Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 сентября 2016 г. N П-165/16 РЕШЕНИЕ
по делу N П-165/16 о результатах внеплановой проверки
соблюдения законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
14.09.2016 |
Москва |
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение Центра независимого мониторинга исполнения указов Президента Российской Федерации "Народная экспертиза" Общероссийского народного фронта (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Областного государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области" (далее - Заказчик) при осуществлении Заказчиком закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на право заключения контракта на обеспечение бесперебойного и безопасного дорожного движения транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования, находящихся в государственной собственности Иркутской области (номер реестровой записи контракта - 2380805944116000044) (далее - Закупка у единственного исполнителя), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Закупки у единственного исполнителя.
По мнению Заявителя Заказчиком:
1) неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем осуществления Закупки у единственного исполнителя на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе;
2) техническое задание, график исполнения работ, являющиеся неотъемлемой частью контракта, заключенного по результатам осуществления Закупки у единственного исполнителя, не размещены Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с пунктом 9 статьи 103 Закона о контрактной системе контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.
Согласно государственному контракту на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности Иркутской области, от 09.08.2016, опубликованному в ЕИС 09.08.2016, предметом Закупки у единственного исполнителя является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности Иркутской области, в целях обеспечения бесперебойного и безопасного дорожного движения транспортных средств.
При этом в качестве основания заключения вышеуказанного контракта Заказчиком указан пункт 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, который предполагает возможность закупки определенных работ, услуг в следствии аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, непреодолимой силы, в количестве, объеме которые необходимы для ликвидации последствий, возникших в следствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы.
При этом Заказчик в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе обязан обосновать заключение контракта, по результатам осуществления Закупки у единственного исполнителя, в том числе: "невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта - в документально оформленном отчете".
Так, согласно письменным пояснениям Заказчика, контракт от 09.08.2016 N 02/242-16 заключен с ОАО "Дорожная служба Иркутской области" по результатам осуществления Закупки у единственного исполнителя на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в связи с тем, что Заказчик лишен возможности исполнить обязанность по обеспечению содержания областных автомобильных дорог общего пользования ввиду завершения исполнения предыдущего контракта и отсутствия возможности завершения процедуры закупки заключения нового контракта, поскольку Комиссией Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок выдано предписание от 05.07.2016 по делу N К-1061/16 об аннулировании определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Учитывая вышеизложенное, по мнению Заказчика, возникла необходимость заключения контракта от 09.08.2016 N 02/242-16.
Вместе с тем, положения пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе связывают возможность осуществления закупки у единственного исполнителя с наличием юридически значимых обстоятельств: наличие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, когда применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
При этом из письменных пояснений Заказчика не следует, что обстоятельства, приведенные Заказчиком, обладают свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости и являются основанием для заключения государственного контракта, по результатам осуществления Закупки у единственного исполнителя.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, заключившего государственный контракт по результатам проведения Закупки у единственного исполнителя, нарушают часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с Законом о контрактной системе были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 статьи 103 Закона о контрактной системе и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение трех рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в указанный орган в течение трех рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
В соответствии с информацией из ЕИС сведения о контракте от 09.08.2016 N 02/242-16, а также текст контракта размещены Заказчиком в ЕИС 09.08.2016.
При этом приложения к контракту от 09.08.2016 N 02/242-16, являющиеся его неотъемлемой частью, в том числе техническое задание, график исполнения работ, предусмотренных контрактом, размещены Заказчиком в ЕИС с нарушением регламентированного Законом о контрактной системе срока, а именно 01.09.2016.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 103 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 5 статьи 24, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что Заказчиком по результатам Закупки у единственного исполнителя заключен контракт, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
3. Передать материалы дела от 14.09.2016 N П-165/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 сентября 2016 г. N П-165/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.09.2016