Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "ГИСК Петроград" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Войсковая часть 95006" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства: 17-этажного жилого дома на 168 квартир со встроенным помещением: "Бюро посреднических услуг", с инженерными сетями, объектами инженерной инфраструктуры и благоустройством прилегающей территории, расположенного по адресу: Московская область, г. Чехов, микрорайон N 5 (номер извещения 0373100079116000158) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1) не установившего в документации об Аукционе надлежащим образом требование к участникам закупки о наличии свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
2) установившего в проекте контракта документации об Аукционе штраф за неисполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, с нарушением требований постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2013 N 1063;
3) не установившего в документации об Аукционе надлежащим образом инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе, в связи с чем невозможно определить перечень материалов, используемых при выполнении работ, который участникам закупки необходимо указывать в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru
(далее - Официальный сайт) - 28.07.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 373 592 850 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 12.08.2016;
4) дата окончания рассмотрения заявок на участие в Аукционе - 12.08.2016;
5) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в Аукционе подана только одна заявка;
6) по результатам рассмотрения единственной заявки на участие в Аукционе заявка признана соответствующей требованиям документации об Аукционе.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В разделе 4 документации об Аукционе Заказчиком установлено требование к участникам закупки о наличии "выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в котором должны отражаться виды работ, необходимые для строительства жилого дома, в соответствии с разделом III Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624".
Вместе с тем из положений документации об Аукционе не представляется возможным установить свидетельство о допуске к какому именно виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должно быть представлено в составе заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащим образом требования в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, нарушают часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за неисполнение, ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Вместе с тем Заказчиком в пункте 24.4 проекта контракта документации об Аукционе установлено условие, а именно: "За неисполнение обязательства по выполнению работ, предусмотренных пунктом 2.1 Контракта, Головной исполнитель выплачивает Государственному заказчику штраф в размере 10 % цены Контракта, что составляет _________ (________________) рублей ___ копеек", что противоречит положениям части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и требованиям Правил.
Кроме того, пунктом 4 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы:
10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Пунктом 5 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы:
2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
1,5 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Пунктом 24.5 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено: "За ненадлежащее исполнение Головным исполнителем любого из обязательств, предусмотренных пунктами 2.1 и 4.2 Контракта, а также в случае привлечения Исполнителей без согласия Государственного заказчика, невозврата Государственному заказчику неотработанного аванса (его части) либо выявления факта нецелевого использования бюджетных средств, полученных в целях выполнения работ, за исключением просрочки исполнения указанных обязательств (в том числе гарантийного обязательства), Головной исполнитель выплачивает Государственному заказчику штраф в размере 0,5 % от цены Контракта, что составляет _________ (_____________) рублей ___ копеек".
Пунктом 24.6 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено: "За ненадлежащее исполнение Государственным заказчиком обязательств, предусмотренных пунктами 6.12 и 6.15 Контракта, за исключением просрочки их исполнения, Государственный заказчик выплачивает Головному исполнителю штраф в размере 0,5 % от цены Контракта, что составляет _________ (_____________) рублей ___ копеек".
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе не установлены соответствующие требованиям Правил размеры штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении Аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в Аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно подпункту "а" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Заказчиком в разделе 3 "Инструкция участникам закупки по подготовке заявок на участие в электронном аукционе" и разделе 4 документации об Аукционе установлено, что: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: "согласие, предусмотренное подпунктом 2 пункта 3.2.2 настоящей документации, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации (проектной документации) об электронном аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в соответствии с требованиями документации об Аукционе и разъяснениями положений документации об Аукционе, размещенным на Официальном сайте, участнику закупки в первой части заявки на участие в Аукционе достаточно дать только согласие.
На заседании Комиссии установлено, что инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Дополнительные требования к участникам закупок в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
В соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 для выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн руб., устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Также пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, а именно:
копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ;
копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
В извещении о проведении Аукциона установлено, что объектом закупки являются работы строительные, включенные в код 41.2 ОКПД2 (код по ОКПД2 - 41.20.30.000), при этом начальная максимальная цена контракта превышает 10 млн руб. (373 592 850 руб.).
В пункте 2.6 раздела 4 документации об Аукционе установлено дополнительное требование к участникам закупки о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих строительных работ за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в данном аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В разделе 4 документации об Аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать копии документов, подтверждающие соответствие участника такого электронного аукциона дополнительным требованиям, указанным в пункте 2.6 раздела 4 документации об Аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в документации об Аукционе не установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками Аукциона в своих заявках на участие в Аукционе для подтверждения соответствия дополнительным требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. Статьей 31 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень требований к участникам закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Пунктом 7.1 проекта контракта документации об Аукционе установлено: "После заключения Контракта Головной исполнитель обязан согласовать выбор поставщиков и стоимость приобретаемого оборудования с Государственным заказчиком, с представлением транспортных схем поставки, с указанием в них изготовителей, поставщиков, транспортных организаций, способов доставки, расстояний перевозки, с приложением копий договоров поставки (договоров, протоколов о намерениях и т.п.) по каждой номенклатуре оборудования".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчик, установив требование пункта 7.1 проекта контракта документации об Аукционе к участнику закупки, нарушил часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Нарушения в пунктах 1, 2, 4, 5 настоящего решения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ГИСК Петроград" обоснованной в части ненадлежащего установления Заказчиком требования к участникам закупки о наличии свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также установления Заказчиком ненадлежащим образом размера штрафа за неисполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, частей 5, 8 статьи 34, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, единой комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать сведения о выявленных нарушениях Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 августа 2016 г. N 430
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2016