На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Казенного учреждения Ненецского автономного округа "Централизованный стройзаказчик (далее - Заказчик), Управления государственного заказа Ненецкого автономного округа при проведении Заказчиком (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ООО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по мероприятию "Строительство объекта "Школа N 3 на 700 мест по ул. Авиаторов в г. Нарьян-Маре" (номер извещения 0184200000616000172) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены сроки предоставления разъяснений положений документации об Аукционе.
2. В проекте государственного контракта документации о Аукционе не установлены условия о привлечении исполнителя к гражданско-правовой ответственности за неисполнение обязательства о привлечении соисполнителей из числа субъектом малого предпринимательства.
3. В документации об Аукционе установлено неправомерное требование о наличии у участников закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
4. В проекте государственного контракта документации об Аукционе не установлен перечень случаев расторжения контракта в одностороннем порядке.
5. В проекте государственного контракта документации об Аукционе неправомерно установлена обязанность выполнения подрядчиком иных работ за свой счет, что по мнению Заявителя, нарушает принцип твердой цены.
Представитель Уполномоченного органа в письменных возражениях не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 30.07.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 831 454 639 рублей;
4) дата и время окончания подачи заявок - 19.08.2016;
5) дата проведения Аукциона - 25.08.2016.
1. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно подпункту 2.2.4 информационной карты документации об Аукционе дата начала подачи запросов о даче разъяснений положений документации об аукционе 30.07.2016. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 19.08.2016. Дата окончания предоставления разъяснений заказчиком положений документации об Аукционе 15.08.2016.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлены доказательства, подтверждающие обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 статьи 30, и включается в отчет, указанный в части 4 статьи 30. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В пункте 4.1.3 проекта контракта установлено, что подрядчик обязан привлекать к исполнению Государственного контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме 15 (пятнадцать) % от цены Контракта. За неисполнение настоящего пункта подрядчик несет ответственность в соответствии с условиями Контракта. При передаче Подрядчиком работ на субподряд, Подрядчик несёт прямую ответственность за качество и сроки выполняемых субподрядчиком работ.
Пунктом 15.1 проекта государственного контракта установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по Контракту Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
В письменных возражениях представитель Уполномоченного органа сообщил, что указанные положения проекта государственного контракта об ответственности генерального подрядчика распространяются, в том числе за невыполнения условия, предусмотренного пунктом 4.1.3 проекта контракта документации об Аукционе.
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств того, что Заказчик в проекте контракта документации об Аукционе не установил условия о привлечении исполнителя к гражданско-правовой ответственности за неисполнение обязательства о привлечении соисполнителей из числа субъектом малого предпринимательства.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации - выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Следовательно, условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника закупок свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства) не соответствует части 3 статьи 52 Грк РФ и является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе объектом закупки является выполнение работ по мероприятию "Строительство объекта "Школа N 3 на 700 мест по ул. Авиаторов в г. Нарьян-Маре".
Подпунктами 1.6.2.1, 3.2.3.2 информационной карты документации об Аукционе установлено, в том числе, требование к участникам закупки о наличии у участника закупок действующего свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, с правом выполнения следующих видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства:
"III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту*
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство**
*нумерация в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства";
**Свидетельство СРО должно содержать сведения, подтверждающие соответствие участника размещения заказа требованиям ч. 1.1. ст. 55.8 в части соответствия ч. 13 ст. 55.16. Градостроительного кодекса РФ. Участник предоставляет копию действующего свидетельства".
В письменных возражениях представитель Уполномоченного органа пояснил, что требование к участникам закупки о наличии действующего свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, установлено в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. В соответствии с частью 14 статьи 34 Закона о контрактной системе, установлено, что в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В пункте 20.4 проекта государственного контракта установлено, что расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством. Односторонний отказ Стороны Контракта от исполнения Контракта осуществляется в порядке, установленным статьей 95 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств подтверждающих, что указанные действия не противоречат положениям Закону о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 Закона о контрактной системе.
Частью 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе установлено, что объем выполненных по контракту работ определяется с учетом статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). При этом оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ.
В абзаце втором пункта 1 статьи 743 ГК РФ установлено, что при отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что Подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
Пунктом 2.3 проекта государственного контракта установлено, что цена Контракта, указанная в пункте 2.1. настоящего Контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта, за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе и настоящим Контрактом.
При этом пунктом 2.4 проекта государственного контракта установлено, что в цену Контракта включена стоимость всех затрат Подрядчика, необходимых для выполнения Работ по Контракту, в том числе:
- полный объем строительно-монтажных и специальных работ, необходимых для своевременной и качественной сдачи Объекта в эксплуатацию, в том числе затраты на временные здания и сооружения, зимнее удорожание, затраты на снегоуборку и затраты на непредвиденные работы, оплачиваемые Подрядчику по фактически выполненным объемам согласно сводного сметного расчета;
- пуско-наладочные работы;
- полная и качественная комплектация Объекта всем необходимым оборудованием (в соответствии с ведомостью монтируемого оборудования);
- затраты, связанные с получением различного рода согласований, разрешений, заключений (Роспотребнадзор, ГО и ЧС, Ростехнадзор и т.д.);
- стоимость приобретения, поставки, хранения и монтажа необходимого для завершения строительства и эксплуатации объекта оборудования, конструкций и материалов;
- затраты, связанные с обеспечением строительства рабочими, включая заработную плату, транспортные и командировочные расходы, питание, проживание, страхование;
- транспортные расходы и получение разрешений на транспортировку грузов, доставляемых Подрядчиком, стоимость перебазировки техники, необходимой для выполнения работ на Объекте;
- стоимость понесенных Подрядчиком затрат по организации и эксплуатации строительной площадки (в том числе коммунальные платежи, обслуживание, охрана, пожарная безопасность, подъездные пути и др.), а также другие затраты, в том числе сезонного характера, необходимые для функционирования строительной площадки объекта и оборудования до сдачи Объекта в эксплуатацию;
- затраты на изготовление технических планов;
- прочие работы и затраты, связанные с исполнением Контракта по своевременной и качественной сдаче Объекта в эксплуатацию, в том числе работы и затраты не учтенные проектной документацией.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные положения документации об Аукционе не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать действия Заказчика, Уполномоченного органа соответствующими Закону о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 30 августа 2016 г. N ВП-423/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.09.2016