На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 23.08.2016 N 1184/16 "О проведении плановой проверки" Инспекция ФАС России (далее - Инспекция)
в результате осуществления внеплановой проверки текущих закупок в рамках проведения плановой проверки закупок, объявленных в 2014-2016 гг., на предмет нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Федерального агентства по туризму (далее - Заказчик), Единой комиссии Заказчика (далее - Единая комиссия) при проведении Заказчиком, Единой комиссией, АО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки) электронных аукционов на право заключения контракта на оказание услуг по проведению межрегионального форума по вопросам развития доступного туризма в российских субъектах (номер извещения 0173100006516000057) (далее - Аукцион N 1), на оказание услуг по проведению практикума по вопросам организации туристских походов и летнего отдыха, в том числе на водоемах (номер извещения 0173100006516000068) (далее - Аукцион N 2), при проведении запросов котировок на право заключения контракта на оказание услуг по разработке методических рекомендаций по формированию структуры организаций туристской индустрии на основе оценки потребности в кадровых ресурсах в сфере туризма (номер извещения 0173100006516000067) (далее - Запрос котировок N 1), на приобретение презентационных панно, изготовленных методом гальванопластики с видами достопримечательностей города Москвы для нужд Федерального агентства по туризму (номер извещения 0173100006516000072) (далее - Запрос котировок N 2), на оказание услуг постоянного соединения по выделенной волоконно-оптической линии, подключения и использования глобальной сети Интернет для нужд Федерального агентства по туризму (номер извещения 0173100006516000073) (далее - Запрос котировок N 3), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 23.08.2016 N 1184/16,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с извещением о проведении Аукциона N 1, документацией об Аукционе N 1, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона N 1 размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) - 28.07.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 3 000 000 рублей;
3) на участие в Аукционе N 1 подано 6 заявок от участников закупки;
4) к участию в Аукционе N 1 допущено 2 участника закупки;
5) дата проведения Аукциона N 1 - 18.08.2016;
6) в период проведения Аукциона N 1 поданы предложения о цене контракта от 2 участников Аукциона N 1;
7) минимальное предложение о цене контракта - 2 970 000 рублей;
8) победителем Аукциона N 1 признано ООО "Флагман-Экспо" с минимальным предложением о цене контракта 2 970 000 рублей.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона N 2, документацией об Аукционе N 2, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона N 2 размещено в ЕИС - 17.08.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 201 150 рублей;
3) на участие в Аукционе N 2 подано 3 заявки от участников закупки;
4) к участию в Аукционе N 2 допущено 2 участника закупки;
5) дата проведения Аукциона N 2 - 01.09.2016;
6) в период проведения Аукциона N 2 поданы предложения о цене контракта от 2 участников Аукциона N 2;
7) минимальное предложение о цене контракта - 1 183 132,75 рубля;
8) победителем Аукциона N 2 признано ООО "Высокий статус" с предложением о цене контракта 1 183 132,75 рубля.
В соответствии с извещением о проведении Запроса котировок N 1, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Запроса котировок N 1 размещено в ЕИС - 16.08.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 460 000 рублей;
3) на участие в Запросе котировок N 1 подано 9 заявок от участников закупки;
4) к участию в Запросе котировок N 1 допущено 9 участников закупки;
5) победителем Запроса котировок N 1 признано ФГБОУ ВПО "Российский государственный университет туризма и сервиса" с предложением о цене контракта 158 000 рублей;
6) Заказчиком 05.09.2016 заключен контракт N 116-16-09-05-02 с ФГБОУ ВПО "Российский государственный университет туризма и сервиса" по цене 158 000 рублей.
В соответствии с извещением о проведении Запросе котировок N 2, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Запросе котировок N 2 размещено в ЕИС - 29.08.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 465 000 рублей;
3) на участие в Запросе котировок N 2 подано 2 заявки от участников закупки;
4) к участию в Запросе котировок N 2 допущено 2 участника закупки;
5) победителем Запроса котировок N 2 признано ООО "СОНА" с предложением о цене контракта 158 000 рублей.
