Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "ТаскДата Рус" (далее - Заявитель) на действия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, единой комиссией Заказчика (далее - Единая комиссия) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по развитию и оказание услуг по сопровождению автоматизированной информационной системы реестров, регистров и нормативно-справочной информации (АИС НСИ) (номер извещения 0173100006416000345) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Единой комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом описан объект закупки, поскольку отсутствует необходимая техническая документация.
2. Заказчиком в Конкурсной документации установлены противоречивые сведения о сроках выполнения работ.
3. На заседании Комиссии, представитель Заявителя сообщил, что Заказчиком не представил разъяснения Конкурсной документации.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.07.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 30 333 333, 33 рубля;
4) на участие в Конкурсе подано 5 заявок от участников закупки, признанные соответствующими требованиям Конкурсной документации;
5) победителем Конкурса признано Общество с ограниченной ответственностью "Программный Продукт" с предложением о цене контракта 26 950 000 рублей.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Приложением N 1 к техническим требованиям установлено, что в рамках обеспечения функционирования Системы Исполнитель оказывает следующие услуги:
1) Плановые (регламентные, профильные) услуги, внеплановые услуги, техническая поддержка пользователей системы.
2) Настройка пользовательских отчетов в систем, разработка механизмов выявления корректности существующих данных и внесения массовых изменений в данные системы.
3) Составление отчетной документации.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что помимо требований к оказываемым услугам, Конкурсная документация содержит исходные данные об автоматизированной системе необходимые как для определения объема услуг, так и для оказания услуг.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что согласно календарном плану работы выполняются в 2 этапа, в том числе работы по 2 этапу выполняются с момента заключения государственного контракта по 31.12.2016 включительно.
Согласно пункту 5 информационной карты Конкурсной документации работы по 2 этапу выполняются с момента окончания 2 этапа по 31.12.2016 включительно.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что в Конкурсной документации установлены противоречивые сроки выполнения работ по 2 этапу.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащим образом сроки выполнения работ нарушают пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе в течение двух рабочих дней с даты поступления запроса о разъяснении положений конкурсной документации заказчик обязан направить разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
На заседании Комиссии установлено, что в Конкурсной документации установлена дата и время окончания предоставления разъяснений указанной документации: до 11 час. 00 мин. (московского времени) 17 августа 2016 г.
На заседании Комиссии представитель Заявителя представил накладную, с датой принятия отправления - 17.08.2016.
Комиссия приходит к выводу о том, что указанная накладная не позволяет однозначным образом определить время принятия отправления, в связи с чем, не представляется возможным оценить действия Заказника на предмет правомерности непредставления разъяснений Заказчиком.
Вместе с тем, на заседании Комиссии не представлено иных доказательств и сведений подтверждающих соблюдение Заявителем сроков направления запроса(ов) о предоставлении разъяснений Конкурсной документации.
Таким образом, довод Заявителя, не нашел своего подтверждения.
4. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены критерии "Цена Государственного контракта (цена единицы работ)" (значимость - 30%, коэффициент значимости - 0,3), "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (далее - Критерий N 1) (значимости - 70%, коэффициент значимости - 0,7).
Критерий N 1 содержит, в том числе следующие показатели, например,
Квалифицированные и значимые предложения участника открытого конкурса по пункту 6.1.1 раздела III конкурсной документации - максимальное количество баллов - 10 (КЗ = 0,1),
Квалифицированные и значимые предложения участника открытого конкурса по пункту 6.1.3 раздела III конкурсной документации - максимальное количество баллов - 20 (КЗ = 0,2).
Квалифицированные и значимые предложения участника открытого конкурса по пункту 6.1.4 раздела III конкурсной документации - максимальное количество баллов - 10 (КЗ = 0,1).
Квалифицированные и значимые предложения участника открытого конкурса по пункту 6.1.5 раздела III конкурсной документации - максимальное количество баллов - 10 (КЗ = 0,1).
Квалифицированные и значимые предложения участника открытого конкурса по пункту 6.1.6 раздела III конкурсной документации - максимальное количество баллов - 10 (КЗ = 0,1).
Квалифицированные и значимые предложения участника открытого конкурса по пункту 6.1.7 раздела III конкурсной документации - максимальное количество баллов - 15 (КЗ = 0,15.
Квалифицированные и значимые предложения участника открытого конкурса по пункту 6.1.8 раздела III конкурсной документации - максимальное количество баллов - 15 (КЗ = 015).
Оценка по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" проводится следующим образом:
1) Подсчитывается количество квалифицированных и значимых предложений участника открытого конкурса по соответствующему пункту раздела III конкурсной документации. Предложение участника открытого конкурса по пункту раздела III конкурсной документации считается квалифицированным и значимым, если одновременно удовлетворяет следующим условиям:
- предложение содержит сведения о том, как именно участник конкурса собирается выполнять требование (какими методами, в какой последовательности, какие содержательные результаты будут получены и т.п.)
- предложение обосновано с точки зрения действующих нормативных документов, современных методик и стандартов.
Из количества предложений участника исключаются предложения, в которых описаны варианты реализации требований раздела III конкурсной документации.
2) Оценивается количество балов по каждому показателю критерия. Количество баллов, присуждаемых по каждому показателю критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" ( ), определяется по формуле: НЦБi = КЗ*100*(Кi /Кmax.), где: КЗ - коэффициент значимости показателя; Кi - количество предложений участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; - Кmax. - максимальное количество предложений из предложений участников закупки по показателю.
Учитывая изложенное, Комиссией к выводу о том, что в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок на участие в Конкурсе в отношении, поскольку порядок оценки заявок на участие в Конкурсе не раскрывает понятий "методы", "последовательность", содержательные результаты", какое предложение оценивается как "обоснованное с точки зрения действующих нормативных документов, современных методик и стандартов" и какие сведения необходимо представить в составе заявки на участие в Конкурсе.
Также, Комиссией установлено, что порядок оценки заявок на участие в Конкурсе в отношении максимального количества баллов и коэффициентов значимостей по показателям не соответствует пунктам 10-11 Правил, согласно которому в отношении каждого показателя устанавливается значимость показателя и формула расчёта баллов (шкала предельных величин), предусматривающих присвоение по каждому показателю устанавливается от 0 до 100 баллов (для дальнейшего умножения на коэффициент значимости показателя).
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Частью 2 статьи 50 Закона о контактной системе предусмотрено, что к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в проекте государственного контракта не установлено обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе установлено, что Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать, в том числе выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица).
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 24.08.2016 N ПРО 2 и заявке участника Конкурса с порядковым номером "2", единой комиссией Заказчика принято решение о соответствии заявки Закону о контрактной системе, Конкурсной документации.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что в составе заявки участника закупки не представлена ни выписка из единого государственного реестра юридических лиц, ни копия выписки из единого государственного реестра юридических лиц, засвидетельствованная в нотариальном порядке, что не соответствует пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Единой комиссии, неправомерно принявшей решение о соответствии требованиям Закона о контрактной системе, Конкурсной документации заявки участника закупки, нарушают часть 3 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 2 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 22 части 2 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТаскДата Рус" обоснованной в части установления в Конкурсной документации противоречивых сведений о сроках выполнения работ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 13 статьи 34, пунктов 1, 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Единой комиссии нарушение части 2 статьи 53 Закона о контрактной системе
4. Выдать Заказчику, Единой комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 25.08.2016 N К-1365/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 25 августа 2016 г. N К-1365-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.08.2016