Решение Федеральной антимонопольной службы от 30 августа 2016 г. N П-153/16 РЕШЕНИЕ
по делу N П-153/16 о результатах внеплановой проверки
соблюдения законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
30.08.2016 |
Москва |
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение об осуществлении проверки на предмет нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Федерального государственного бюджетного научно-исследовательского учреждения "Совет по изучению производительных сил" (далее - Заказчик) при проведении ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронных аукционом:
на право заключения контракта на оказание услуг по разработке стратегии развития отрасли переработки отходов промышленности и комплекса ЖКХ, и плана мероприятий по реализации стратегии (номер извещения 0373100021315000011) (далее - Аукцион N 1);
на право заключения контракта на оказание услуг по разработке технологических схем типовых заводов по переработке различных видов отходов производства и потребления (номер извещения 0373100021315000012) (далее - Аукцион N 1);
на право заключения контракта на оказание услуг по разработке основных подходов к формированию подпрограммы "Развитие отрасли и технологий переработки отходов промышленности и комплекса ЖКХ" в составе государственной программы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" (номер извещения 0373100021315000013) (далее - Аукцион N 3), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение об осуществлении проверки на предмет нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок действий Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукционов NN 1-3.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона N 1, документацией об Аукционе N 1, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона N 1 размещено в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 10.09.2015;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 2 950 000 рублей;
3) на участие в Аукционе N 1 подана 1 заявка от участников закупки;
4) к участию в Аукционе N 1 допущен 1 участник закупки;
5) дата проведения Аукциона N 1 - 21.09.2015;
6) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион N 1 признан несостоявшимся;
7) Заказчиком 28.09.2015 заключен контракт N 0373100021315000011-0084198-02 с ЗАО "Центр Инновационных Технологий Градостроительства" по цене 2 950 000 рублей.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона N 2, документацией об Аукционе N 2, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона N 2 размещено ЕИС - 23.09.2015;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 900 000 рублей;
3) на участие в Аукционе N 2 подано 2 заявки от участников закупки;
4) к участию в Аукционе N 2 допущено 2 участника закупки;
5) дата проведения Аукциона - 05.10.2015;
6) в период проведения Аукциона N 2 поданы предложения о цене контракта от 2 участников Аукциона N 2;
7) минимальное предложение о цене контракта - 868 277,77 рублей;
8) победителем Аукциона N 2 признано ЗАО "Центр Инновационных Технологий Градостроительства" с предложением о цене контракта 868 277,77 рублей;
9) Заказчиком 09.11.2015 заключен контракт N 0373100021315000012-0084198-04 с ЗАО "Центр Инновационных Технологий Градостроительства" по цене 868 277,77 рублей.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона N 3, документацией об Аукционе N 3, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона N 3 размещено ЕИС - 24.09.2015;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 272 925 рублей;
3) на участие в Аукционе N 3 подано 2 заявки от участников закупки;
4) к участию в Аукционе N 3 допущено 2 участника закупки;
5) дата проведения Аукциона N 3 - 08.10.2015;
6) в период проведения Аукциона N 3 поданы предложения о цене контракта от 2 участников Аукциона N 3;
7) минимальное предложение о цене контракта - 1 253 492,17 рубля;
8) победителем Аукциона признано ОАО "Научно-исследовательский центр инновационных технологий" с предложением о цене контракта 1 253 492,17 рубля;
9) Заказчиком 20.10.2015 заключен контракт N 0373100021315000013-0084198-01 с ОАО "Научно-исследовательский центр инновационных технологий" по цене 1 253 492,17 рублей.
1. В соответствии с пунктом 6 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
Согласно части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно пункту 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Таким образом, срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе исчисляется с учетом количества дней, установленных Законом о контрактной системе, начиная со следующего дня после размещения извещения в единой информационной системе.
Кроме того, в случае, если заказчик устанавливает минимальный срок для подачи заявок при проведении электронного аукциона, то срок для подачи заявок исчисляется начиная со следующего дня после размещения извещения и должен быть не менее семи полных дней.
На заседании Комиссии установлено, что извещения о проведении Аукционов NN 1-3 размещены в ЕИС 10.09.2015; 23.09.2015; 24.09.2015 соответственно.
Согласно извещению о проведении Аукционов NN 1-3, документации об Аукционах NN 1-3, срок окончания подачи заявок заканчивается:
на участие в Аукционе N 1 16.09.2015 в 10:00, то есть на шестой день с даты размещения извещения о проведении Аукциона;
на участие в Аукционах NN 1-2 30.09.2015 в 12:00, 01.10.2015 в 10:00, соответственно, то есть на седьмой день с даты размещения извещений о проведении Аукционов NN 1-2.
При этом срок окончания подачи заявки на участие в Аукционах NN 1-3 согласно положениям статьи 194 Гражданского Кодекса Российской Федерации должен быть установлен не ранее 18.09.2016, 01.10.2015, 02.10.2015, соответственно.
Таким образом, действия Заказчика, сократившего срок подачи заявок на участие в Аукционах NN 1-3, нарушают часть 2 статьи 63 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе к участникам закупки предъявляется требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
На заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе N 1 не содержит положений о том, что участник закупки не должен являться офшорной компанией.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе указанное требование к участникам закупки, нарушают пункт 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе определен перечень единых требований к участникам закупки, которые устанавливаются государственными заказчиками при осуществлении закупок.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контактной системе.
