На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)рассмотрев обращение ООО "РСФ" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ФГУП "Дирекция программы по развитию физической культуры и спорта" (далее - Заказчик) при проведении ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям республики Татарстан" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком, Аукционной комиссией Заказчика (далее - Аукционная комиссия) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение строительно-монтажных работ на объекте: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма", г. Краснодар. Реконструкция нежилого здания - легкоатлетический манеж, литера Б, под/Б, г. Краснодар, Центральный округ, ул. имени Буденного, д. 161, ул. имени Митрофана Седина, д. 148 (корректировка проекта) (номер извещения 0573100031516000024) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Аукционной комиссии Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком, в пункте 46 "Битумы нефтяные изоляционные", 47 "Битумы нефтяные кровельные" Приложения 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены противоречивые требования.
2. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, конкретные показатели результатов испытаний, а также компонентного состава товаров.
3. Пункт 54 "Материал рулонный" Приложения 1 к Техническому заданию документации об Аукционе не позволяет определить посыпку для лицевой стороны товара.
4. В пункте 68 "Дюбели" Приложения 1 Технического задания документации об Аукционе не возможно указать конкретное значение по показателям "Предельное отклонение по толщине" и "Предельное отклонение по ширине".
5. В информационной карте документации об Аукционе установлена противоречивая информация в части обеспечения исполнения контракта.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 17.08.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 379 446 300 рублей;
4) дата и время окончания подачи заявок - 01.09.2016;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 08.09.2016.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, в пункте 46 "Битумы нефтяные изоляционные", 47 "Битумы нефтяные кровельные" Приложения 1 к Техническому заданию документации об Аукционе по показателям "Температура размягчения" и "Глубина проникания иглы" не представляется возможным указать необходимое значение в соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе и требованиями ГОСТ 9812-74 "Битумы нефтяные изоляционные", ГОСТ 9548-74 "Битумы нефтяные кровельные" для каждой марки битума, поскольку одна марка битума может иметь только один показатель, вместе с тем, по мнению Заявителя в первой части заявки на участие в Аукционе участнику закупки необходимо указать три марки битума и один показатель.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В пункте 46 "Битумы нефтяные изоляционные", 47 "Битумы нефтяные кровельные" Приложения 1 к Техническому заданию документации об Аукционе в том числе установлено: "Марки: БНИ-IV-3, БНИ-IV, БНИ-V. Температура размягчения, °С: [65-75] или [75-85] или [90-100]°С. Глубина проникания иглы".
В пункте 47 "Битумы нефтяные кровельные" Приложения 1 к Техническому заданию документации об Аукционе в том числе установлено: "Марки: БНК-40/180, БНК-45/190, БНК-90/30. Глубина проникания иглы при 25 °С, 0,1 мм: [160-210] или [160-220] или [25-35]".
В пункте 1.2 ГОСТ 9812-74 "Битумы нефтяные изоляционные" в том числе установлено: "Марка БНИ-IV-3 - Температура размягчения 65-75; Марка БНИ-IV - Температура размягчения 75-85; Марка БНИ-V - Температура размягчения 90-100".
В пункте 1.2 ГОСТ 9548-74 "Битумы нефтяные кровельные" в том числе установлено: "Марка: БНК-40/180 - Глубина проникания иглы при 25 °С, 0,1 мм: 160-210; Марка: БНК-45/190 - Глубина проникания иглы при 25 °С, 0,1 мм: 160-220; Марка: БНК-90/130 - Глубина проникания иглы при 25 °С, 0,1 мм: 25-35".
В пункте 18 информационной карты документации об Аукционе в том числе установлено "Инструкция по заполнению заявки Участником Аукциона: В случае применения Заказчиком перечислений характеристик через союз "и", знаки "," ";", "/" - участник указывает показатели всех перечисленных Заказчиком характеристик.
В случае, если характеристики товара указаны с использованием нескольких значений, требования применяются к каждому значению.
При использовании союзов "или", "либо" - участник выбирает одно из значений. При использовании "и (или)" - участник предлагает несколько показателей или один (на свой выбор).
На заседании Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что согласно требованиям инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе участнику закупки в заявке на участие в Аукционе необходимо указать по каждой марке битума соответствующий показатель, а именно указать три марки битума и три соответствующих каждой марке битума показателя.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы не представил документы и доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, конкретные показатели результатов испытаний, а также компонентного состава товаров.
В приложении 1 к Техническому заданию документации об Аукционе в том числе установлено: "В пункте 52 "Грунтовка ГФ-021" Время высыхания до степени 3, не более при (105) °C, мин 35; при (20) °С, ч 24. Эластичность пленки при изгибе, мм, не более 1. Адгезия пленки, баллы, не более 1. Стойкость пленки к статическому воздействию 3%-ного раствора хлористого натрия, ч, не менее 24.Стойкость пленки к статическому воздействию минерального масла при (20) °С, ч, не менее 48. Расслаивание, мл, не более 5.
В пункте 4 "Песок для строительных работ": Полный остаток на сите N 063 должен быть более 30 % по массе.
В пункте 54 "Материал рулонный": Водопоглощение в течение 24 часов не должно быть более 1,0 % от массы. Гибкость на брусе, °С, не выше минус 15. Температура хрупкости вяжущего не выше -25°С. Теплостойкость не ниже 100°С".
В пункте 46 "Битумы нефтяные изоляционные" "Температура размягчения, °С: [65-75] или [75-85] или [90-100]°С. Глубина проникания иглы, 0,1 мм: при 25°С: [30-50] или [25-40] или [20-40]; при 0 °С, не менее 9. Температура вспышки, °С, не ниже 240. Растяжимость при 25°С, см, не менее: 2. Изменение массы после прогрева, %, не более 0,5. Водонасышенность за 24 ч, %, не более 0,10. ПДК должна быть 300 мг/м3".
