На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/15 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение СРО Ассоциация "Инженерные изыскания в строительстве" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Федерального дорожного агентства (далее - Заказчик), при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по реализации тематики Плана научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Федерального дорожного агентства на 2016 год. Лот N 1 - разработка ОДМ "Геотехнический мониторинг сооружений инженерной защиты автомобильных дорог" (номер извещения 0173100005716000041) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Начальная (максимальная) цена контракта завышена.
2. Заказчик не установил надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию "Квалификация участников закупки".
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 27.07.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 7 975 000 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущено 3 участника закупки;
5) дата вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе - 10.08.2016;
6) дата рассмотрения и оценки заявок - 11.08.2016;
7) победителем Аукциона признано ООО "НТЦ ГеоПроект" с предложением о цене контракта 7 935 125 рублей.
8) Заказчиком 26.08.2016 заключен государственный контракт N 1771750975716000082 по цене 7 935 125 рублей.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком завышена начальная (максимальная) цена контракта.
В соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта, установленное Заказчиком в документации, не соответствует требованиям Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.10.2013 N 567, Комиссией не рассматривается.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия проверяет заявку на участие в конкурсе в том числе, на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации.
В соответствии с Конкурсной документацией установлены следующие критерии: "Цена контракта" - значимость критерия: 20 %, "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" - значимость критерия: 55 %, "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 1) - значимость критерия: 25 %.
В рамках Критерия N 1 установлен показатель "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (Показатель N 1).
В Конкурсной документации по Показателю N1 установлен, в том числе, следующий порядок оценки: "В рамках данного показателя оцениваются и учитываются договоры (контракты), факт заключения и исполнения которых подтвержден представленными в заявке соответствующими копиями договоров (контрактов) и актов сдачи-приемки выполненных работ.
Количество баллов присваивается в зависимости от наличия у участника конкурса опыта выполнения работ, аналогичных по характеру и объему предусмотренным в Техническом задании (часть VI. Конкурсной документации), наличие которого подтверждается в заявке приложением копий заключенных и исполненных в 2014-2016 годах участником контрактов (договоров) и актов сдачи-приемки выполненных работ. При этом под аналогичными (сопоставимыми) работами для целей оценки заявок в настоящем конкурсе понимаются научно-исследовательские работы, направленные на развитие дорожной сети и транспортной инфраструктуры в Российской Федерации, совершенствование планирования дорожных работ, совершенствование проектирования, строительства, ремонта и эксплуатации автомобильных дорог, совершенствование расчетных методов повышения надежности и долговечности дорожных конструкций и конструкций искусственных сооружений, проведение исследований в области создания новых материалов, конструкций и технологий, обеспечивающих увеличение межремонтных сроков службы автомобильных дорог и дорожных сооружений.
На заседании Комиссии, представитель Заказчика сообщил, что Конкурсная документация и извещение об осуществлении закупки размещенное в ЕИС содержит несколько лотов: лот N 1 - Разработка ОДМ "Геотехнический мониторинг сооружений инженерной защиты автомобильных дорог"; лот N 2 - Разработка ОДМ "Рекомендации по применению винтовых свай на автомобильных дорогах"; лот N 3 - Разработка ОДМ "Методические рекомендации по повышению надежности защитных и укрепительных сооружений в условиях чрезвычайных ситуаций и опасных природных явлений". При этом, представитель Заказчика пояснил, что оценка по Критерию N 1 установлена по всем лотам закупки и установлена в общей форме.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупки в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к таким услугам относится, в том числе выполнение работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом из положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок следует, что применение заказчиком положений пункта 1 части 1 статьи 31 или части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе при установлении требований к участникам закупки, предусмотренных Постановлением N 1457, является надлежащим исполнением указанного постановления.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с подпунктом "з" пункта 26 Информационной карты Конкурсной документации установлено следующее требования к составу заявки участников Конкурса: "декларация о непринадлежности участника конкурса к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1457) (декларация представляется в свободной форме)".
Учитывая, что Законом о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень документов и сведений, которые должны входить в состав заявки участников закупки, а также, что действующее законодательство Российской Федерации о контрактной системе не содержит порядок подтверждения отсутствия контроля над организацией иностранных граждан Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, в том числе не содержит указания на вид подтверждающего документа, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком в Конкурсной документации установлены требования о предоставлении участниками закупки в составе заявок на участие в Конкурсе документов и сведений, не предусмотренных Законом о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего вышеуказанные требования к участникам закупки нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать в том числе, документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе).
Комиссией установлено, что пунктом 6.4.2 "Внесение денежных средств" Конкурсной документации установлено, в том числе, следующее:
"Требования к обеспечению исполнения государственного контракта, предоставляемому в виде внесения денежных средств на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику: факт внесения денежных средств в обеспечение исполнения государственного контракта подтверждается платежным поручением с отметкой банка об оплате (квитанцией в случае наличной формы оплаты, оригинальным платежным поручением в случае, если перевод денежных средств осуществлялся при помощи системы "Банк-клиент", заявка на кассовый расход)".
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 N 390-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" норма о необходимости предоставлении платежного поручения с отметкой банка, а также заверенного банком копии такого платежного поручения, утратила силу с 01.01.2016.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации неправомерные требования к документам, которые должны содержаться в составе заявок участников закупки на участие в Конкурсе нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 4 части 1 статьи 50, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что Заказчиком по результатам проведения Аукциона заключен контракт, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
3. Передать материалы дела от 29.08.2016 N ВП - 415/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 29 августа 2016 г. N ВП-415/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2016