Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу Ширяева Владимира Александровича (далее - Заявитель) на действия Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по модернизации и технической поддержке государственной информационной системы обязательного медицинского страхования (ГИС ОМС) (номер извещения 0273100001116000026) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостному критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки"
2. В Конкурсной документации отсутствует требование о наличии у участников закупки лицензии и сертификатов в части обеспечения информационной безопасности и защиты Государственной тайны.
3. Техническое задание Конкурсной документации содержит заведомо неисполнимую задачу в связи с необходимостью переаттестации ГИС ОМС.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.07.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 83 263 781,87 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 5 заявок от участников закупки;
5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 09.09.2016.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостному критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В Конкурсной документации установлены критерии:
- Цена Контракта (значимость критерия - 30%);
- Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (значимость критерия - 50%);
- Квалификация участников открытого конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта выполнения работ, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (значимость критерия - 20%).
В соответствии с Конкурсной документацией для оценки по нестоимостному "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" применяются показатели:
- "Предложение лучших условий по содержанию, объему и организации основных Работ", значимость указанного показателя - 30 % (далее - Показатель N 1);
- "Предложения по методам выполнения и по порядку применения совокупности методов выполнения, отвечающим функциональным требованиям Технического задания и отвечающие потребностям Заказчика", значимость указанного показателя - 50 % (далее - Показатель N 2);
- "Предложения по методам выполнения и по порядку применения совокупности методов выполнения, отвечающим нефункциональным (технологическим) требованиям Технического задания и отвечающие потребностям Заказчика", значимость указанного показателя - 20 %;
Согласно Конкурсной документации, в рамках показателя "Предложение лучших условий по содержанию, объему и организации основных Работ" установлен следующий порядок оценки:
"Наличие обоснованных дополнительных предложений, направленных на реализацию целей и задач, обозначенных в технической части конкурсной документации, и обеспечивающих наилучшие условия выполнения контракта, порядка оказания Работ, Услуг, улучшающих качественные и (или) количественные характеристики объекта закупки (по сравнению с положениями технических требований КД) и не вошедших в требования Технического задания
К расчету принимается только количество обоснованных предложений, сделанных участниками закупки. Количество баллов рассчитывается следующим образом:
ЦБi = 100*(Ki/Kmax)
ЦБi - цена баллов участника закупки
Ki - предложение участника закупки, заявка которого оценивается;
Kmax - сумма обоснованных предложений, сделанных всех участниками закупки
Участнику, получившему максимальное значение по указанной выше формуле присваивается 100 баллов.
Баллы остальных участников рассчитываются пропорционально по формуле:
Ni = 100*(ЦБi / ЦБmax )
ЦБmax - цена баллов участника, получившего 100 баллов
ЦБi - цена баллов участника закупки
Обоснованными предложениями считаются, такие предложения, которые обозначены явным образом как конкретное предложение и содержат подробное описание предложения и его обоснование (описания и развернутую аргументацию, из которых ясно, чем оно полезно Заказчику и почему оно полезно, исходя из целей и задач Работ, Услуг.
При отсутствии явным образом обозначенных предложений или наличии только необоснованных предложений или предложений, фактически не улучшающих (для Заказчика, по сравнению с исходными условиями, описанными к КД) условия выполнения контракта, присваивается 0 баллов. Сведения такого участника при расчете по вышеприведенной формуле не участвуют"
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу об установлении Заказчиком в Конкурсной документации по Показателю N 1 критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" формулы расчета баллов остальным участникам, не предусмотренной Правилами.
Кроме того, Заказчиком установлена трактовка значения Kmax, которая не соответствуют пунктам 23, 24 Правил, в соответствии с которыми:
"Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки".
Также Комиссией установлено, что в соответствии с Конкурсной документацией в рамках Показателя N 2 установлены следующие положения:
"Проработанность и применимость предложенных методов выполнения работ в соответствии с техническим заданием и порядка применения совокупности методов по выполнению работ в соответствии с техническим заданием, отвечающих функциональным требованиям Технического задания и отвечающих потребностям Заказчика.