В соответствии с извещением о проведении Запроса котировок N 3, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Запроса котировок N 3 размещено в ЕИС - 31.08.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 500 000 рублей;
3) дата окончания подачи заявок на участие в Запросе котировок N 3 - 12.09.2016.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Вместе с тем, согласно части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе N 1 от 16.08.2016 N 0173100006516000057-1-1 участнику закупки с порядковым номером заявки "1" отказано в допуске, поскольку в составе первой части заявки предоставлена информация в отношении товара используемого при оказании услуг несоответствующая требованиям документации об Аукционе N 1, а именно: "В заявке участник закупки предоставил по позиции 3 "Ручка шариковая", в том числе, следующие сведения: "Приведение в действие поворотного механизма выдвижения пишущего узла ручки будет обеспечиваться крутящим моментом 0,016 кгсм".
Кроме того, по аналогичным основаниям отклонены заявки участников с порядковыми номера "2", "5", "6".
В Приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе N 1 установлены следующие требования:
"1. Блокнот: должен быть в клетку без полей, со скреплением листов в блок клеевым бесшвейным скреплением, со скреплением блока с обложкой крытьем в роспуск; с переплетной крышкой на форзаце; с обложкой на форзаце. Объем блокнота 96 листов. Ширина блокнота более 140 и менее 150 мм. Высота блокнота более 200 и не более 220 мм. Блок блокнота должен быть выполнен из бумаги писчей по ГОСТ 18510-87. Марка бумаги писчей, из которой должен быть выполнен блок блокнота А или Б. Форзац блокнота должен быть выполнен из бумаги форзацной по ГОСТ 6742-79. Переплетная крышка блокнота должна быть выполнена из картона. Обложка блокнота должна быть выполнена из бумаги для сувенирных изделий. Размер стороны клетки в блокноте более 4 и менее 7 мм. Толщина линии, образующей клетки в блокноте не 0,4 мм. Цвет линии, образующей клетки в блокноте зеленый; фиолетовый. Непролиновка линии, образующей клетки в блокноте должна отсутствовать. Минимальная масса бумаги писчей площадью 1 м2, из которой должен быть выполнен блок блокнота 73 г. Наименьшая непрозрачность бумаги писчей, из которой должен быть выполнен блок блокнота 94 %. Бумага писчая, из которой должен быть выполнен блок блокнота, изготовлена из 100% беленой целлюлозы; из беленой целлюлозы с введением не менее 25% беленой хлопковой целлюлозы. Обрез торцов блокнота должен быть ровным, чистым. Углы блокнота закругленные или прямые. Блокнот не должен иметь надрывов, помарок, порезов, подтеков клея, отслоений, морщин, складок, пузырей, залощенных и матовых полос и других дефектов, ухудшающих товарный вид изделия.
2. Папка-фолдер: должна вмещать документы формата до А4. Клапаны папки с одной стороны; с двух сторон. Высота нижнего кармана папки не < 40 мм, ширина бокового кармана папки < 40 мм. Материал изготовления папки двухсторонний мелованный картон плотностью не менее 270 и не более 300 г/ м2 или двухсторонняя мелованная бумага плотностью не менее 270 и не более 300 г/ м2. Папка цельнокроеная; с приклеенными карманами. Цветность печати папки 4+0 или 4+1 или 4+4. Папка должна быть с прорезью для визитки. Габаритные размеры папки: высота < 303 мм, ширина не > 215 мм, толщина более 5 мм.
3. Ручка шариковая: должна быть с пастой на маслянистой основе синего или черного цвета. Исполнение ручки должно быть с одним сменным выдвижным или неподвижным пишущим узлом с наибольшим диаметром шарика 1,2 мм. Пишущий узел ручки в рабочем положении не должен перемещаться при письме при приложении осевого усилия 9,8 Н. Наконечник пишущего узла в рабочем положении должен выступать из корпуса ручки на минимально 2,5 мм. Ручка с пружинным или поворотным механизмом выдвижения. Пишущий узел в нерабочем положении не должен выступать из корпуса ручки. Приведение в действие поворотного механизма выдвижения пишущего узла ручки должно обеспечиваться крутящим моментом 0,016 кгсм. Приведение в действие пружинного механизма выдвижения пишущего узла ручки должно обеспечиваться усилием 0,6 кгс. Механизм выдвижения должен обеспечивать бесперебойное выдвижение пишущего узла в рабочее положение и возврат его в нерабочее положение. Пишущий узел в ручке должен быть малого объема без упора или с упором по ГОСТ 29282-92 с сверхтонкой или тонкой или средней шириной линии письма. Длина пишущего узла в ручке > 82 мм. Максимальный диаметр пишущего узла в ручке не более 3,8 мм. Наименьший нижний предел длины линии пишущего узла, образованная при письме шариком диаметром 1,0 мм 770 м. Части ручки с неподвижным пишущим узлом, окрашенные в цвет пасты: колпачок; крышка ручки со стороны, противоположной наконечнику пишущего узла. Корпус ручки пластиковый/металлический с металлическим наконечником со стороны наконечника пишущего узла. Металлический наконечник корпуса ручки должен быть изготовлен из коррозионно- стойкого металла и/или должен иметь защитно-декоративное покрытие. Корпус ручки должен иметь резиновый упор для пальцев.
