Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "ПримТехНадзор" (далее - Заявитель) на действия Владивостокской таможни (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО "Электронные торговые системы" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на строительство административного здания (номер извещения 0320100007616000110) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1) не установившего в извещении о проведении Аукциона требования о наличии у участников Аукциона свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
2) установившего в документации об Аукционе требование о предоставлении в составе второй части заявки отдельного счета, открытого в уполномоченном банке и договора о банковском сопровождении;
3) не установившего в документации об Аукционе надлежащим образом инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе, в связи с чем невозможно определить перечень материалов, используемых при выполнении работ, который участникам закупки необходимо указывать в составе первой части заявки на участие в Аукционе;
4) установившего в документации об Аукциона избыточные требования о наличии у участников Аукциона свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
5) установившего в документации об Аукциона избыточные требования к техническим характеристикам товара.
Заказчик в своих возражениях не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 13.07.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 123 280 928 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 18.08.2016;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 22.08.2016;
5) дата проведения Аукциона - 25.08.2016;
6) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
7) в соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в Аукционе всех участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе.
1. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в извещении о проведении Аукциона, размещенном на Официальном сайте, установлены требования к участникам Аукциона, в том числе: "Единые требования к участникам (в соответствии с пунктом 1 части 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком не установлено в извещении о проведении Аукциона требование о наличии у участников Аукциона свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Заказчиком в документации об Аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать "подтверждение наличия у участника закупки отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, и договора о банковском сопровождении, заключенного с уполномоченным банком (Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе")".
Частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе не предусмотрена обязанность предоставлять во второй части заявки подтверждение наличия у участника закупки отдельного счета, открытого в уполномоченном банке и договора о банковском сопровождении.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требование о предоставлении в составе второй части заявки отдельного счета, открытого в уполномоченном банке и договора о банковском сопровождении, нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Заказчиком в документации об Аукционе установлена инструкция по заполнению заявки.
Согласно инструкции по заполнению заявки документации об Аукционе "первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Федерального закона согласие, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе".
Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе установлены максимальные и (или) минимальные значения показателей материалов, используемых при выполнении работ, позволяющие определить соответствие товара требованиям Заказчика, например:
"Бетон: марки В 25 (М350) и В 3,5 (М50) и В15 (М200) и В20 (М250) (необходимы все марки), должен соответствовать марке по водонепроницаемости: W4 или W6 или W8 или W10 или W12, Водонепроницаемость серии образцов, Мпа должна быть от 0,4 до 1,2;
Воздуховоды из оцинкованной стали: Толщина металла при сечении до 600х400 не менее 0,7; Класс герметичности при толщине 0,7 мм (не ниже) - Н Класс герметичности при толщине 0,8 мм (не ниже) - П;
Фильтр сетчатый латунный муфтовый Ду 32 мм, ДУ 15 мм: Номинальное давление: не выше 16 бар. Рабочая температура: от -10 до + 180°С. Max. и min. t°С: от -30 до + 150°С".
При этом в инструкции по заполнению заявки документации об Аукционе не установлены требования, позволяющие однозначно определить, в каком случае необходимо представить конкретный показатель, а в каком диапазонное значение, что не позволяет сформировать заявку на участие в Аукционе надлежащим образом.
Таким образом, Заказчик в документации об Аукционе не установил надлежащим образом инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В документации об Аукционе Заказчиком установлено, что "При самостоятельном выполнении участником закупки работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, он предоставляет во второй части заявки на участие в электронном аукционе также копии свидетельств о допуске СРО к выполнению следующих работ согласно перечню Приказа N 624: в том числе: 6.1. Футеровочные работы".
В своих возражениях Заказчик пояснил, что футеровочные работы предусмотрены в разделе 2 проектной документации.
Вместе с тем, в документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к участникам Аукциона, в том числе: "копии свидетельств о допуске саморегулируемой организацией к выполнению работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, перечень которых утвержден Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624, п. 33 "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)": 33.3. Жилищно-гражданское строительство, 33.4. Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно, 33.5. Объекты теплоснабжения, 33.7. Объекты водоснабжения и канализации, 33.8. Здания и сооружения объектов связи".
