Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (далее - Заявитель) на действия Уральского регионального центра МЧС России (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "Электронные торговые системы" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции объекта: "Реконструкция пожарной части ФГКУ "1 отряд федеральной противопожарной службы для размещения специализированного пожарно-спасательного подразделения по защите от чрезвычайных ситуаций и крупных природных пожаров, г. Екатеринбург" (номер извещения 0162100022916000029) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1) разместившего в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) 08.08.2016 разъяснения положений документации об Аукционе, изменяющие суть документации об Аукционе;
2) не установившего в извещении о проведении Аукциона требования о наличии у участников Аукциона свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
3) установившего в проекте контракта документации об Аукционе условие о предоставлении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) счета-фактуры при подтверждении фактического выполнения работ в нарушение требований Закона о контрактной системе;
4) установившего в документации об Аукционе требования к техническим характеристикам электродов, которые не оказывают влияния на результаты выполнения работ.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 29.07.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 235 887 290 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 15.08.2016;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 19.08.2016;
5) дата проведения Аукциона - 22.08.2016;
1. В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Заказчику направлен запрос о даче разъяснений положений документации об Аукционе (далее - Запрос). Согласно Запросу, участник закупки просит разъяснить следующее: "п. 36 Бруски обрезные хвойных пород ГОСТ 8486-86: Поперечная покоробленность - допускается стрела прогиба в долях длины пиломатериала: не более 2%" В ГОСТ 8486-86 данный показатель регламентирован в долях ширины. Каким образом участнику предоставить показатель поперечная покоробленность?".
Заказчиком 08.08.2016 дано разъяснение положений документации об Аукционе, в котором Заказчик сообщает "В наименовании показателя допущена опечатка. Участник должен указывать значения показателя "Поперечная покоробленность" в долях ширины материала в соответствии с требованиями ГОСТ 8486-86".
Комиссией не установлено, что указанные разъяснения положений документации об Аукционе от 08.08.2016 изменяют суть документации об Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в извещении о проведении Аукциона, размещенном на Официальном сайте, установлены требования к участникам Аукциона, в том числе: "Единые требования к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)".
В документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к участникам Аукциона, в том числе: "Соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Участник закупки должен иметь действующее свидетельство саморегулируемой организации о допуске к определенным видам работ, указанных в Перечне видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденном Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624: пункт 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство".
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком не установлено в извещении о проведении Аукциона требование о наличии у участников Аукциона свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не нашел своего подтверждения.
3. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Согласно доводу Заявителя Заказчиком в пункте 3.6 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено условие о предоставлении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) счета-фактуры при подтверждении фактического выполнения работ в нарушение требований Закона о контрактной системе, так как поставщики (подрядчики, исполнители) с упрощенной системой налогообложения не смогут представить счета-фактуры, что нарушает требования законодательства Российской Федерации.
Пунктом 3.6 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что "оплата выполненных Подрядчиком работ осуществляется Государственным Заказчиком на основании подписанных сторонами, а также лицами, ответственными за приемку выполненных работ в рамках договора строительного контроля с отметкой в строке "проверил - принял", актов приемки выполненных работ по форме N КС-2, справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3, счетов на оплату и счетов-фактур, с учетом предоставления всей необходимой исполнительной документации по выполненным работам".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в документации об Аукционе установлен порядок оплаты работ в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. При этом в случае, если подрядчик не является плательщиком НДС, то таким подрядчикам представлять счета-фактуры не требуется.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. В соответствие с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Из довода жалобы следует, что Заказчиком установлены в документации об Аукционе требования к техническим характеристикам электродов, которые не оказывают влияния на результаты выполнения работ.
Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам электродов, а именно: "Должны быть для ручной дуговой сварки, для сварки углеродистых и низколегированных конструкционных сталей с временным сопротивлением разрыву до 50 кгс/мм2 Механические свойства металла шва без термической обработки при нормальной температуре не должны быть менее: Временное сопротивление разрыву: 42 кгс/мм2 Относительное удлинение: не менее 18%".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что электроды являются частью свариваемых металлических конструкций и влияют на качество выполняемых работ.
Кроме того, Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обратного.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем Заказчиком в документации об Аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать "согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе".