4. Бейдж участника: Бейдж из ламинированного картона плотностью > 110 г/м2; из пластика. Габаритные размеры бейджа: минимально 125х75 мм, толщина менее 1 мм. Бейдж с 1 или 2 отверстиями для крепления на шнурок продолговатой формы со скругленными углами или круглой формы. Шнурок на шею должен быть в комплекте с бейджем. Углы бейджа должны быть скругленные. Формат бейджа должен быть вертикальный. Ламинация бейджа матовая; глянцевая. Длина отверстия для крепления на шнурок не > 22 мм, максимальная высота отверстия для крепления на шнурок 10 мм. Диаметр отверстия для крепления на шнурок не > 10 мм. Расстояние между отверстиями для крепления на шнурок > 55 мм."
Вместе с тем, в соответствии с документацией об Аукционе N 1 пунктом 3.2 II части Информационный карты установлено: "В случае установления в Приложении N 1 к Техническому заданию соответствующего минимального значения показателя товара с использованием слов/словосочетаний/символов "не менее_", "не ниже_", "наименьший (-ая; -ое; -ые во всех падежах)", "", "не <" участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя, равное или превышающее установленное в Приложении N 1 к Техническому заданию минимальное значение показателя товара без использования слов/словосочетаний/символов "не менее_", "не ниже_", "наименьший (-ая; -ое; -ые во всех падежах)", "", "не <". В случае установления соответствующего минимального значения показателя в виде "_х_", участник аукциона в первой части заявки должен указать значение показателя, равное или превышающее минимальное значение по каждому из измеряемых показателей, разделенных знаком "х".
- в случае установления в Приложении N 1 к Техническому заданию соответствующего максимального значения показателя товара с использованием слов/словосочетаний/символов "не более _", "не выше_", "наибольший (-ая; -ое; -ые во всех падежах)", "не >" участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе обязан указать единицу измерения показателя, конкретное значение показателя, не превышающее установленного в Приложении N 1 к Техническому заданию максимального значения показателя товара без использования слов/словосочетаний/символов "не более _", "не выше_", "наибольший (-ая; -ое; -ые во всех падежах)", "не >". Во всех иных случаях требования к показателям товаров, установлены в виде значений, которые не могут изменяться, и участник закупки должен предоставить сведения о значениях данных показателей точно в соответствии с требованиями Технического задания без использования слов "должен (-на; -но;-ны)" , "должен (-на; -но;-ны) быть".
Изучив первую часть заявки с порядковым номером "1" на участие в Аукционе N 1, Инспекция установила, что заявка содержит следующие сведения в отношении товара по позиции 3 "Ручка шариковая": "Приведение в действие поворотного механизма выдвижения пишущего узла ручки будет обеспечиваться крутящим моментом 0,016 кгсм".
Вместе с тем, на заседании Инспекции установлено, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе N 1, не позволяет определить, как необходимо указывать участникам закупки указанный показатель, в виде неизменяемого значения или в виде конкретного показателя.
Инспекция приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе N 1, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе N 1 помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результаты испытаний. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Учитывая изложенное документация об Аукционе N 1 содержит ненадлежащую инструкцию по заполнению заявок, а также установлены излишние требования к описанию товаров, необходимых для оказания услуг, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с тем, что изложенные нарушения явились основанием отклонения заявок с порядковыми номерами "1", "2", "5", "6", действия Единой комиссии не соответствуют части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе N 2 участникам закупки необходимо представить, в том числе конкретные показатели в отношении "п. 17 Бумажный пакет с нанесением логотипа заказчика", "п. 18 Пластиковый бейдж участника", "п. 19 Сертификат участника".
