На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение Кулматова Александра Викторовича (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Департамента строительства города Москвы (далее - Заказчик), Департамент города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган), конкурсной комиссии Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Конкурсная комиссия) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Конкурсной комиссией конкурса с ограниченным участием на право заключения контракта на выполнение подрядных работ по строительству объекта: "Северо-Восточная хорда. Участок от Щелковского шоссе до Открытого шоссе" по адресу: районы: Метрогородок, Гольяново, Богородское, Восточный административный округ города Москвы (номер извещения 0173200001416000832) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа, Конкурсной комиссии при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа, Конкурсной комиссии:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Конкурса с ограниченным участием.
2. Конкурсной комиссией неправомерно допущен участник закупки АО "МСУ-1", поскольку, по мнению Заявителя, участник закупки АО "МСУ-1" не имеет свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к строительным работам, а также не владеет опытом выполнения работ, требуемым в соответствии с дополнительными требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 99).
3. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием от 16.08.2016 NПРО1 (далее - Протокол) не содержит предложения участников закупки.
4. Конкурсной комиссией неправомерно присвоена низкая оценка заявке ООО "ГОРИЗОНТ" по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурс Заказчик, Уполномоченный орган, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела Комиссией перенесено рассмотрение обращения с 25.08.2016 на 30.08.2016.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 12.07.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс с ограниченным участием;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 12 462 637 771 рубль;
4) дата окончания подачи заявок - 09.08.2016;
5) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
6) к участию в Конкурсе допущено 2 участника закупки;
7) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 16.08.2016;
8) победителем Конкурса признано Акционерное Общество "МОНОЛИТНОЕ СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ-1" (далее - АО "МСУ-1") с предложением о цене контракта 11 827 043 244,60 рубля;
9) государственный контракт заключен с АО "МСУ-1" 29.08.2016.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Конкурса с ограниченным участием.
Согласно части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе проведение конкурса с ограниченным участием применяется в том числе, в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.
Таким образом, Законом о контрактной системе устанавливаются возможные случаи проведения конкурса с ограниченным участием, в том числе, если товары (услуги, работы) в силу их особой сложности, инновационного или специализированного характера могут быть поставлены или выполнены ограниченным числом поставщиков, имеющих необходимый уровень квалификации.
Случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации N 99.
В соответствии с пунктом 5 Приложения N 2 к Постановлению N 99 установлено, что в случае выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд - превышает 50 млн. рублей, у Заказчика имеются правовые основания для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Следовательно, для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием необходимо одновременное наличие двух названных условий.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса объектом закупки является выполнение подрядных работ по строительству объекта: "Северо-Восточная хорда. Участок от Щелковского шоссе до Открытого шоссе" по адресу: районы: Метрогородок, Гольяново, Богородское, Восточный административный округ города Москвы. Начальная (максимальная) цена контракта - 12 462 637 771 рубль.
Представителями Заказчика, Уполномоченного органа на заседание Комиссии представлены документы, чертежи и схемы, подтверждающие, что объект закупки в соответствии с Постановлением N 99 предполагает выполнение работ по строительству искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, и не представил сведений, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, действия Заказчика, выбравшего способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Конкурса с ограниченным участием, не противоречат требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
2. По мнению Заявителя, Конкурсной комиссией неправомерно допущен участник закупки АО "МСУ-1", поскольку, по мнению Заявителя, участник закупки АО "МСУ-1" не имеет свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к строительным работам, а также не владеет опытом выполнения работ, требуемым в соответствии с дополнительными требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации N 99.
В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Согласно Протоколу победителем Конкурса признано ООО "МСУ-1".
Пунктом 16.1 Информационной карты Конкурсной документации, установлены в том числе следующие требования к составу заявки:
"3. Документы, подтверждающие соответствие участника конкурса с ограниченным участием требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 44-ФЗ, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника конкурса с ограниченным участием требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 44-ФЗ : копия действующего свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в состав разрешенной деятельности должны входить следующие виды работ: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.2. Транспортное строительство; 33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта; 33.2.2. Железные дороги и объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта; 33.4. Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно; 33.5. Объекты теплоснабжения; 33.6. Объекты газоснабжения; 33.7. Объекты водоснабжения и канализации; 33.8. Здания и сооружения объектов связи"
Также пунктом 15.1.1 Информационной карты Конкурсной документации установлены дополнительные требования к участникам Конкурса в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 99:
"Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение работ по реконструкции особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения за последние три года до даты подачи заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием".
На заседании Комиссии представители Заказчика представили заявку
ООО "МСУ-1" и пояснили, что в составе заявки ООО "МСУ-1" на участие в Конкурсе приложены документы о подтверждении опыта исполнения контрактов на выполнение соответствующих работ по строительству включённых в состав автомобильных дорог за последние три года до даты подачи заявки и стоимостью не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, также в составе заявки ООО "МСУ-1" приложено свидетельство, выданное саморегулируемой организацией о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в соответствие с требованиями Конкурсной документации.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Конкурсной комиссией неправомерно допущен к участию в Конкурсе участник закупки, признанный победителем Конкурса, не нашел своего подтверждения.
