Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Голос" (далее - Заявитель) на действия ГКУ Тюменской области "Управление автомобильных дорог" (далее - Заказчик), Управления государственных закупок Тюменской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту: "Строительство транспортной развязки на пересечении ул. Пермякова с автомобильной дорогой "Тюмень-Боровский-Богандинский" (номер извещения 0167200003416005135) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Уполномоченным органом Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчик, Уполномоченный орган:
1. В документации об Аукционе установлен ненадлежащий объем привлечения субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, кроме того указанная информация отсутствует в извещении о проведении закупки.
2. Документация об Аукционе не содержит срок оплаты по статье непредвиденные расходы.
3. Документация об Аукционе содержит ненадлежащие сроки начала выполнения работ в рамках государственного контракта.
4. В Приложение N1 "Описание объекта закупки" к документации об Аукционе неправомерно установлено требованию к описанию только одного товара (материала) используемого при выполнении работ.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 23.08.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 000 191 965 рублей;
4) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки;
5) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлен ненадлежащий объем привлечения субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, кроме того указанная информация отсутствует в извещении о проведении закупки размещенном в ЕИС (далее - Извещение).
Согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что пункт 22 Извещения содержит в себе указание на обязанность участника закупки, не являющегося субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
При этом пунктом 5.3 раздела 5 документации об Аукционе установлено требование к участникам закупки, не являющимся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированный некоммерческих организаций в размере 20% цены контракта.
Также представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что пункт 2.29 проекта государственного контракта документации об Аукционе, на который ссылается Заявитель, содержит условие об объеме привлечения Подрядчиком, не являющемимся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, к исполнению государственного контракта субподрядчиков, из числа субъектов малого предпринимательства в объеме 20% от цены Контракта пропорционально объёму финансирования в текущем году, что является условием исполнения контракта и не противоречит требованиям части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель явку на заседание Комиссии не обеспечил, и не представил доказательств подтверждающих обратное, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта документации об Аукционе не установлен срок оплаты по статье непредвиденные расходы.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Пунктом 5.7 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что оплата производится в течение 30 календарных дней после подписания акта выполненных работ (форма КС-2) по факту выполнения работ и на основании представленной подрядчиком справки о стоимости выполненных работ (форма КС-3) при условии, что работы выполнены качественно, надлежащим образом и в установленные контрактом сроки.
Также, пункт 5.10 проекта государственного контракта документации об Аукционе содержит положения, согласно которым окончательная оплата за выполненные работы, связанные с переносом или переустройством инженерных коммуникаций, производится после получения Заказчиком комплекта исполнительной документации и акта сдачи-приемки, освидетельствованных собственником, исполнительной топографической съемки, заключения о готовности коммуникаций к эксплуатации.
Согласно пункту 5.11 проекта государственного контракта документации об Аукционе расчеты по статье "непредвиденные работы" и затраты производятся в размере 1,5 % от строительно-монтажных работ, оплачиваются процентом с расшифровкой затрат.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснил, что непредвиденные работы и затраты в соответствии с МДС 81-35.2004 "Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" (далее - Методика) оплачиваются для возмещения стоимости работ и затрат, потребность в которых возникает в ходе строительства в результате уточнения проектных решений или условий строительства в отношении объектов (выполнения видов работ), предусмотренных в утвержденном проекте. В соответствии с пунктом 4.33 Методики: "С целью определения полной стоимости объекта, необходимой для расчетов за выполненные работы между заказчиком и подрядчиком, в конце объектной сметы к стоимости строительных и монтажных работ, определенной в текущем уровне цен, рекомендуется дополнительно включать средства на покрытие лимитированных затрат, в том числе:
- на удорожание работ, выполняемых в зимнее время, стоимость временных зданий и сооружений и другие затраты, включаемые в сметную стоимость строительно-монтажных работ и предусматриваемые в составе главы "Прочие работы и затраты" сводного сметного расчета стоимости строительства, - в соответствующем проценте для каждого вида работ или затрат от итога строительно-монтажных работ по всем локальным сметам, либо в размерах, определяемых по расчету;
- часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты, предусмотренного в сводном сметном расчете, с учетом размера, согласованного заказчиком и подрядчиком для включения в состав твердой договорной цены на строительную продукцию".
Таким образом, в проекте государственного контракта расчеты по статье "непредвиденные работы и затраты" производятся в размере 1,5 % от строительно-монтажных работ, оплачиваются процентом с расшифровкой затрат путем включения в составленные формы КС-2, КС-3, при этом порядок приемки и оплаты не зависимо от видов работ, предусмотрен разделами 4, 5 проекта государственного контракта документации об Аукционе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, и не представил доказательств, подтверждающих обратное.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены невыполнимые сроки начала выполнения работ в рамках государственного контракта, поскольку Приложение N 3 "Календарный график производства работ" к государственному контракту документации об Аукционе предусматривает начало выполнения работ в сентябре 2016 года.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 9 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
В соответствии с частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
На заседании комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что Приложение N 3 "Календарный график производства работ" к государственному контракту документации об Аукционе предусматривает начало выполнения работ с сентября 2016 года.
Кроме того, согласно Извещению и документации об Аукционе дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе 08.09.2016, при этом дата проведения аукциона в электронной форме 12.09.2016.
Учитывая вышеуказанные сроки Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом установлены сроки позволяющие приступить к выполнению работ в рамках государственного контракта, и не противоречат положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
При этом, Заявитель на заседание Комиссии не явился, и не представил доказательств подтверждающих, что указанные сроки ограничивают количество участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в Приложении N1 "Описание объекта закупки" к документации об Аукционе неправомерно установлено требованию к описанию только одного товара (материала) используемого при выполнении работ.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что Заказчиком, Уполномоченным органом установлены требования к поставляемому материалу (материалу) в соответствии с потребностями Заказчика, Уполномоченного органа, кроме того, законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не установлено требование об обязательном описании всех возможных товаров или материалов в составе первых частей заявок, которые будут использованы при оказании услуги или выполнении работы, в связи с чем Заказчиком, Уполномоченным органом дано описание основополагающего при данном объекта закупки материала, а именно: "Асфальтобетон пористый из горячей крупнозернистой смеси марки".
Вместе с тем, Заявитель явку на заседание Комиссии не обеспечил, и не представил доказательств подтверждающих обратное, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Голос" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 сентября 2016 г. N К-1465-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.09.2016