Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства научных организаций (далее - Заказчик), ФГБНУ "Российский научный центр хирургии имени академика Б.В. Петровского" (далее - Уполномоченный орган) при проведении ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком, Уполномоченным органом электронного аукциона на право заключения государственного контракта на реконструкцию корпусов "В" и "Д" с надстройкой ФГБНУ "РНЦХ им. акад. Б.В. Петровского" ( 1-й этап, первая очередь 2-го этапа) Общестроительные и отделочные работы, инженерные сети. (номер извещения 0373100072116000206) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Уполномоченным органом Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В документации об Аукционе надлежащим образом не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 99), а именно, не установлена группа работ.
2. В Приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе, установлены неправомерные требования к описанию участниками закупки в составе первых частей заявок сведений о химическом и компонентном составе, результате испытаний, а также результатов использования таких товаров, что приводит к ограничению количества участников закупки.
Представители Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела Комиссией перенесено рассмотрение жалобы с 30.08.2016 на 31.08.2016.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС)- 10.08.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 285 530 770,84 рублей;
4) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участников закупки;
5) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признается несостоявшимся.
1. Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Дополнительные требования к участникам закупки установлены Постановлением Правительства Российской Федерации N 99.
В соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации N 99 при выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 000 000 рублей устанавливаются следующие дополнительные требования: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
<*> Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт.
При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Согласно извещению о проведении электронного аукциона от 10.08.2016 N 0373100072116000206 объектом закупки является выполнение работ по реконструкции корпусов "В" и "Д" с надстройкой ФГБНУ "РНЦХ им.акад. Б.В. Петровского" общестроительные и отделочные работы, инженерные сети. ОКПД2 41.20.40.000 "Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий)". Начальная (Максимальная) цена контракта - 285 530 770,84 рублей.
На заседании Комиссии, представители Уполномоченного органа пояснили, что требования к группе работ установлены в пункте 7 Информационной карты документации об Аукционе, согласно которому: "Участник закупки должен соответствовать также следующим дополнительным требованиям:
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (контракта) на выполнение соответствующих (работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства) работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (контракта) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, установленной в п. 4 настоящей Информационной карты".
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку не обеспечил, и не представил доказательств, подтверждающих обратное.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком в Приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе, установлены неправомерные требования к описанию участниками закупки в составе первых частей заявок сведений о химическом и компонентном составе, результате испытаний, а также результатов использования таких товаров, что приводит к ограничению количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом определены требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ.
В ряде пунктов Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом установлены требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, при этом участнику закупки необходимо предоставить сведения о химическом и компонентном составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров, так например:
"54. Кабель силовой не распространяющий горение с низким дымо и газовыделением с числом жил 5 и сечение не должно быть более 10мм2;
- Электрическое сопротивление изоляции, пересчитанное на 1 км длины, измеренное при длительно допустимой температуре нагрева жил кабелей при эксплуатации не должно быть менее 0,005Мом;
- Прочность изоляции после старения в течении 7 суток в термостате при растяжении не должна быть менее 12,5Н/мм2;
- Потери в массе при 160°С в течение 6 ч не должны быть более 3%".
55. Мастика клеящая каучуковая:
Прочность соединения между бетонным основанием и приклеиваемым материалом через 24 ч после склеивания образцов не должна быть менее 0,14 Мпа;
Прочность соединения между бетонным основанием и приклеиваемым материалом через 72 ч после склеивания образцов не должна быть менее 0,3 Мпа;
Вязкость на ротационном экспресс-вискозиметре ЭВ-3 должна быть от 2 до 9Па·с;
Содержание летучих компонентов по массе не должно быть
более 50%;
Не допускается более 5 легко разминаемых включений на поверхности пластинки площадью 100-110см2;
Содержание хлоропренового каучука должно быть от 11 до 14%.
75. Щебень пористый пемзовый:
Содержание пылевидных и глинистых частиц не должно быть более 3% по массе;
Содержание глины в комках не должно быть более 0,25% по массе;
Содержание зерен пластинчатой формы не должно быть более 30% по массе;
Щебень не должен содержать зерен инородных горных пород более 10% по массе;
Величина суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов Аэфф должна быть до370Бк/кг.
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели химического и компонентного состава, а также результатов испытания таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений о компонентном составе, результате испытаний, а также результатов использования таких товаров.
Кроме того, Комиссией установлено, что согласно пункту 3.2.3
статьи 3 "Подготовка заявки на участие в аукционе и инструкция по её заполнению" документации об Аукционе, установлены следующие положения: "В случае перечисления характеристик в сопровождении знака ";" означает, что участник закупки должен указать одно конкретное значение по своему выбору. Перечисление характеристик в сопровождении знака "," означает, что при производстве работ используются товары со всеми перечисленными характеристиками. При одновременном использовании знаков "," и ";" заявка должна содержать значения согласно установленным выше правилам".
Вместе с тем, Комиссией установлено, что инструкция документации об Аукционе не содержит описания, о том какие именно показатели и сведения необходимо предоставить участникам закупки при одновременном использовании знаков "," и ";", что вводит участников закупки в заблуждение.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа не установивших в документации об Аукционе надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Аукционе подана 1 заявка, и по указанному основанию не отклонена.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" обоснованной в части неправомерного требования к описанию участниками закупки в составе первых частей заявок сведений о химическом и компонентном составе, а также результатов использования таких товаров (материалов) при выполнении работ.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 31.08.2016 по делу N К-1398/16 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 31 августа 2016 г. N К-1411-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.09.2016