В приложении к техническому заданию документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к показателям используемых при выполнении работ материалов. Так, например:
- пункт 52 Спортивное покрытие: Спортивное покрытие должно обладать плотностью не менее 4,4 кг/м3 Требуемая толщина должна быть не менее 6 мм Деформация должна быть не более 3,5 мм Отскок мяча должен быть не менее 97%.
Комиссия приходит к выводу, что в документации об Аукционе по пункту 52 отсутствуют показатели, позволяющие определить соответствие товара требованиям Заказчика, а именно материал спортивного покрытия.
- пункт 46 Сэндвич-панель ПВХ: Панель не должна образовывать среду, благоприятную для размножения микроорганизмов, Материал должен обладать стойкостью к горению и распространению пламени, Материал должен легко обрабатываться и просто укладываться.
Комиссия приходит к выводу, что в документации об Аукционе по пункту 46 не установлены максимальные и (или) минимальные значения показателей позволяющие определить соответствие товара требованиям Заказчика.
- пункт 146 Грунт почвенный готовый к применению: Массовая доля питательных веществ: Азот не менее 100 мг/л, Фосфор не менее 100 мг/л, Калий не менее 100 мг/л.
Комиссия приходит к выводу, что в документации об Аукционе по пункту 146 установлены требования к химическому составу материалов.
Таким образом, описание объекта закупки является не объективным, не позволяют участникам закупки заполнить заявку на участие в Аукционе надлежащим образом и ведет к ограничению количества участников закупки.
Следовательно, указанные действия Заказчика не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Заказчиком в пункте 31 документации об Аукционе установлена инструкция по заполнению первой части заявки (далее - Инструкция).
Согласно пункту 1 Инструкции при указании конкретных значений соответствующих параметров участник аукциона должен руководствоваться следующими требованиями: "Не признаются конкретными значениями и не допускаются в первой части заявки предложения, допускающие двусмысленное толкование, альтернативные предложения, содержащие слова (словосочетания) "более" ("больше", "большей"), "не более" ("не больше", "не большей"), "менее" ("меньше", "меньшей"), "не менее" ("не меньше", "не меньшей") "min" ("минимум", "минимальное"), "max" ("максимум", "максимальное")".
При этом Заказчиком в пункте 12 Инструкции установлено "При указании используемых для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальных и (или) минимальных значений таких показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, заказчиком используются такие слова (словосочетания) как:
- при указании минимальных значений: "не менее", "не хуже", "не уже", "не уже чем", "_" и т.п., минимальным значением является нижняя граница или минимальные значения установленного диапазона значений; числовое значение, сопровождаемое словом "более", "выше", "шире", "выше чем", "шире чем", означает, что минимальным значением данного показателя является значение больше указанного, не включая самого указанного значения или минимальные значения установленного диапазона значений, не включая самих крайних показателей значений установленного диапазона;
- при указании максимальных значений: "не более", "_" и т.п., максимальным значением является верхняя граница или максимальные значения установленного диапазона значений; числовое значение, сопровождаемое словом "менее", "ниже", "уже", "ниже чем", "уже чем", означает, что максимальным значением данного показателя является значение меньше указанного, не включая самого указанного значения или максимальные значения установленного диапазона значений, не включая самих крайних показателей значений установленного диапазона;
- если установлены максимальные и (или) минимальные значения соответствующих показателей, сопровождаясь при этом соответственно фразами "не более" и (или) "не менее", участником устанавливается конкретное значение, за исключением если в ТУ, паспорте на товар, ГОСТе указаны неконкретные (переменные) показатели, конкретизировать которые не представляется возможным, то такие величины следует сопровождать в заявке словами "диапазонное значение", "диапазонное значение согласно ГОСТ", "в диапазоне согласно паспорту".
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Инструкции установлены требования, не позволяющие однозначно определить, в каком случае необходимо представить конкретный показатель, а в каком диапазонное значение, что не позволяет сформировать заявку на участие в Аукционе надлежащим образом.
Таким образом, Заказчик не установил надлежащим образом в документации об Аукционе инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, единой комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать сведения о выявленных нарушениях Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 августа 2016 г. N 430
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2016