Оценивается проработанность и применимость предложенных методов выполнения работ в соответствии с техническим заданием и порядка применения совокупности методов по выполнению работ в соответствии с техническим заданием, отвечающих функциональным требованиям Технического задания и отвечающих потребностям Заказчика".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки заявок по Показателю N 2 не позволяет определить предмет оценки, исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке Конкурсной комиссией и соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по указанному показателю, поскольку в Конкурсной документации не раскрыто содержание, определяющее какие именно совокупности методов отвечают потребностям Заказчика, и также проработанность и применимость предложенных методов выполнения работ в соответствии с Техническим заданием Конкурсной документации.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9
части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации не установлено требование о наличии у участников закупки лицензии и сертификатов в части обеспечения информационной безопасности и защиты Государственной тайны.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что исполнителю контракта не требуется модернизировать средства защиты информации, а только дорабатывать, либо перерабатывать программное обеспечение, чтобы разработанный им программный комплекс был совместим с программными и аппаратными средствами ГИС ОМС.
Кроме того, по мнению Заказчика, включение в Конкурсную документацию требований о наличие у участника Закупки необходимых лицензий и сертификатов в части обеспечения информационной безопасности и защиты Государственной тайны, повлечет за собой ограничение конкуренции.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, и не представил доказательств, подтверждающих обратное, в связи с чем, довод не нашел своего подтверждения.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком в Техническом задании Конкурсной документации установлены неисполнимые задачи: необходимость переаттестации ГИС ОМС.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в подпункте 4.1.5. Технического задания "Требования к защите информации от несанкционированного доступа" присутствуют требования к Исполнителю о выполнении работ по подготовке ГИС ОМС к аттестации согласно требованиям законодательства Российской Федерации. Таким образом, работы по аттестации ГИС ОМС будут проводиться Заказчиком отдельно, и в объект Закупки не входит.
Вместе с тем, заявитель на заседание Комиссии не явился, и не представил доказательств, подтверждающих обратное, в связи с чем, довод не нашел своего подтверждения.
4. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 N 1063 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Согласно части 3 Правил размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Пунктом 4 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Пунктом 5 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
При этом Комиссией установлено, что проект контракта, являющийся неотъемлемой частью Конкурсной документации, содержит следующие положения:
"7.5. За ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, Исполнитель вправе потребовать уплату штрафа. Размер штрафа установлен в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как ___* процента цены настоящего Контракта, что составляет __________________(______________________) рублей __ копеек.
*Устанавливается в размере 1,5%, 2 % или 2,5 % в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации N 1063 от 25 ноября 2013 года.
Рассчитывается от цены настоящего Контракта и с учетом требований Постановления Правительства Российской Федерации N 1063 от 25 ноября 2013 года.
7.8. За неисполнение или ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, Заказчик направляет требование об уплате неустойки (штрафа). Размер штрафа установлен в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как ___* процент цены настоящего Контракта, что составляет __________________(___________________) рублей ____ копеек.
* Устанавливается в размере 1%, 5 % или 10 % в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации N 1063 от 25 ноября 2013 года;
Рассчитывается от цены настоящего Контракта и с учетом требований Постановления Правительства Российской Федерации N 1063 от 25 ноября 2013 года".
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в проекте контракта не установлен соответствующий требованиям Правил размера штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также размера штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Таким образом, действия Заявителя, не установившего размер штрафа надлежащим образом, нарушают части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Частью 2 статьи 50 Закона о контактной системе предусмотрено, что к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в проекте государственного контракта не установлено обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Ширяева Владимира Александровича обоснованной в части ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостному критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение частей 5, 8, 13 статьи 34, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 06.09.2016 по делу N К-1437/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 6 сентября 2016 г. N К-1437-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.09.2016