Вместе с тем, из условий Технического задания документации об Аукционе N 2 следует, что исполнителю необходимо изготовить "п. 17 Бумажный пакет с нанесением логотипа заказчика", "п. 18 Пластиковый бейдж участника", "п. 19 Сертификат участника" в связи с тем, что условиями Технического задания документации об Аукционе N 2 предусмотрено нанесение на "бумажный пакет" логотипа Заказчика, на "пластиковый бейдж участника" - логотипа мероприятия, на "сертификат участника" - эмблемы Заказчика, а также дополнительной персонализации.
Кроме того, "бумажный пакет с нанесением логотипа заказчика", "пластиковый бейдж участника", "сертификат участника"
В связи с изложенным, Инспекция приходит к выводу, что "п. 17 Бумажный пакет с нанесением логотипа заказчика", "п. 18 Пластиковый бейдж участника", "п. 19 Сертификат участника" не являются товарами, используемыми для оказания услуг, являющихся объектом закупки. При этом Заказчиком осуществляется закупка услуг по изготовлению "бумажного пакета с нанесением логотипа заказчика", "пластикового бейджа участника", "сертификата участника".
Таким образом, Заказчиком установлены требования к описанию участниками Аукциона N 2 в составе заявок на участие в закупке, помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, показателей результатов оказываемых услуг по изготовлению "бумажного пакета с нанесением логотипа заказчика", "пластиковогобейджа участника", "сертификата участника".
В соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе N 2 участникам закупки необходимо представить, в том числе конкретные показатели в отношении: "п. 1 Каша овсяная с маслом","п. 8 Спагетти "Болоньезе".
При этом Техническим заданием документации об Аукционе N 2 установлены, в том числе следующие требования к "Каше овсяной с маслом": "Каша приготовлена из овсяных хлопьев, не требующих варки. Сорт - высший; первый. Влажность исходных хлопьев 12%", к "Спагетти "Болоньезе": "Пищевая и энергетическая ценность (на 100 гр.): белков от 10,0 до 15,3 гр, углеводов от 71,9 до 82,3 гр., жиров от 1,1 до 1,6 гр., калорийность должна быть от 305 до 345 ккал".
Кроме того, Техническим заданием документации об Аукционе также установлены, например, следующие требования:
к "Чаю листовому черному пакетированному": "цвет разваренного листа недостаточно однородный (коричневый) или однородный (коричнево-красный), массовая доля влаги не более 8 %, массовая доля водорастворимых экстрактивных веществ должна быть не менее 32 %";
к "Сахару": "крепость (т.е. временное сопротивление параллелепипеда раздробляющего давления пресса Бонвеча) не менее 15 кгс/см2";
к "Маслу": "Поверхность на срезе должна быть блестящая; слегка матовая; с наличием мелких капелек влаги";
к "Блокноту на боковой спирали": "Обложка и подложка блокнота должны быть изготовлены и отпечатаны на лентикулярных листах с подготовленным полноцветным абстрактным или художественным изображением. Лентикулярный материал должен быть изготовлен из PETG (полиэтилентерефталатгликоля) литьевым мето-дом и должен обладать следующими характери-стиками: толщина растра - не менее 0,680 мм и не более 0,700 мм, преломле-ние растра должно быть от 1,52 до 1,65, угол обзо-ра линзового растра дол-жен быть в пределах от 40 до 50 градусов, линиатура не менее 85 lpi, угловое разрешение микролинзы не менее трех градусов. Лентикулярный материал должен обеспечивать эф-фекты: стерео/варио, ани-мация, морфинг, зум и 3D".
Таким образом, Заказчиком установлены требования к описанию участниками закупки в составе заявок на участие в Аукционе N 2 компонентного состава веществ, используемых при изготовлении товаров.
В соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе N 2 участникам закупки необходимо представить, в том числе конкретные показатели в отношении: "п. 3 Джем нестерилизованный фруктовый", "п. 9 Напиток ягодный".
При этом Техническим заданием документации об Аукционе N 2 установлены следующие требования к "Джему нестерилизованному фруктовому": виды джема: абрикосовый; персиковый, вишневый; клубничный, яблочный; грушевый", к "Напитку ягодному": "клюквенный; вишневый; черная смородина".