3. По мнению Заявителя, Протокол размещенный Конкурсной комиссией в ЕИС не содержит предложения участников закупки в отношении объекта закупки.
В соответствии с частью 10 статьи 56 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в таком конкурсе, подлежащем размещению заказчиком в единой информационной системе в течение десяти дней с даты подведения результатов предквалификационного отбора.
В соответствии с частью 12 статьи 53 Закона о контрактной системе протоколы, указанные в частях 10 и 11 статьи 53 Закона о контрактной системе, составляются в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. К этим протоколам прилагается информация, предусмотренная пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, а именно: предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с указанными приложениями размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов.
Комиссией установлено, что размещенный в ЕИС Протокол рассмотрения и оценки заявок не содержит информации предусмотренной пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, а именно Конкурсной комиссией не приложены к указанному протоколу предложения участников открытого конкурса в отношении объекта закупки.
Таким образом, действия Конкурсной комиссии при составлении Протокола не соответствуют части 12 статьи 53 Закона о контрактной системе и нарушают часть 10 статьи 56 Закона о контрактной системе, что содержат признаки состава административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частями 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. По мнению Заявителя, Конкурсной комиссией неправомерно присвоена низкая оценка заявке ООО "ГОРИЗОНТ" по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: "Цена контракта (Значимость критерия: 60%), "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" (Значимость критерия: 20%), "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (Значимость критерия: 20%) (далее - Критерий N 3).
В рамках Критерия N 3 установлены показатели "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" (далее - Показатель N 1), "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель N 2).
Согласно Конкурсной документации по Показателю N 2 установлен следующий порядок оценки:
"Показатель "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема". Под сопоставимым характером понимается выполнение участником работ по строительству в качестве генерального подрядчика успешно введенных в эксплуатацию автомобильных дорог, объектов инфраструктуры автомобильного транспорта за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе. Под сопоставимым объемом понимается стоимость выполненных участником работ по контрактам (договорам), каждый из которых, заключен на сумму не менее 25 % от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводиться закупка (оцениваются только исполненные контракты (договора)).
Сведения об опыте выполнения работ подтверждаются представлением следующих документов:
- контракты (договоры) на выполнение работ, в которых указан установленный срок выполнения работ и их первоначальная стоимость, акты приемки по форме КС-11, утвержденной постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а, или акты приемки по форме Приложения к распоряжению Правительства Москвы от 9 марта 2007 г. N 396-РП или акты приемки по форме иных субъектов Российской Федерации (промежуточные акты по форме КС-2 не считаются такими актами), итоговая справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, утвержденная постановлением Госкомстата России от 11.11.99 N 100 и разрешения на ввод объектов в эксплуатацию по данным контрактам (договорам).
Сведения предоставляются в соответствии с приложением N 3. к заявке на участие в конкурсе, приведенным в части VI "Образцы форм и документов для заполнения участниками закупки".
Порядок оценки заявок:
Участнику конкурса с ограниченным участием, сделавшему лучшее предложение по данному показателю, а именно, представившему наибольшее, документально подтвержденное, значение суммарной стоимости выполненных участником работ по строительству в качестве генерального подрядчика успешно введенных в эксплуатацию автомобильных дорог, объектов инфраструктуры автомобильного транспорта за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе (при расчете учитывается стоимость выполненных работ) по контрактам (договорам) каждый из которых, заключен на сумму не менее 25 % от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводиться закупка, присваивается максимальное количество баллов по показателю - 50 баллов.
Количество баллов, присуждаемых по данному показателю (НЦБi), определяется по формуле:
НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя, КЗ = 0,5
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по показателю, сделанных участниками закупки.
Рейтинг заявки по критерию оценки равен сумме оценок в баллах, полученных участником по результатам оценки по показателям данного критерия оценки, с учетом значимости критерия оценки".
Представители Заказчика сообщили, что Конкурсная комиссия оценила все предоставленные контракты (договора) участников закупки по
Показателю N 2.
Комиссия, изучив заявки участников закупки, предоставленные представителями Заказчика, установила, что в составе заявки ООО "Горизонт" представлено 4 контракта (договора), при этом 3 контракта представлены на сумму менее 25% от начальной максимальной цены.
Кроме того, Комиссия, изучив заявку участника закупки ООО "МСУ-1", установила, что в составе заявки ООО "МСУ-1" по Показателю N 2 представлено 8 контрактов (договоров), при этом 3 контракта представлены на сумму менее 25% от начальной максимальной цены.
Таким образом, действия Конкурсной комиссии при оценке заявок не соответствуют части 5 статьи 53 Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку при пересчете итогового рейтинга заявок на участие в Конкурсе, итоговый рейтинг заявок на участие в Конкурсе не изменился.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушения частей 3, 10 статьи 56 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы от 30.08.2016 по делу N ВП-422/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Демченко В.Ю.
(499) 755-23-23 (088-489)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 30 августа 2016 г. N ВП-422/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.09.2016