Комиссией установлено, что в пункте 13 Информационной карты документации об Аукционах NN 1-3 установлены требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками закупок, в том числе, следующее требование к участникам закупки: "правомочность участника закупки заключать контракт".
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" вышеуказанная норма утратила силу с даты вступления указанного Федерального закона, а именно: с 04.06.2014.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают части 1, 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит в себе признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В рамках проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Пунктом 14 Информационной карты документации об Аукционах
NN 1-3 установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в Аукционах NN 1-3, в том числе:
"Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
Согласие участника аукциона на оказание услуг.
Конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным Документацией об аукционе, указание оказание услуги (его словесное обозначение, фирменное наименование (при наличии), наименование Исполнителя, гарантийный срок оказанных услуг, объем оказанных услуг, фирменное наименование (подпункт "б" п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ).
Эквивалент, установленный пп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ - не допускается.
Количество и наименования показателей оказанных услуг, содержащиеся в первой части заявки закупки, должны соответствовать количеству и наименованиям показателей оказанных услуг, установленным в Разделе "Техническое задание".
В заявке необходимо указать наименование и характеристики оказанных услуг, гарантийный срок поставляемого товара, количество поставляемого товара.
Предложение участника в отношении объекта закупки должно содержать конкретные значения показателей, позволяющие идентифицировать объект закупки. Не допускается наличие неопределенности в значениях или множественность значений, свойственных описанию оказанных услуг.
При подаче предложения в отношении описания объекта закупки, в частности - требуемых характеристик закупаемых (применяемых) услуг, участниками должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей), соответствующие установленным заказчиком. Предложение участника должно позволять идентифицировать каждую услугу позицию при описании объекта закупки, в отношении показателя которой подается предложение.
Предложение участника в отношении оказанных услуг, не должно сопровождаться словом "эквивалент", "не более", "не менее", "типа" и т.п.
Значения показателей услуг, предоставляемых участником, не должны допускать разночтений или иметь двусмысленное толкование.
Предложение участника в отношении объекта закупки должно полностью соответствовать требованиям к такому объекту, установленным заказчиком в Разделе "Техническое задание" настоящей Документации".
Таким образом, Заказчик устанавливает требования к указанию участниками закупок в составе своих заявок на участие в Аукционах NN 1-3 помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе , в том числе: "наименование Исполнителя, гарантийный срок оказанных услуг, объем оказанных услуг, фирменное наименование".
Кроме того, Комиссия приходит к выводу о том, что положения документации, а также инструкция по заполнению первых частей заявок на участие в Аукционах NN 1-3 не позволяет определить участникам закупки какие именно показатели необходимо предоставить в отношении оказываемых услуг.
Таким образом, инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционах NN 1-3, содержащаяся в документации об Аукционе, установлена ненадлежащим образом.
Вышеуказанные действия Заказчика, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности Заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 N 1063 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Согласно части 3 Правил размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Пунктом 4 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Пунктом 5 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
На заседании Комиссии установлено, что проекты контрактов, являющиеся неотъемлемой частью документации об Аукционах NN 1-3 содержат следующие положения:
"30. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, Исполнитель уплачивает Заказчику штраф в размере _________ рублей.
32. В случае ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Исполнитель вправе потребовать уплату штрафа в размере ____ рублей".
На основании изложенного, Комиссия приходшла к выводу, что Заказчиком в проектах контрактов документации об Аукционах NN 1-3 не установлен надлежащим образом соответствующий требованиям Правил размер штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом.
Вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. В соответствии с частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с Законом о контрактной системе были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 статьи 103 Закона о контрактной системе и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение трех рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в указанный орган в течение трех рабочих дней с даты соответственно
На заседании Комиссии установлено, информация о заключении контрактов от 28.09.2015 N 0373100021315000011-0084198-02, от 09.11.2015 N 0373100021315000012-0084198-04 размещена Заказчиком в ЕИС 07.10.2015; 03.12.2015, соответственно, то есть с нарушениемрегламентированного срока.
Также на заседании Комиссии установлено, что документы о приемке выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренных контрактами, заключенными в результате проведения Аукционов NN 1-3, не направлены Заказчиком в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 103 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Согласно части 9 статьи 94 Закона о контрактной системе результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге (за исключением контракта, заключенного в соответствии с пунктом 4, 5, 23, 42, 44 или 46 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона) отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем информацию:
1) об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;
2) о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;
3) об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.
Согласно части 11 статьи 94 Закона о контрактной системе порядок подготовки и размещения в единой информационной системе отчета, указанного в части 9 статьи 94 Закона о контрактной системе, форма указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.
На заседании Комиссии установлено, что отчеты об исполнении контрактов, заключенных по результатам проведения Аукциона, не размещены Заказчиком в ЕИС.
Указанные действия Заказчика нарушают положения части 11 статьи 94 Закона о контрактной системе и содержат в себе признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 10 части 1 статьи 31, частей 1, 6 статьи 31, частей 5, 8 статьи 34, части 2 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64, части 11 статьи 94, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что Заказчиком по результатам проведения Аукционов NN 1-3 заключены контракты, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
3. Передать материалы дела от 30.08.2016 N П-153/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 30 августа 2016 г. N П-153/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.09.2016