Вместе с тем, указанные характеристики не являются предусмотренными пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе функциональными, техническими, качественными и (или) эксплуатационными характеристиками объекта закупки, в отношении которых участниками закупки в соответствии с частью 2 статьи 33, частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе необходимо указать в составе заявки на участие в закупке конкретные показатели товаров.
Инспекция приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе N 2, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе N 2 помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретных показателей технологических процессов изготовления указанных товаров, компонентоного состава веществ, используемых при изготовлении товаров, результатов испытаний, результатов оказания услуг, а также характеристик товаров, не являющихся функциональными, технологическими, качественными и(или) эксплуатационными характеристиками товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Учитывая изложенное документация об Аукционе N 2 содержит ненадлежащую инструкцию по заполнению заявок, а также установлены излишние требования к описанию товаров, необходимых для оказания услуг, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с тем, что изложенные нарушения явились основанием отклонения заявки с порядковыми номером "3", отклонение заявки с порядковым номером "3" является неправомерным и не соответствует части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
На заседании Инспекции установлено, что пунктами 4, 5 Приложение N 1 Технического задания документации об Аукционе N 2 установлено: "Чай листовой черный пакетированный ГОСТ 1938-90", "Сахар ГОСТ 22-94".
На заседании Инспекции установлено, что ГОСТ 1938-90. "Межгосударственный стандарт. Чай черный байховый фасованный. Технические условия" заменен на ГОСТ 32573-2013. "Межгосударственный стандарт. Чай черный. Технические условия" с 01.07.2015, ГОСТ 22-94. "Межгосударственный стандарт. Сахар-рафинад. Технические условия" утратил силу с 01.07.2011.
Вместе с тем, на заседании Инспекции, Заказчик не представил пояснений и доказательств, подтверждающих необходимость использования ГОСТ 1938-90. "Межгосударственный стандарт. Чай черный байховый фасованный. Технические условия", ГОСТ 22-94. "Межгосударственный стандарт. Сахар-рафинад. Технические условия" в документации об Аукционе N 2.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает,в том числе следующие единые требования к участникам закупки: участник закупки не является офшорной компанией.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1.4.2.8 документации об Аукционе N 2 установлено требование к участникам Аукциона N 2: участник электронного аукциона не является офшорной компанией.
При этом подпунктом 2 пункта 3.2.4 документации об Аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и информацию: "документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии та-ких требований в Информационной карте аукциона), или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3-10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе".
Таким образом, Заказчиком в документации об Аукционе N 2 неправомерно установлено требование о предоставлении участниками Аукциона N 2 в составе заявки на участие в закупке декларации о том, что участник Аукциона N 2 не является офшорной компанией.
Указанные действия Заказчика не соответствуют части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться, в том числе следующая информация: форма заявки на участие в запросе котировок, в том числе подаваемой в форме электронного документа.
Частью 4 статьи 73 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе информации и документов, не допускается.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к таким услугам относится, в том числе, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом из положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок следует, что применение заказчиком положений пункта 1 части 1 статьи 31 или части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе при установлении требований к участникам закупки, предусмотренным Постановлением N 1457, является надлежащим исполнением указанного постановления.
Приложением N 3 к извещению о проведении Запроса котировок N 1, установлена форма заявки на участие в Запросе котировок N 1.
Пунктом 4 указанной формы установлено следующее: "Мы подтверждаем, что не относимся к организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики".
Учитывая, что Законом о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень документов и сведений, которые должны входить в состав заявки участников закупки, а также, что действующее законодательство Российской Федерации о контрактной системе не содержит порядок подтверждения отсутствия контроля над организацией иностранных граждан Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, Инспекция приходит к выводу о том, что Заказчиком в Извещении о проведении Запроса котировок N 1 установлены требования о предоставлении участниками закупки в составе заявок на участие в Запросе котировок N 1 документов и сведений, не предусмотренных Законом о контрактной системе.
Кроме того, формой заявки на участие в Запросе котировок N 1 предусмотрено обязательное требование о наличии в заявке на участие в Запросе котировок N 1 печати.
При этом в соответствии с частью 7 статьи 2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" акционерное общество вправе иметь печать, в соответствии с частью 5 статьи 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество с ограниченной ответственностью вправе иметь печать.
Таким образом, установление требования об обязательном наличии в составе заявки на участие в Запросе котировок N 1 печати, может повлечь ограничение количества участников закупки.
