Решение Федеральной антимонопольной службы от 2 сентября 2016 г. N П-157/16 РЕШЕНИЕ
по делу N П-157/16 о результатах внеплановой проверки
соблюдения законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
02.09.2016 |
Москва |
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение Генеральной прокуратуры Российской Федерации (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Заказчик), котировочной комиссии Заказчика (далее - Котировочная комиссия) при проведении запроса котировок на право заключения контракта на услуги по обучению государственных гражданских служащих Минприроды России на семинаре по программе "Обучение пожарно-техническому минимуму и пожарной безопасности". (номер извещения 0173100011315000033) (далее - Запрос котировок), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком Запроса котировок.
По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно признал победителем Запроса котировок ГАОУ ДПО "Центр "Профессионал" в связи с отсутствием у ГАОУ ДПО "Центр "Профессионал" лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки на образовательную деятельность и копия лицензии на право проведения программы "Обучение пожарно-техническому минимуму и пожарной безопасности".
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Запроса котировок Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Запроса котировок, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Запроса котировок размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 202.10.2015;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 349 440 рублей;
3) на участие в Запросе котировок подана 31 заявка от участников закупки;
4) к участию в Запросе котировок допущено 28 участников закупки;
5) дата окончания подачи котировочных заявок - 14.10.2015;
6) дата вскрытия конвертов с заявками на участие в Запросе котировок - 14.10.2015;
7) минимальное предложение о цене контракта - 39 200 рублей;
8) победителем Запроса котировок признано ГАОУ ДПО "Центр "Профессионал" с предложением о цене контракта 39 200 рублей;
9) Заказчиком 26.10.2015 заключен с ГАОУ ДПО "Центр "Профессионал" контракт N АЧ-09-23Д/395 по цене 39 200 рублей;
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 Закона о контрактной системе, а также в пункте 8 статьи 73 Закона о контрактной системе (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 78 Закона о контрактной системе победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги. При предложении наиболее низкой цены товара, работы или услуги несколькими участниками запроса котировок победителем запроса котировок признается участник, заявка на участие в запросе котировок которого поступила ранее других заявок на участие в запросе котировок, в которых предложена такая же цена.
В части 4 приложения к извещению о проведении Запроса котировок установлены требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, в том числе, требование о соответствии участников запроса котировок требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом запроса котировок, а именно:
- копия лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки на образовательную деятельность;
- копия лицензии на право проведения программы "Обучение пожарно-техническому минимуму и пожарной безопасности".
В соответствии с протоколом от 14.10.2015 рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок на закупку услуг по обучению государственных гражданских служащих Минприроды России на семинаре по программе "Обучение пожарно-техническому минимуму и пожарной безопасности" (далее - Протокол) заявка участника Запроса котировок ГАОУ ДПО Центр "Профессионал" признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, требованиям извещения о проведении Запроса котировок.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что согласно пункту 3.2 "Методических рекомендаций по организации обучения руководителей и работников организаций. Противопожарный инструктаж и пожарно-технический минимум", утвержденных Управлением государственного пожарного надзора МЧС России, обучение пожарно-техническому минимуму руководителей организаций и лиц, ответственных за пожарную безопасность, а также проведение противопожарного инструктажа председателей пожарно-технических комиссий, руководителей первичных организаций ДПО, руководителей детских выездных учреждений, работников, выполняющих газоэлектросварочные и другие огневые работы, мотористов пожарных автомобилей и мотопомп детских оздоровительных учреждений проводятся с отрывом от производства в учебных образовательных учреждениях пожарно-технического профиля, в учебно-методических центрах, территориальных подразделениях ГПС МЧС России, учебных комбинатах ВДПО либо иными юридическими и физическими лицами, имеющими лицензию на данный вид деятельности.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что при рассмотрении поступивших заявок котировочная комиссия Заказчика, учитывая, что указанные выше методические рекомендации не имеют обязательного характера, приняла решение не ограничивать количество участников Запроса котировок, допустила и рассмотрела заявки, которые не имели лицензии на право проведение программы "Обучение пожарно-техническому минимуму и пожарной безопасности", но при этом содержали лицензии на образовательную деятельность.
Также представитель Заказчика пояснил, что в заявке победителя Запроса котировок имеется лицензия на образовательную деятельность, выданная Департаментом образования города Москвы, что соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в сфере лицензирования образовательной деятельности.
Комиссия ФАС России при проведении внеплановой проверки установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе требование о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Вместе с тем, требования к составу заявки установлены частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе, согласно которой заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы:
1) согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара;
2) предложение о цене контракта;
3) документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе, или копии таких документов;
4) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок;
5) декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе;
6) документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товара, работы или услуги условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, либо заверенные копии данных документов.
Согласно части 4 статьи 73 Закона о контрактной системе требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе информации и документов, не допускается.
Следовательно, Законом о контрактной системе не предусмотрено обязательного предоставления в составе заявке на участие в запросе котировок копии документа, подтверждающего соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Часть 7 статьи 78 Закона о контрактной системе устанавливает, что котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
В соответствии с Протоколом заявки на участие в Запросе котировок с порядковыми номерами 5, 8, 16, 28 признаны не соответствующими требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок и отклонены про причине не предоставления в составе заявок копии лицензии на образовательную деятельность.
С учетом вышеизложенного, действия Котировочной комиссии не допустившей к участию в Запросе котировок заявки с порядковыми номерами 5, 8, 16, 28 нарушают часть 7 статьи 78 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП.
На заседании Комиссии также установлено, что согласно Положению о лицензировании образовательной деятельности, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966 (далее - Положение), лицензия на образовательную деятельность выдается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в отношении видов образовательной деятельности, указанных в подпункте "а" пункта 2 Положения. В отношении иных видов образовательной деятельности лицензия выдается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, действия Заказчика неправомерно установившего требования к участникам Запроса котировок о наличии лицензии, выданной исключительно Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки на образовательную деятельность, и лицензии на право проведения программы "Обучение пожарно-техническому минимуму и пожарной безопасности" противоречит части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и нарушает часть 4 статьи 73 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 73 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Котировочной комиссии нарушение части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчиком по результатам проведения Запроса котировок заключен контракт, предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
4. Передать материалы дела от 02.09.2016 П-157/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 2 сентября 2016 г. N П-157/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.09.2016