смеси не более 0,9 % по массе. Песок в составе смеси неорганический сыпучий материал с крупностью зерен до 5 мм, полученный при производстве щебня или природный неорганический сыпучий материал с крупностью зерен до 5 мм, образовавшийся в результате естественного разрушения скальных горных пород и получаемый при разработке валунно-гравийно-песчаных, гравийно-песчаных и песчаных месторождений или неорганический сыпучий материал с крупностью зерен до 5 мм, улучшенным зерновым составом и меньшим содержанием зерен слабых пород и пылевидных и глинистых частиц, полученный с использованием специального оборудования. Минеральный порошок в составе смеси должен быть в соответствии с ГОСТ Р 52129-2003. Битум в составе смеси должен быть в соответствии с ГОСТ 22245-90. Содержание битума в смеси более 7 % по массе. Глубина проникания иглы в битум в составе смеси при 25 °С не более 120 (0,1 мм). Остаточная пористость смеси менее 3 %".
В пункте 88 Таблицы N 2 Приложения А документации об Аукционе в том числе установлено: "Портландцемент быстротвердеющий с минеральными добавками или быстротвердеющий без минеральных добавок. Подтип портландцемента А или B. Класс прочности портландцемента менее 52,5. Потеря массы при прокаливании менее 5 % массы. Нерастворимый остаток менее 4 % массы. Удельная эффективная активность естественных радионуклидов в портландцементе менее 360 Бк/кг. Содержание в вещественном составе портландцемента портландцементного клинкера менее 98 % от массы. Содержание в вещественном составе портландцемента доменного шлака не более 20 % от массы. Содержание в вещественном составе портландцемента электротермофосфорного гранулированного шлака не более 20 % от массы. Содержание в вещественном составе портландцемента пуццолана не более 20 % от массы. Содержание в вещественном составе портландцемента золы-уноса не более 20 % от массы. Содержание в вещественном составе портландцемента глиежа не более 20 % от массы. Содержание в вещественном составе портландцемента обожженного сланца не более 20 % от массы. Содержание в вещественном составе портландцемента микрокремнезема не более 10 % от массы. Содержание в вещественном составе портландцемента известняка не более 20 % от массы. Содержание оксида серы (VI) в портландцементе не более 4 % массы. Содержание хлорид-иона в портландцементе не более 0,1 % массы. Прочность на сжатие в возрасте 2 сут не менее 10 МПа. Расширение менее 10 мм. Начало схватывания не менее 60 мин".
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результаты испытаний, компонентного состава товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Кроме того, аналогичные требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе конкретных показателей технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров установлены, в том числе в пунктах 28, 137, 172, 88 Таблицы N 2 Приложения А документации об Аукционе и в пункте 65 Таблицы N 1 Приложения А документации об Аукционе.
Действия Заказчика, не установившего в документации надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ВЕКТОР" обоснованной в части ненадлежащего установления Заказчиком в документации об Аукционе требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 05.08.2016 К-1273/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 августа 2016 г. N К-1306-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.08.2016