При этом Заказчиком в документации об Аукционе не установлен конкретный вид работ по организации строительства, соответствующий предмету закупки, свидетельством о допуске к которому должен обладать участник закупки, что не позволяет представить в составе заявки надлежащее свидетельство, соответствующее требованиям Заказчика.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе требования в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
5. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией установлено, что в ряде пунктов Технического задания документации об Аукционе установлены излишние требования к товарам, используемым при выполнении работ, например:
"Пароизоляция: Рулонный, гидроизоляционный наплавляемый материал, гибкость на брусе R=25 не выше -100С, Высококачественная каркасная стеклоткань должна быть пропитанная с обеих сторон битумным вяжущим, прочность на разрыв не менее 700 Н, теплостойкость в течение не менее 2-х часов не менее 850С, водонепроницаемость в течение не менее 2-х часов при давлении не менее 0,23 Мпа, температура хрупкости вяжущего не выше 150С;
Трубы для монтажа внутренних систем горячего и холодного водоснабжения ГОСТ 32415-2013: Предел текучести (по ГОСТ 11262) 20-25 Н/мм2, Коэффициент расширения (по ГОСТ 15173) 0,15 мм/ммС;
Трубы для внутренней системы канализации ГОСТ 32414- 2013: Ударная прочность при температуре 0°С по п. 8.4. ГОСТ 32414- 2013 <10 %TIR;
Кровельное покрытие: Материал рулонный, кровельный, наплавляемый, битумно-полимерный, с полимерной пленкой с верхней стороны и вентилируемым покрытием с наплавляемой стороны полотна. Разрывная сила при растяжении, не менее, вдоль - 500Н, поперек -350Н, теплостойкость не менее 950С, температура гибкости на брусе R=25 мм не выше минус 200C;
Оконные блоки из ПВХ профилей: Морозостойкость до -450С".
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, сведения о химическом составе и компонентах товара, показателях технологии производства, испытаниях товара, и иных показателях, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
6. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за неисполнение, ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Кроме того, пунктом 4 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы:
10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Пунктом 5 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы:
2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
1,5 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Пунктом 9.7 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено: "За ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (Постановление Правительства РФ N1063): 1 % цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей - до 100 млн. рублей и составляет _________ рублей (сумма штрафа указывается при подписании контракта); 0,5 % цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей - и составляет ________ рублей (сумма штрафа указывается при подписании контракта)".
Пунктом 9.10 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено: "За ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (Постановление Правительства РФ N1063): 1,5 % цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей - до 100 млн. рублей и составляет _________ рублей (сумма штрафа указывается при подписании контракта); 0,5 % цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей - и составляет ________ рублей (сумма штрафа указывается при подписании контракта)".
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе установлены не соответствующие требованиям Правил размеры штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
7. Согласно пункту 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Заказчиком в документации об Аукционе установлено условие: "Участник электронного аукциона вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе".
Вместе с тем, Заказчиком в документации об Аукционе не установлены даты начала и окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об Аукционе.
Таким образом, Заказчиком нарушен пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
8. Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Заказчиком в документации об Аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать "декларацию не нахождения участника закупки под юрисдикцией Турецкой Республики, не нахождения участника закупки под контролем граждан Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики".
Части 3 и 5 Закона о контрактной системе не содержат порядок подтверждения отсутствия контроля над организацией иностранных граждан Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, в том числе не содержит указания на вид подтверждающего документа.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
9. В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона заказчик указывает условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об Аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2013 N 1224 "Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 1224) установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Российской Федерации отсутствуют.
На заседании Комиссии установлено, что в извещении о проведении Аукциона и документации об Аукционе не установлен запрет на допуск товаров, работ (услуг), происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением N 1224.
Таким образом, Заказчиком нарушен пункт 7 части 5 статьи 63, часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Указанные нарушения в пунктах 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 настоящего решения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПримТехНадзор" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, частей 5, 8 статьи 34, пунктов 6, 7 части 5 статьи 63, пунктов 2, 11 части 1, части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, единой комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать сведения о выявленных нарушениях Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 23 августа 2016 г. N 430
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.08.2016