В пункте 66 "Грунтовка для бетонных поверхностей": "Температура поверхности не должна быть ниже плюс пятидесяти градусов по Цельсию."
В пункте 47 "Битумы нефтяные кровельные" "Глубина проникания иглы при 25 °С, 0,1 мм: [160-210] или [160-220] или [25-35]. Температура размягчения по кольцу и шару, °С: [37-44] или [40-50] или [80-95]. Изменение массы после прогрева, %, не более 0,80. Глубина проникания иглы при 25 °С в остатке после прогрева, % от первоначальной величины, не менее 60. Температура вспышки °С, не ниже 240".
В пункте 68 "Дюбели": "Временное сопротивление Н/мм2 (кгс/мм2) должно быть в интервале не менее 310 (не менее 32)".
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результаты испытаний, компонентного состава товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Кроме того, аналогичные требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе конкретных показателей технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров установлены в том числе в приложении 1 к Техническому заданию документации об Аукционе.
Действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащие требования к товарам, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя пункт 54 "Материал рулонный" Приложения 1 к Техническому заданию документации об Аукционе не позволяет определить посыпку для лицевой стороны товара.
В пункте 54 "Материал рулонный" Приложения 1 к Техническому заданию документации об Аукционе в том числе установлено: "С лицевой стороны не крупнозернистая посыпка, с нижней стороны полимерная пленка".
На заседании Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что с лицевой стороны должна товара быть не крупнозернистая посыпка.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы не представил документы и доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, в пункте 68 "Дюбели" Приложения 1 к Техническому заданию документации об Аукционе невозможно указать конкретное значение по показателям "Предельное отклонение по толщине" и "Предельное отклонение по ширине".
В пункте 68 "Дюбели" Приложения 1 к Техническому заданию документации об Аукционе в том числе установлено: "Предельное отклонение по толщине, мм не должно превышать -0,2. Предельное отклонение по ширине, мм не должно превышать 6,0".
В пункте 18 информационной карты документации об Аукционе в том числе установлено: "В случае применения в "Приложении N1 к Техническому заданию": символа "", слов "не менее чем", "не менее", - участником предоставляется конкретное значение равное или превышающее указанное Заказчиком; символа "
", слов "не должно быть более", "не должна быть более", "не должно превышать", "не должна превышать", "не более" - участником предоставляется конкретное значение равное или менее указанного Заказчиком".
На заседании Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что в заявке на участие в Аукционе участнику закупки в отношение вышеуказанных показателей необходимо указать конкретное значение равное или менее указанного Заказчиком.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы не представил документы и доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
5. Согласно доводу жалобы Заявителя в информационной карте документации об Аукционе установлена противоречивая информация в части обеспечения исполнения контракта, поскольку в пункте 13 информационной карты документации об Аукционе установлено, что обеспечение исполнения контракта не требуется, вместе с тем, в пункте 14 информационной карты документации об Аукционе установлено что участнику Аукциона необходимо представить обеспечение исполнения государственного контракта.
Согласно части 2.1 статьи 96 Закона о контактной системе наряду с предусмотренными частью 2 статьи 96 Закона о контактной системе случаями, при которых заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта, Правительство Российской Федерации вправе определить случаи и условия, при которых в 2015 и 2016 годах заказчик вправе не устанавливать данное требование
В статье 37 Закона о контрактной системе установлены антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона.
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 11.03.2016 N182 установлено, что если проект контракта содержит условие о перечислении поставщику (подрядчику, исполнителю) авансовых платежей на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства либо финансовому органу субъекта Российской Федерации, муниципального образования в учреждениях Центрального банка Российской Федерации заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - контракт) в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта
В пункте 13 информационной карты документации об Аукционе установлено: "Обеспечение исполнения Контракта не требуется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2016 г. N182".
В пункте 2.6 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено: "Государственный заказчик перечисляет Исполнителю аванс на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, в размере 30% от цены контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации, в течение 30 (Тридцати) дней с даты заключения Контракта".
В пункте 14 информационной карты документации об Аукционе установлено: "Если при проведении Аукциона начальная (максимальная) цена Контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и Участником закупки, с которым заключается Контракт, предложена цена Контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены Контракта, Контракт заключается только после предоставления таким Участником обеспечения исполнения Контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения Контракта, указанный в настоящей Документации, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса)".
На заседании Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что установление антидемпинговых мер при проведении Аукциона в пункте 14 информационной карты документации об Аукционе является императивной нормой требования Закона о контрактной системе, вместе с тем обеспечении исполнения контракта не требуется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2016 г. N182.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы не представил документы и доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
Также, Комиссией установлено, что согласно решению комиссии ФАС России по контролю сфере закупок от 06.09.2016 N К-1438/16 в действиях Заказчика при проведении Аукциона выявлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системы, выразившееся в не установлении в проекте контратака документации об Аукционе срока действия контракта, части 13 статьи 34 Закона о контрактной систем, выразившиеся в не указании обязательного условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе выразившееся в не установлении надлежащим образом дополнительных требований к участнику закупки, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, статьи 99, Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1, 2 части 1 статьи 64, части 13 статьи 34, части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 06.09.2016 по делу N К - 1438/16, по данному делу предписание не выдавать.
3. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 06.09.2016 по делу N К - 1438/16 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 сентября 2016 г. N ВП-429/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.09.2016