Кроме того, положениями статьи 73 Закона о контрактной системе не предусмотрено требование об обязательном наличии в заявке на участие в запросе котировок печати.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают часть 4 статьи 73 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Согласно извещению о проведении Запроса котировок N 2 объектом закупки является поставка презентационных панно, изготовленных методом гальванопластики с видами достопримечательностей города Москвы для нужд Федерального агентства по туризму.
Вместе с тем, согласно пункту 21 извещения о проведении Запроса котировок N 2 Заказчиком в соответствии с Постановлением N 1457 установлен запрет допуска работ, услуг организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
При этом запрет, установленный Постановлением N 1457, не распространяется на поставку товаров.
В связи с изложенным, Инспекция приходит к выводу, что Заказчиком при проведении Запроса котировок N 2 установлены требования к участникам закупки, не предусмотренные Законом о контрактной системе, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Приложением N 3 к извещению о проведении Запроса котировок N 2, установлена форма заявки на участие в Запросе котировок N 2.
При этом формой заявки на участие в Запросе котировок N 2 предусмотрено обязательное требование о наличии в заявке на участие в Запросе котировок N 2 печати.
Указанные действия Заказчика нарушают часть 4 статьи 73 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Инспекция приходит к выводу, что нарушения Закона о контрактной системе, указанные в пунктах 6, 7 настоящего решения, не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) поскольку Единой комиссией принято решение о соответствии всех заявок на участие в Запросе котировок N 2.
8. Приложением N 3 к извещению о проведении Запроса котировок N 3, установлена форма заявки на участие в Запросе котировок N 3.
Пунктом 5 указанной формы установлено следующее: "Мы подтверждаем, что не относимся к организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики".
Таким образом, Заказчиком в извещении о проведении Запроса котировок N 3 установлены требования о предоставлении участниками закупки в составе заявок на участие в Запросе котировок N 3 документов и сведений, не предусмотренных Законом о контрактной системе.
Кроме того, формой заявки на участие в Запросе котировок N 3 предусмотрено обязательное требование о наличии в заявке на участие в Запросе котировок N 3 печати.
Указанные действия Заказчика нарушают часть 4 статьи 73 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
9. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация: информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 Закона о контрактной системе (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 статьи 42 Закона о контрактной системе (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно извещению о проведении Запроса котировок N 3 объектом закупки является оказание услуг постоянного соединения по выделенной волоконно-оптической линии, подключения и использования глобальной сети Интернет.
Вместе с тем, на заседании Инспекции установлено, что согласно пунктам 1, 7 Технического задания извещения о проведении Запроса котировок N 3 исполнителю необходимо также оказать "услуги телематических служб (в том числе служба электронной почты E-Mail (до 100 почтовых ящиков в домене "Исполнителя")"; "услуги по сопровождению программного обеспечения Федерального агентства по туризму (Консультант плюс, Гарант, Правовая система Кодекс, Система "Континент", Система "Контур-Экстерн")".
При этом оказание услуг телематических служб, услуг по сопровождению программного обеспечения Федерального агентства по туризму (Консультант плюс, Гарант, Правовая система Кодекс, Система "Континент", Система "Контур-Экстерн") функционально и технологически не связаны с оказанием услуг постоянного соединения по выделенной волоконно-оптической линии, подключения и использования глобальной сети Интернет.
Кроме того, в соответствии Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", частью 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
При этом для оказания услуг по сопровождению программного обеспечения не требуется получение лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
В связи с изложенным, Инспекция приходит к выводу, что Заказчиком при проведении Запроса котировок N 3 объединены в один объект закупки функционально и технически не связанные услуги, что не соответствует положениям статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушает пункт 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 23.08.2016 N 1184/16, Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 73, части 4 статьи 73 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Единой комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по нарушениям, указанным в пункте 1 выдано предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации в сфере закупок по делу от 29.08.2016 N К-1381/16, по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что выявленные нарушения, указанные в пунктах 6, 7 не повлияли на результаты проведения Запроса котировок N 2, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
5. В связи с тем, что Заказчиком по результатам проведения Запроса котировок N 1 заключен контракт, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, указанных в пункте 5 не выдавать.
6. Выдать Заказчику, Единой комиссии предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, указанных в пунктах 2-4, 8, 9.
7. Передать материалы дела от 09.09.2016 N П-163/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 9 сентября 2016 г. N П-163/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2016